Развитие телесного пространства и физической активности
Развитие телесного пространства начинается с освоения ребенком собственного тела. Это происходит путем исследования возможностей своего тела и его спонтанной физической активности.
РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА
Схема тела — это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.
Наличие схемы тела необходимо для эффективного взаимодействия ребенка с физическим миром. Формирование схемы тела начинается, по-видимому, с момента его первого контакта с предметным миром и в дальнейшем обусловливается его предметными действиями и деятельностью.
Поданным М. Л. Симмел, которая тщательно исследовала возрастные изменения в появлении феномена «фантомной конечности», формирование схемы тела завершается только к 9-10 годам (Симмел М. Л., с. 370).
Посмотрим, как развивается поведение ребенка в плане освоения физического пространства с момента рождения до 2 лет.
Новорожденный ребенок
Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Однако уже в первые дни общее время бодрствования, состоящее из коротких интервалов между сном, достигает нескольких часов в сутки (Авдеева Н. Н. и др., 1996). Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности: спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик, который взрослыми оценивается как плач.
Во время спокойногободрствования ребенок лежит с открытыми глазами. При этом двигательная активность, в том числе и мимическая (гримасы), практически отсутствует. При попадании в поле его зрения движущегося предмета он может провожать его взглядом.
В периоды активногободрствования глаза ребенка также открыты, дыхание, как правило, неровное. Он совершает быстрые, хаотичные, разнообразные движения, в которых принимают участие все части его тела.
Во время крикаребенок издает
голосом громкие, нечленораздель
ные, порой надрывные звуки. При
этом он весь приходит в движе
ние - « барахтается ». Хватательный рефлекс: ребенок крепко
сжимает вложенный в его руку палец
146 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
Рефлекторная ходьба (шаговый рефлекс) |
Рефлексы новорожденного — рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2-4-го месяца его жизни. Помимо описанного рефлекса «поиска груди» и сосательного рефлекса, смысл которого понятен, имеются следующие.
В поведении новорожденного проявляются разнообразные, жизненно необходимые рефлексы. Один из них — рефлекс «поиска груди»: если ребенка погладить по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей руки. Если ребенок очень голоден, то в ответ на такое раздражение он повернет голову в обе стороны несколько раз, при этом он открывает рот и вытягивает губы.
Рефлекс шагания — если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание.
Рефлекс Моро — если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться.
Шейно-тонический рефлекс — если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.
Хватательный рефлекс — ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся ладони его руки, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.
Помимо этих имеется множество других рефлексов, которые управляют поведением новорожденного.
Младенчество
К 4 месяцамнекоторые рефлексы (например, рефлекс шагания) угасают, и в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность». Дети в этом возрасте уже способны поднимать голову, лежа на животе, а если их поддерживать в сидячем положении, они удерживают ее вертикально и внимательно наблюдают за происходящим вокруг. В этом же возрасте дети уже способны переворачиваться с живота на спину и обратно.
В этом возрасте рука ребенка постепенно начинает выполнять роль ма-нипуляторного органа. Он может обхватывать одну руку другой или схватить рукой свою ногу и разглядывать ее или обследовать ее ртом. Такое
Глава 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 147
Ребенок отодвигает предмет, скрывающий игрушку.
взаимодействие со своим собственным телом дает ребенку важную информацию для построения схемы тела. Приблизительно к 6 месяцамребенок уже достает предмет, трогает его, берет в руку, машет им, стучит (Авдеева Н. Н. ссоавт., 1996). Таким образом, развитие схемы тела происходит в предметном действии, в процессе взаимодействия с физическим миром.