Основные положения, выражающие связь моральных норм и Я-образа
1. Основным психологическим фактором моральной саморегуляции является самосознание.
2. Моральное поведение определяется той формой самосознания, которая характеризуется расслоением целостного образа Я на Я-реальное и Я-потенциальное.
3. Мотивом, побуждающим человека соблюдать социальные нормы, является стремление сохранить исходный положительный образ себя.
4. В содержание положительного образа Я входит такая характеристи-КЭ.) КЭ.К соблюдение моральных норм и принципов.
Вехи в развитии
В конце дошкольного возраста у ребенка проявляется опосредованная образом Я саморегуляция морального поведения, то есть происходит расслоение образа Я на Я-реальное и Я-по-тенциальное.
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 225
Уже у пятилетнихдетей имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк (1986), а также Е. В. Субботского (1977).
Пятилетние дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик), возможно с целью гармонизации и компенсации реально-ситуационного самовосприятия.
Исследования
В исследованиях С. Г. Якобсон и С. И. Моревой (1989) была предпринята попытка изучения связи между моральным поведением ребенка и его моральным самосознанием.
Наблюдались дети шести-семи лет(дошкольники) с разными формами морального поведения, а именно: дети, устойчиво соблюдавшие нормы, с неустойчивым соблюдением норм и дети, систематически нарушающие нормы морального поведения.
В процессе эксперимента анализу подвергалась степень справедливости детей при распределении игрушек.
Выяснилось, что все дети обладают весьма высокой исходной самооценкой, высоко оценивают сверстника, соблюдающего норму, и очень низко того, кто ее нарушает. Однако те дети, которые устойчиво соблюдают нормы морального поведения, резко снижают самооценку при ее воображаемом нарушении. Это говорит о высокой критичности к собственному отрицательному поведению.
Дети с неустойчивым соблюдением моральных норм, даже следуя норме, относятся к ее возможному нарушению снисходительно. При этом свое реальное нарушение нормы «неустойчивые» оценивают выше, чем воображаемое.
Дети, систематически нарушающие норму, оценивают себя высоко, так же как и сверстников, соблюдающих норму. Возможное соблюдение норм оценивается ими хотя и достаточно высоко, но все же достоверно ниже, чем реальное нарушение. Это говорит не только об отсутствии критичности к собственному нарушению нормы, но и о наличии у этих детей явной тенденции к оправданию подобного поведения, а также о совершенно разных критериях при оценке своего и чужого поведения.
Авторами исследования были выявлены особенности самооценок детей при нарушении ими моральной нормы:
1. Дети с разным моральным поведением различаются характером своих самооценок по поводу реального и воображаемого соблюдения — нарушения норм.
2. Соотношение самооценок по поводу реального и воображаемого соблюдения — нарушения норм коррелируется поведением детей.
3. Изменение образа себя меняет как поведение, так и самооценку ребенка.
4. Образ себя определяет моральное поведение ребенка, если имеет структуру, содержащую
Я-реальное и Я-потенциальное, при которой компонентом Я-реального является одобряемое
ребенком соблюдение определенной нормы, а нарушение этой нормы входит в содержание Я-
потенциального негативного.
РЕЗЮМЕ
Резюмируя все вышесказанное, можно заключить, что у ребенка в раннем детстве параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную
8 Психология человека
226 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)
и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
Я-концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками.
По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа-Я ребенка является продуктом процесса социализации.
Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, как подчеркивал К. Роджес, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.
В развитии Я-концепциидошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.
ГЛАВА 6
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
шоведение — присущее животным взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их двигательной и психической активностью.
Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.
Развитие деятельности ребенка в этот период можно разделить на два принципиально отличающихся друг от друга по своему содержанию этапа.
Приблизительно до 4-5 лет ведущей в поведении ребенка остается предметная деятельность, основным содержанием которой является познание свойств объектов и совершенствование навыков обращения с ними. В это же время интенсивно развивается речь, становящаяся к 5 годам основным средством общения как со взрослыми, так и с детьми.
После 5 лет в качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжет-но-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и ин-териоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.
Предметная деятельность ребенка — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур
человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Конвенциональная роль (от лат. convantio — соглашение) — представление о предпи
санном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации,
если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.
Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры
человеческой деятельности (Психология. Словарь, с. 278).
_______________________________________________________________________
8*
228 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)
Биодинамическая ткань движения — гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.
«Темное мышечное чувство» — в терминологии И. М. Сеченова: смутно осознаваемые ощущения, исходящие от мышц (проприоцептивные ощущения в терминологии Ч. Шеррин-гтона) в процессе движений, осуществляемых животным при его взаимодействии с объектами окружающего мира. Играет фундаментальную роль в познании внешнего мира.
Механизмы развития
Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание. В дошкольном возрасте подражание приобретает форму «идентификации»(Ша-поваленко И. В.). Ее содержанием становится осуществляемое ребенком в сюжетно-ролевой игре моделирование поведения обобщенного общественного взрослого.
Конкретно-психологической функцией подражания является создание «биодинамической ткани движения» (А. Н. Бернштейн), входящей в качестве одной из составных частей в структуру культурно обусловленных значений объектов социальных ролей и норм.
«Подражательные действия ребенка служат механизмом отражения мира человеческих предметов и явлений. С одной стороны, уподобительный моделирующий характер подражания позволяет ребенку познать скрытые существенные свойства объектов (например, социально закрепленные функции орудий), не открывая их самостоятельно, но воспроизводя по образцу взрослого адекватную им деятельность, в которой эти свойства и обнаруживаются. С другой стороны, воспроизведение действий взрослого собственными активными движениями вносит в чувственные образы ребенка необходимую составляющую в виде "темного мышечного чувства"» (Ша-поваленко И. В., с. 19). Здесь можно было бы обратить внимание на то, что это «темное мышечное» чувство является составной частью не образа объекта, а структуры предметного значения в форме культурно обусловленных схем действий с данной категорией объектов (Шмелев А. Г.).
Благодаря описанной функции «идентификация» подражание сверстнику в этом возрасте создает основы ориентации не только во внешнем объективном мире, но и в собственном, субъективном.