Ценность человека в нашем обществе
Реальность против фасада
Если судить только по фасаду общества - - по той маске, за которой оно скрывается, - то получается, что наше общество является безусловно демократическим и базирующимся на идеях одинаковой ценности всех людей и их права жить достойной жизнью. Эти идеи являются основополагающими в нашем культурном наследии. Однако мы используем наше культурное наследие не только как отправную точку для позитивных социальных изменений, но и прежде всего как фасад - - нечто такое, что мы можем показать самим себе и другим, нечто такое, за чем мы хотели бы спрятаться. Демократическая идеология превращается в упаковку, в которую мы заворачиваем общество, чтобы облегчить его продвижение на рынок, в результате чего мы сами сможем и другие смогут гордиться этим товаром.
Реальность же другая. Она такова, что мы таким образом сформировали общество, что большие группы становятся изгоями. И эти изгои не обладают такой же ценностью, как люди удачливые. Какая у них есть возможность жить достойной жизнью?
Те, кто выигрывает от подобного устройства общества, не любят, когда противопоставляются реальность и фасад.
Признав существование различий между ними, мы бы вступили с этими людьми в серьезный конфликт. Они хотели бы сохранить действительность такой, какая она есть, так как они на этом зарабатывают. С другой стороны, на них также оказывает влияние наше культурное наследие. Они привязали свою индивидуальную самооценку к символам, найденным в этом наследии. Они хотели бы считать себя верящими в одинаковую ценность всех людей и в то же время хотели бы иметь возможность с чистой совестью участвовать в такой конкурентной борьбе, из-за которой многие становятся изгоями. Некоторым, возможно, удается нормально сосуществовать с этим конфликтом. Большинство же склонно отрицать его существование. Не в том смысле, что они отрицают то, что наши идеалы не всегда соответствуют реальной действительности. Это не столь опасная уступка. Да, ведь возможность сказать нечто подобное — это часть социальной игры. Это ни к чему их не обязывает. Но проблемы, которые влечет за собой этот конфликт, не воспринимаются всерьез.
Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы общество приблизилось к нашим демократическим идеалам, то мы должны попытаться пробиться через штампы и словесные нагромождения - - через всю ту дымовую завесу, которая закрывает фасад общества. Мы должны попытаться понять, как общество фактически функционирует.
Борьба за существование
Наше общество базируется на конкуренции. Конкуренция за право продать что-либо. Конкуренция за право купить что-либо. Конкурентная борьба за образование, конкурентная борьба за работу. Конкурентная борьба за жилище и конкурентная борьба за социальное положение. Конкуренция за то, у кого самые удачливые дети, и конкуренция за то, кто обеспечит своим родителям самые красивые похороны.
Основная идея конкуренции - - в том, что кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Она превращается в борьбу, в которой необходимо победить. Борьба за существование становится составной частью общественной структуры. Конечно,
какого-либо рода естественный отбор существует во всех обществах, ибо определенная организация общества всегда лучше подходит одним и не подходит другим. Однако этот отбор становится поразительно несправедливым в обществе, которое утверждает, что оно давным-давно ушло от феодализма и находится на пути к такой общности, которая базируется на демократическом распределении средств.
Чтобы скрыть существование этой жесткой борьбы, общество прячется за фасадом христианских слов о необходимости пользоваться своими дарами и демократических слов о равных шансах всех людей на достойную жизнь. Тот, кто пробился в жизни, воспользовался своим шансом и своими талантами. Тот, кто не пробился, пусть пеняет на себя. Он не воспользовался своим шансом, а зарыл свой талант в землю.
Конечной целью этих мифов является освобождение общества от ответственности, точно так же как миф о полной свободе человеческой воли успокаивает нашу дурную совесть, когда мы наказываем людей. Виновато не общество. Просто есть люди, которые не вписываются в него. Пусть они пеняют на себя.
Кто же становится изгоем?
Кому везет и кому не везет в нашем обществе - - в таком, каким мы его сформировали? Кто попадает в элиту, а кто в пролетариат, - если под элитой мы подразумеваем тех, у кого есть интересная и хорошо оплачиваемая работа, позволяющая иметь свободное время?
Лишь небольшое число людей живет именно так. Большинству же приходится выполнять малоинтересную работу, которая приносит мало радости и дает очень ограниченный доход.
