Тема: «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Цель: формирование позитивной самооценки.

Задачи:

5. Познакомить педагогов с понятием самооценки и её видами.

6. Определить актуальную самооценку педагогов.

7. Развивать интерес педагога к собственному «Я».

8. Способствовать коррекции эмоционального самоотношения.

Теоретическая часть

«Самооценка и ее влияние на формирование личности»

Наиболее важным для формирования самооценки являются первые 5 лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на те оценки, которые ему дают родители и педагоги. Одна из причин низкой самооценки у ребенка – это низкая самооценка у воспитывающих его взрослых, в частности педагогов. Заниженная самооценка у детей это очень плохо! Ведь ребенок с заниженной самооценкой не получает полноценного развития, что, в свою очередь, приводит к ряду моральных травм и комплексов. Вопросы ведущего к педагогам:

Какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки у ребенка? Какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки у ребенка?

Самооценка – это то, как вы относитесь к себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств.

Уровень самооценки – это ваш субъективный взгляд на себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценки обычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным, воспринимается, в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании, и влияет на отношение к себе.

Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Думаешь ли ты, что ты можешь или что не можешь — в обоих случаях ты прав. (Г. Форд. http://greatwords.ru/quote/6083 Великие слова – цитаты, афоризмы, высказывания) Высокий уровень самооценки исключительно важен, он ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Когда ваша самооценка улучшается, то улучшается и ваша отдача во всех сферах жизни. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Формирование высокого уровня самооценки напрямую влияет на всю вашу жизнь.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка характеризует человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Основным признаком низкой самооценки является то, что человек думает плохо только о себе, но не о других, считает себя плохим, а других – хорошими.

Психологически зрелый человек обладает чувством собственного достоинства – он уважает и любит себя, доверяет себе, независимо от того, какие поступки, хорошие или плохие, совершает. Он принимает себя таким, каков он есть.

При этом в случае совершения плохих поступков или неправильного поведения психологически полноценная личность испытывает чувство вины, стыда или раскаяния. Люди же с заниженной самооценкой испытывают эти чувства, даже не совершая плохих поступков. Вот в чем различие.

Участникам предлагается выполнить упражнение "Мы похожи?"

Инструкция: В парах в течение 4 минут необходимо вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные. Но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другим.

Причины низкой самооценки:

Постоянное общение с обществом негативно настроенных людей.

Способности человека, внешний облик или интеллект, неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями. Но, согласитесь, независимо от того, как вы выполните задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Ведь возможно, что в основе их критики лежит желание повысить чувство собственной значимости.

Придание необоснованно большого значения событию, в котором вы потерпели поражение. Между тем неудачи - это неотъемлемые составляющие успеха. Если терпите неудачу, нельзя считать, что вы плохой человек или неудачник. Вы обязаны сделать выводы и двигаться вперед. Переносить неудачу, произошедшую в какой-то определенный момент на всю свою жизнь, и воспринимать ее неудачей всей своей жизни – огромная ошибка. Вы значительно теряете в представлении о самих себе и приобретаете ложное чувство вины.

Сравнение себя с другими людьми. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами.

Установка для себя настолько высоких целей, что добиться их за короткое время является практически нереальным. Разумеется, они не достигают этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло, и они перестают ставить дальнейшие задачи, т.к. это связано с негативным опытом. Нет нереальных целей, есть нереальные даты. Педагоги с низкой самооценкой бояться использовать инновационные методы обучения, и, как правило, используют традиционные методы обучения.

Упражнение «Моя самооценка». Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? По определению Ожегова, совершенство — это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

Участники называют: идеал, пример, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и т.д.

Продолжаем нашу работу. Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.

Первая группа — это ученики 5 – 7 классов, вторая 8 – 11 классов Сядьте поудобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?

