Методы изучения психического развития ребенка
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения.Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, необходимое профессиональное качество педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении ваших наблюдений с вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что, например, у врача-педиатра возможности для детального и обширного наблюдения за поведением ребенка невелики. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств.
Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка.С их помощью вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т. д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются игры с взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ■ 73
— самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помо
щи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования
туалетом и т. п;
— поведение ребенка.
Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (Лешли Дж., 1991).
Какие советы следует дать наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
ШИРОКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ | |||
Дата 6.04.86 | 7.07.86 | 1.10.86 | 31.12.86 |
Возраст ребенка 4 мес. | 7 мес. | 10 мес. | 13 мес. |
Ребенок может: | |||
— переворачиваться со спины на живот; + | + | ||
— сидеть без поддержки короткое время; | + | + | |
— бросать предметы; | (долго) | + | + |
— ползать на четвереньках; | + | + | + |
— подниматься, держась за мебель; | пытается | + | + |
— приседать из положения стоя; | + | + | |
— ходить с помощью взрослых; | + | ||
— ходить самостоятельно. | + |
Фрагмент карточки физического развития
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ИГРА | ||
Дата 5.02.86 | 25.05.86 | 20.08.86 |
Возраст 2,6 | 2,9 | |
Реакция на трудности: | ||
— быстро сдается; | ||
— пытается преодолеть какое-то время; + | + | |
— пытается преодолевать постоянно; | ||
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания: | ||
— непоседлив с самого начала; + | ||
— концентрируется на 1-2 минуты; | + | |
— концентрируется на 5 минут и более; | + | |
В играх с детьми: | ||
— обычно включается в игру; | ||
— обычно играет в одиночку, но возле других детей; | ||
— держится в стороне от других детей. + | + | + |