Как происходит этот отбор? Мой тезис заключается в том, что шанс на социальный успех - при прочих равных условиях - - тем выше, чем сильнее системная ориентация человека и чем слабее его ориентация на индивидов. Или, иначе говоря, носящее технический и индустриальный характер
общество притягивает к себе людей, которые разбираются в организационных играх, но которые в то же время дистанцируются от конкретных лиц, то есть от других людей. Легче всего добивается успеха тот, кто идентифицирует себя с правилами, организациями, предприятиями, прибылями,— это все то, что я в обобщенном виде называю системной ориентацией. Тем же, кто ориентирован на людей, кто ищет любви и человеческой общности,— гораздо сложнее найти свое место в жизни.
Более конкретно: с социальной точки зрения тяжелее всего добиться успеха тому, кто не желает участвовать в конкурентной борьбе, и тем, кто стартует, имея то или иное функциональное нарушение - - или физическое, или умственное, или социальное. Наше общество создано для тех, от кого оно рассчитывает получить наибольшую выгоду, а не для тех, кому оно должно помогать. Оно создано для здоровых и жизнеспособных.
Положение людей
с функциональными нарушениями*
Тот факт, что общество в первую очередь делает ставку на тех, от кого оно рассчитывает получить выгоду, сам по себе вовсе не обязательно является проявлением социал-дарвинистского мировоззрения**. Эта точка зрения может быть чисто предпринимательской: мы делаем ставку на те товары (=лю-дей), которые, за вычетом издержек, дадут нам наибольший
* Функциональное нарушение означает снижение одной или нескольких функциональных возможностей человека, в то время как инвалидность означает положение этого человека по отношению к окружающей его среде: к ее физической и психологической структуре. - - Прим. составителя.
Социал-дарвинизм - - это автоматическое перенесение на общество биологической теории Дарвина о борьбе за выживание и естественном отборе. Тот, кто сильнее всех и лучше всех приспособлен к своему окружению, выживает и воспроизводит себя, в результате чего происходит постоянное развитие в направлении более высших устойчивых общественных форм. Эта теория использовалась расистскими политиками. — Прим. составителя.
доход (=экономическую прибыль), однако социал-дарвинистские установки следуют за ней по пятам. Именно поэтому, когда общественная экономика начинает потуже затягивать пояс, мы можем ожидать только того, что это в первую очередь отразится на инвалидах.
Мы должны дистанцироваться от этих предпринимательских или социал-дарвинистских рассуждений и задать вопрос: в какой степени люди с функциональными нарушениями фактически вносят общественно полезный вклад? Ведь очень возможно, что наши предрассудки, касающиеся людей с функциональными нарушениями, заставят нас принизить их вклад в общее дело. Если бы оказалось, что этот вклад в среднем является относительно ограниченным, то мы должны были бы задать себе следующий вопрос: в какой степени это можно исправить, если общество будет предоставлять инвалидам более адекватные вспомогательные средства. Однако существует проблема, которая является более фундаментальной, чем вышеупомянутые, и которую можно обозначить следующим образом: какой смысл вообще имеет разговор о какой-либо пользе, когда речь идет о возможности человека с функциональными нарушениями жить достойной жизнью; и далее: разве возможность людей - - с функциональными нарушениями и без них — жить достойной жизнью не является в конечном счете целью всей деятельности общества? Мы приблизимся к этим вопросам, для начала обозначив разницу между приведенными ниже понятиями.
Ценность как средство против собственной ценности
То, что нечто является полезным, означает, что это является средством для чего-то такого, что в конечном счете имеет некую собственную ценность. Значит, полезное имеет так называемую потребительскую ценность, оно полезно как средство или как инструмент. Деньги являются типичным примером. С их помощью мы можем купить себе телевизор. Этот телевизор не имеет никакой собственной ценности, но имеет ценность как средство для того, чтобы пережить
познание или радость, а такие переживания имеют ценность сами по себе. Они имеют так называемую собственную ценность. Если бы ничего не имело собственной, ценности, то ничто не имело бы и потребительской ценности. Собственная ценность и потребительская ценность не являются взаимоисключающими. Переживание, которое имеет собственную ценность, может с таким же успехом быть полезным - - и иметь потребительскую ценность. Если я, к примеру, радостный и счастливый, то я, может быть, стану и более щедрым и добрым по отношению к другим.
Инвалид, польза и самооценка
Обычно предполагается, что мы должны внести какой-то вклад в дело общества. Этот вклад — хотелось бы надеяться - - является чем-то таким, что в конечном счете имеет собственную ценность. Иногда мы обозначаем это, говоря, что «такой-то является полезным человеком», но это неправильный путь. Ведь полезен не сам человек, а его вклад. Если мы говорим, что полезен человек, то мы самого человека оцениваем с точки зрения полезности.
Тем не менее то, что человек приносит пользу, нередко влияет на то, как мы его оцениваем: он очень ценен, так как вносит важный общественный вклад. Мы рассматриваем его общественный вклад как показатель того, что человек имеет определенные качества, которые мы высоко оцениваем, например желание уменьшить боль и страдание. Однако следует различать: «вклад является ценным» и «человек является ценным».
То, в какой мере человек с функциональными нарушениями вносит свой полезный вклад, зависит, как упоминалось выше, не только от типа и степени функционального нарушения, но и от того, в какой мере общество предоставляет ему хорошие вспомогательные средства.
Я не буду обозначать свою позицию по этому социоло-го-статистическому вопросу, а ограничусь констатацией следующего: все говорит о том, что если общество учитывает
специфические трудовые возможности этих людей, то, в принципе, ничто не может помешать им внести свой полноценный вклад. С этой точки зрения люди с функциональными нарушениями представляют собой частично не использованный ресурс.
Между тем важно правильно понимать смысл этой самой точки зрения полезности. Если мы употребляем слово «польза» в его широком смысле - - так, что оно охватывает все положительные последствия жизни и деятельности инвалида, - то инвалид приносит пользу и тем, что он доставляет радость окружающим его людям. А радость имеет собственную ценность. Конечно, само собой разумеется, что человек с функциональными нарушениями может приносить пользу и в офисе или на производстве, но эта точка зрения хорошо известна и отражает - - к сожалению, довольно часто - - основную позицию общества по отношению к инвалиду.
Когда я сам подчеркиваю эту точку зрения полезности, я делаю это потому, что осознание того, что он вносит общественный вклад, является важным для самооценки инвалида -а также и неинвалида, - и для ощущения им своей ценности. Мы ведь живем в обществе, которое со всей силой подчеркивает важность внесения какого-либо вклада, и человек с функциональными нарушениями также чувствует это. Поэтому он с легкостью будет оценивать самого себя именно с этой точки зрения. Следовательно, важно, чтобы человек с функциональными нарушениями почувствовал, что благодаря своей деятельности он может достичь определенных целей. Это является важным для его развития и для ощущения себя как части некой общности.
Качество жизни
В конечном счете целью общества является то, чтобы каждый его отдельный член имел возможность жить такой жизнью, которая является достойной и которая воспринимается как достойная.
Полезная жизнь может — но не обязательно — восприниматься как достойная. Мы не знаем, как Анна Франк воспринимала последнюю часть своей жизни. Если она воспринимала ее как недостойную и бессмысленную, то ее жизнь была ничтожной в ее собственном представлении, но для других людей эта жизнь приобрела огромное значение.
Исходя из того, что целью общества является достойная жизнь всех индивидов, важен вопрос, какой станет жизнь, а не кто живет такой жизнью. Черный он или белый, маленький или большой, инвалид или нет — не имеет никакого значения. Главное — является ли та жизнь, которой он живет, достойной. Живя достойной жизнью, люди с функциональными нарушениями выполняют цель общества в точно таком же смысле, как и живущие достойной жизнью люди без функциональных нарушений. Или, иначе говоря, момент счастья имеет абсолютно одинаковую ценность, не зависящую от того, переживает ли его человек с функциональными нарушениями или Гёте.
Социал-дарвинизм против достойной жизни
Согласно социал-дарвинистской теории, хорош тот, кому удается избавиться от своих конкурентов, подняться в обществе, получить деньги, власть и влияние.
Однако то, что жизнь человека хороша с социал-дарвинистской точки зрения, не означает того, что этот человек живет достойной жизнью. Он удачлив в социальном плане, но, может быть, чувствует себя совершенно ужасно. И наоборот, то, что человек живет достойной жизнью, не означает того, что она хороша - - с социал-дарвинистской точки зрения. Мерило социал-дарвинизма - - кто побеждает в борьбе. Качество жизни - - достойная жизнь - - зависит прежде всего от того, как жизнь воспринимается, как человек чувствует себя в этой жизни.
Целью общества является то, чтобы все индивиды жили достойной жизнью, однако социал-дарвинистский образ мыс-
лее удачливым, чем другие, тем самым теряется интерес к самому главному: как жизнь воспринимается тем, кто живет ею.
Мы сейчас рассмотрим некоторые из компонентов, составляющих понятие достойной жизни, и зададим вопрос о том, в какой степени они могут стать частью существования инвалида. Само собой разумеется, что среди философов нет единства по поводу того, что это за компоненты, но мы можем в своей дискуссии ограничиться некоторыми наиболее надежными из них.
Все люди с функциональными нарушениями могут испытывать удовольствие и радость
Такие слова, как «радость», «счастье», «удовольствие», отсылают нас к тем состояниям, по поводу собственной ценности которых всегда существовало единство мнений. Если уж состояние счастья не имеет собственной ценности, то что же тогда имеет ее? А если ничто не имеет собственной ценности, то ничто не имеет и ценности как средство.
Поэтому по мере того как люди с функциональными нарушениями испытывают удовольствие и радость, осуществляется что-то такое, что имеет собственную ценность. То, что средства, необходимые для доставления радости человеку с функциональными нарушениями, могут быть иными, нежели те, с помощью которых можно порадовать человека без функциональных нарушений, не играет никакой роли. Главное как воспринимается эта радость, а не что ее вызывает. Но из-за наших предрассудков по отношению к инвалидам нам часто бывает сложно понять, что то, что испытывает инвалид, это действительно радость, • - поскольку задействованные средства часто отличаются от тех, которые используем мы, люди без функциональных нарушений.
Другие компоненты
Близкие отношения с чем-то находящимся вне нас самих - с природой, животными, людьми - - могут быть компонентом достойной жизни. Дружба и любовь являются примерами таких отношений. Люди с функциональными нарушениями могут реализовать этот компонент в таком же полном объеме, как и так называемые нормальные люди.
Способность понять, воспринять и осознать что-либо также имеет собственную ценность. Под словом «понять» я подразумеваю восприятие связей и отношений, а не отложение в памяти конкретных знаний: «Наполеон родился тогда-то...». Такие знания не имеют собственной ценности. То, что человек с функциональными нарушениями понимает что-либо, конечно же, имеет точно такую же ценность, как и понимание со стороны человека без функциональных нарушений.
Бывают люди с такими функциональными нарушениями, что мы не можем сказать, что они способны понять что-либо или что они во всяком случае способны понять что-либо лишь в определенных пределах. В последнем случае важно осознавать, что ценность их понимания не зависит от уровня абстрагирования. Ценность понимания того, что курица может снести яйцо, в принципе того же рода, что и ценность понимания инженером того, что электростанция может выработать энергию. Если первый тип понимания не рассматривается как ценный, то тогда на каком основании можно утверждать, что ценен второй тип? И таким же образом: если понимание того, что 2x2=4, не является ценным, то тогда на каком основании можно утверждать, что ценной является способность понять функции Абеля?
Жизнь людей с функциональными нарушениями может также содержать моральные ценности, если, конечно, они понимают, что другие существа могут точно так же, как и они сами, чувствовать радость и боль. Желание человека с функциональными нарушениями принести кому-нибудь радость или прекратить чью-то боль или страдание имеет собственную ценность. И эта ценность не зависит от того, удается ли этому человеку осуществить свое намерение.
Вывод
Среди разных компонентов, которые могут способствовать достойной жизни, особое место занимает первый - - способность испытать удовольствие или счастье, - ибо он одновременно свидетельствует о том, как воспринимается жизнь. Именно поэтому важно подчеркнуть, что в отношении этого компонента в принципе существует полное равенство между человеком с функциональными нарушениями и человеком без функциональных нарушений: все могут испытывать удовольствие и радость. Человек с функциональными нарушениями может в этом отношении жить достойной жизнью в том же смысле, что и человек без таковых нарушений. Другими словами: цель общества — создать такие условия, чтобы жизнь всех индивидов стала достойной, — если человек с функциональными нарушениями становится счастливым, реализуется в такой же степени, как если это происходит с человеком без функциональных нарушений. Это должно бы быть само собой разумеющимся, однако при рассмотрении общественной политики выясняется, что так бывает далеко не всегда.
Если добавляется какой-либо из других компонентов, например способность чувствовать дружбу, любовь, близость, способность понимать и создавать, то это повышает оценочное значение качества жизни, но не делает жизнь более достойной с точки зрения человеческого счастья, если, конечно, данный компонент не повышает уровень этого счастья.
Следовательно, вывод будет таким: в отношении удовольствия, счастья и радости человек с функциональными нарушениями не является инвалидом. Другими словами: когда речь заходит о таких состояниях, по поводу собственной ценности которых существует почти полное единство, то положение человека с функциональными нарушениями точно такое же, как и у человека без функциональных нарушений. Если общество предоставляет необходимые ресурсы, то люди с функциональными нарушениями могут жить достойной жизнью, быть счастливыми, реализовывать свои таланты и задатки • - разумеется, исходя из своих, а не обязательно из наших предпосылок.
Нормоцентризм.