Теперь в течение 5 минут обсуждаем свои мысли с коллегами. Затем каждая подгруппа формулирует и записывает на листочке 5 качеств идеального, с их точки зрения, педагога. Зачитываем и проводим рефлексию (что вы чувствовали во время выполнения упражнения?).

На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой, взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединяетесь в одну группу и уже с вашей позиции предлагаете 5 качеств совершенного педагога.

Ведущий записывает их на доске. Например, это были следующие качества: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость.
Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям.
Самооценивание проводится анонимно. Участники подписывают только шкалы на бланках.

Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.

На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

Участники выполняют это задание. Ведущий обращает внимание на соотношение местонахождения точек самооценки и уровня притязаний.
Ведущий. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга (я вас поздравляю!), вам удалось приблизиться к вашему идеалу.

Если же между ними есть расстояние (замечательно!), вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела.

Упражнение: «Конфликтная ситуация».

Материалы: листы А4, ручки.

У Биструба есть такой сюжет. Начальник распёк подчиненного, тот нахамил жене, она дала подзатыльник сынуле, тот пнул собаку, а собака тяпнула на улице того самого начальника, который был первым. Называется «Цепная реакция».

Администрация на учителей, учитель – на родителей, родители на детей. И у всех при этом благие намерения.

Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах. Каждой группе дана педагогическая ситуация (…), которую должны решить сообща все члены группы в течение ____ минут. После этого решения всех групп будут озвучены. Необходимо выйти из конфликтной ситуации достойно, т.е. сохранить свое лицо и не оскорбить противоположную сторону, чтобы достичь конструктивного решения проблемы.

Упражнение «Прошлое». Представьте, что вам повезло, и вы проводите свой отпуск в Италии и беззаботно рассматриваете развалины древней Помпеи. День тихий и солнечный. Оглядываясь вокруг, вы видите свидетельства повседневной жизни прошлого: улицы, дворики, дома... Сотни лет тому назад здесь жили люди, работали, общались, создавали семьи.
Представьте, что в этом тихом месте вы увидели колонну, на которой начертана надпись: «Сегодня я преисполнен ужасом и гневом — ученик нагрубил мне». Обратите внимание, как вы себя чувствуете. Возможно, вы ощутите некоторое сочувствие и даже симпатию к написавшему, но практически останетесь спокойными.

Затем представьте себя этим человеком, вообразите, что проблема, начертанная на колонне, — ваша, и что с того времени, как все это случилось, прошло почти две тысячи лет. При этом обратите внимание на то, какие ощущения вызывает у вас эта проблема

Упражнение: «Любящий взгляд».

Материалы: (карточки с указанием взгляда)

Один из участников (по желанию) должен сейчас выйти в коридор, а после того как его пригласят, он должен будет угадать, какими взглядами смотрят на него члены нашего круга: любящим, нежным, удивленным, гневным, радостным, восторженным…

Рефлексия – что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Упражнение: «Комплимент». У каждого из участников на спине прикрепляется лист бумаги в форме сердечка. Задача всех членов группы написать каждому участнику тренинга комплимент, пожелание на этом листочке.

Упражнение: «Букет настроения».

Материалы: ватман, самоклеящаяся цветная бумага.

Заканчивая нашу встречу, мы хотим, чтобы на память для всех нас осталось хорошее настроение. Мы предлагаем вам сейчас подумать какого цвета ваше настроение.

На столе в корзинке у нас есть цветы и листочки для букета, а вот здесь ваза (ведущий показывает подготовленный макет вазы). Каждый из вас может подойти и выбрать цветок или листочек своего настроения – он может быть любой формы и любого цвета, который соответствует вашему настроению.

Составленный букет мы сохраним в кабинете психолога, вы сможете всякий раз, глядя на него вспомнить нашу встречу и свое настроение.

Домашнее задание. Разработайте проект реализации приоритетного для вас направления. К следующему занятию подготовьте краткую (5-10 минут) защиту своего проекта.

День 2

Наши рекомендации