Роль эмоции в профессиональной деятельности
Эмоции в профессиональной деятельности играют немаловажную роль. Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни сердца у представителей тринадцати профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов.
На первый взгляд между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Вместе с тем общность обнаружить нетрудно: она состоит в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает
жизнь людям этих профессий (Рогов Е. И., 1999).
Факторы развитии
Труд, основа человеческого существования, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, удачами или неудачами.
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 495
Коэффициентыкорреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей
Показатели | Депрессив- | Раздражи- | Застенчи- | Эмоцион. | Стрессо- |
ность | тельность | вость | лабильн. | устойчивость | |
Знание предмета | -0,36 | -0,17 | -0,22 | -0,24 | -0,23 |
Знание психологии | |||||
учащихся | -0,13 | -0,41 | 0,15 | -0,12 | -0,18 |
Знание методики | -0,30 | -0,09 | -0.14 | -0,27 | -0,01 |
Коммуникативные умения | -0,46 | -0,16 | -0,26 | -0,43 | -0,02 |
Организаторские умения | -0,21 | -0,39 | -0,03 | -0,24 | -0,18 |
Самоорганизаторские умения | -0,34 | -0,54 | -0,24 | -0,34 | -0,15 |
Уровень мастерства | -0,32 | -0,24 | -0,21 | -0,26 | -0,15 |
Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе низкоуспешных учителей
Показатели | Депрессив- | Раздражи- | Застенчи- | Эмоцион. | Стрессо- |
ность | тельность | вость | лабильн. | устойчивость | |
Знание предмета | -0,17 | -0,30 | -0,04 | -0,05 | -0,07 |
Знание психологии | -0,07 | -0,48 | -0,09 | -0,09 | -0,06 |
учащихся | |||||
Знание методики | 0,18 | 0,39 | 0,17 | 0,15 | 0,22 |
Коммуникативные | -0,05 | 0,38 | -0,14 | 0,06 | 0,29 |
умения | |||||
Организаторские | -0,01 | 0,40 | -0,15 | -0,09 | 0,11 |
умения | |||||
Самоорганизаторские | -0,26 | -0,06 | -0,05 | -0,21 | -0,27 |
умения | |||||
Уровень мастерства | -0,30 | -0,13 | -0,16 | -0,29 | -0,26 |
Источник: Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Монография. Ижевск, 1997.
Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются.
Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. С выделением из практической деятельности человека теоретической деятельности происходит зарождение интеллектуальных чувств — любознательности, любви к истине, которая, приходя в столкновение с господствующими взглядами, приводила людей науки на костры инквизиции.
Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.
496 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.
В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.
Целый ряд профессий требует от человека умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности — неотъемлемая часть успешности во многих профессиях.
Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место (например, врачей, психотерапевтов, руководителей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работников, менеджеров и т. д.).
Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям).