Теоретические основы и практический опыт
Нормализация жизни
в закрытых учреждениях
Для людей
С интеллектуальными
И другими функциональными
Нарушениями
Теоретические основы и практический опыт
Под редакцией Карла Грюневальда
Санкт-Петербургский
Институт раннего вмешательства
Санкт-Петербург
Н 83
ББК 67.99(2)4 + 74.3
Н 83 Нормализация жизни в закрытых учреждениях для лю-
дей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / Пер. со шведск. А. Львовского; Сост., ред. и автор предисл. К. Грюневальд. -- СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
ISBN 5-8049-0048-Х
Сборник работ шведских специалистов посвящен нормализации жизни людей с функциональными нарушениями. Авторы исходят из обязательной предпосылки, что люди с функциональными нарушениями обладают такой же ценностью, как и другие люди. Принцип нормализации жизни, лежащий в основе помощи таким людям, состоит в том, чтобы они получили возможность жить так же, как другие граждане. В книге описан опыт ликвидации закрытых учреждений в Швеции, связанный в большой степени с результатами исследований негативного психологического влияния, которое оказывает проживание в закрытых учреждениях на человека, а также намечены пути введения этого принципа в повседневную жизнь.
Составитель и научный редактор проф. К. ГРЮНЕВАЛЬД Перевод со шведского А. Львовского
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства
выражает искреннюю признательность лично Карлу Грюневальду за помощь и сотрудничество
Все права защищены. Нарушение авторских прав преследуется по законам РФ.
© К. Грюневальд, составление, переработка, 2003
© Г. Чилён, Б. Нирье, П. Брюсён, К. Грюневальд, X. Офстад, 2003
© А. Львовский, пер. со шведск., 2003
© Дизайн M.W.Art: В. Медведев, обложка, макет, оформление, 2003
© Санкт-Петербургский Институт
ISBN 5-8049-0048-Храннего вмешательства, 2003
Эта работа является частью проекта
«Альтернативные формы ухода за людьми
с интеллектуальными нарушениями в Санкт-Петербурге»,
который осуществляется
ландстингом Стокгольмского лена
при посредничестве организации Stockholm Care,
в сотрудничестве с Городской ассоциацией общественных
объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)
и Комитетом по труду и социальной защите населения
Санкт-Петербурга,
и финансируется агентством Sida
при посредничестве Стокгольмского отделения
Восточно-европейского комитета по здравоохранению
и медицине.
Предисловие
Все страны отягощены тяжелым грузом прошлого, когда речь заходит о том, как они заботились о своих гражданах с функциональными нарушениями. Но в новейшее время большинство стран предприняли различные усилия в этой области. Вряд ли найдется более значительный показатель гуманистической зрелости общества, чем то, насколько далеко оно продвинулось в данном направлении.
Во все большем количестве стран утверждается (как бы трудно это ни было) мысль о том, что люди с функциональными нарушениями обладают такой же ценностью, как и другие люди. Все более очевидной становится борьба между человеческим идеалом силы, красоты и продуктивности и нашей убежденностью в одинаковой ценности всех людей, даже слабых и полностью зависимых от других. Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека!
В этой книге шведский философ Харальд Офстад (Harald Ofstad) анализирует и мотивирует понятие одинаковой ценности всех людей, которое в наших обществах должно быть основополагающим для служб по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями.
В Швеции первый шаг к такому изменению был сделан в 1960-е годы. Он заключался в переоснащении закрытых учреждений для детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями, а также в идеологическом переломе и переходе от биологического к социально-психологическому взгляду прежде всего на потребность людей с интеллектуальными нарушениями в помощи и поддержке. И тогда оказалось, что тем людям, которые получили возможность расти и жить в открытом обществе (при этом им оказывалась дополнительная поддержка,
в которой они нуждались), удалось так развить свою личность, как этого никто не мог предсказать.
В основе этого развития лежал принцип нормализации.
Он заключается в том, что люди с интеллектуальными нарушениями должны иметь право расти и жить в как можно более нормальных условиях, даже если они проживают в каком-либо учреждении. Цель — получить возможность жить так, как и другие граждане. В 1970-е годы принцип нормализации получил широкое распространение в разных странах и привел к появлению различных методов, направленных на интегрирование людей с интеллектуальными нарушениями в общество, а также на ликвидацию крупных закрытых учреждений. Принцип нормализации подробно представлен в данной работе.
Есть основополагающее условие для интегрирования людей с интеллектуальными нарушениями в общество. Это принцип небольшой группы. Он заключается в том, что количество проживающих вместе детей, подростков и взрослых с интеллектуальными нарушениями не должно быть больше, чем это необходимо для их общения друг с другом, а также для того, чтобы у них сформировалось ощущение такой общности, которое характерно для семьи. На практике оказалось, что такие группы должны быть не более четырех-пяти человек. Если группа больше, это приводит к появлению подгрупп, а если несколько групп живут очень близко друг от друга, это придает учреждению закрытый характер и мешает интегрированию людей в окружающее их общество.
Мы представляем здесь принцип небольшой группы.
Ликвидация школ-интернатов и других закрытых учреждений для людей с интеллектуальными нарушениями произошла во многом благодаря результатам исследований негативного психологического влияния, которое оказывает на людей проживание в закрытых учреждениях. Прежде всего, именно недостаточная эмоциональная зрелость приводит к разнообразным отклонениям в поведении.
Мы даем резюме этих исследований.
Ликвидация закрытого учреждения -- это длительный и сложный процесс. Она должна начинаться с материального переоснащения и с увеличения количества квалифицированных сотрудников; одновременно с этим следует усиливать поддержку родителей, чьи дети проживают дома, а также оборудовать жилье для взрослых людей с интеллектуальными нарушениями, чтобы они могли жить в открытом обществе. Оказалось, что эти меры способствуют тому, что такие люди становятся более самостоятельными и у них развивается способность участвовать в общественной жизни.
Мы описываем, как ликвидация закрытых учреждений проводилась в Швеции.
Для поддержки развития служб по уходу за людьми с функциональными нарушениями требуются права, сформулированные в виде закона. Образцом для этого послужили «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»*, разработанные Организацией Объединенных Наций. Они переведены в том числе и на русский язык и признаны российским государством.
Но одних только прав недостаточно! Борьба за ценность человеческой личности должна вестись ежедневно и в любых ситуациях. Она помогает нам преодолевать страх и неуверенность, которые многие испытывают по отношению к людям с функциональными нарушениями. И она заставляет нас рассматривать возможности исходя из их предпосылок и не дает чувству безысходности и сострадания парализовать нас.
Именно наши органы чувств
— а не наш разум —
дают нам наше сознание.
И именно наше существование
— а не наша деятельность —
дают нам нашу ценность.
Карл Грюневальд
* «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». — ООН, 1994.
Карл Грюневальд Некоторые основные понятия
Самоопределение
Человеческая личность и достоинство утверждают себя через самоопределение. Если человек сам не может осуществить свое право на самоопределение и тем самым защитить свою личность, то ее должен защищать специально назначенный представитель, действующий в этом направлении параллельно с общественными институтами, а не зависящий от них.
Это особенно важно для людей с интеллектуальными нарушениями, функциональные нарушения которых как раз и заключаются в том, что эти люди не могут полностью осознать и осуществить свою волю. Они в большей степени, чем остальные, зависят от других людей, которые, наблюдая за ними, могут понять язык их общения. Все люди с интеллектуальными нарушениями - - какие бы тяжелые функциональные нарушения они ни имели, конечно же, могут каким-то образом выразить свою волю. Решающим фактором является то, чтобы их понимали и чтобы к их потребностям
приспосабливались. Это требует не только непрерывности взаимоотношений с ними, но и хорошо развитой способности вживаться в их ситуацию и уважать их волю.
Целостный взгляд
Целостный взгляд означает, что когда предпринимаются какие-либо усилия, нужно учитывать жизненную ситуацию конкретного человека. Нельзя сводить ее только лишь к функциональному нарушению, а нужно учитывать и другие физические и психические функциональные возможности человека, а также его социальное положение. Это означает, что специалисты в разных областях знаний должны сотрудничать и приходить к общему заключению, на основании желаний конкретного человека. Например, ребенка с интеллектуальными нарушениями нельзя лишать заботы родителей только из-за того, что такая забота требует специального образования, или взрослого человека нельзя лишать возможности жить в открытом обществе только из-за того, что он имеет какое-либо функциональное нарушение.
Любая помощь человеку с функциональными нарушениями должна быть индивидуально ориентированной, даже если он проживает в закрытом учреждении. Ее нужно регулярно изменять, чтобы следовать за физическим и психическим созреванием конкретного человека. Детям и подросткам нужно предоставить такие условия для роста и развития, которые считаются хорошими для всех детей и подростков. Усилия по оказанию помощи взрослым должны основываться на тех потребностях, удовлетворение которых сам человек считает важным для того, чтобы иметь возможность жить как можно более самостоятельно.
Родственников следует поддерживать, чтобы они могли вести активную и спокойную жизнь, подростков в их стремлении к самостоятельности, а взрослых • - в их взаимоотношениях с близкими. Все это предполагает наличие исчерпывающей и хорошо адаптированной информации об имеющихся функциональных нарушениях, а также об услугах, предоставляемых обществом.
Диагнозы
Далеко не у всех детей, у которых в грудном возрасте подозревают какое-либо функциональное нарушение, оно потом реально обнаружится. Многие просто отстают в созревании или же у них наблюдаются признаки обусловленной органическими причинами дисфункции, которую они компенсируют в процессе роста и развития.
Поэтому общей рекомендацией для всех педиатров является необходимость быть очень осторожными в оценке степени функционального нарушения у ребенка дошкольного возраста - - чем ребенок моложе, тем следует быть осторожнее! Конечно, существует множество факторов, определяющих, насколько ярко выраженным будет функциональное нарушение. Это касается и людей с тяжелыми нарушениями. В число таких факторов входит вид и форма ранней поддержки, которую оказывают родителям с целью повлиять на специфическое функциональное нарушение, а также форма психологической и педагогической поддержки ребенка. Hani опыт показывает, что обычно дела идут лучше, чем предполагалось на первых порах.
Некоторые функциональные нарушения проявляются только впоследствии, в процессе роста и развития. К таким нарушениям относятся речевые и языковые трудности, незначительное нарушение зрения и слуха, незначительные умственные нарушения, а также проблемы, связанные с чтением и письмом (дислексия и дисграфия).
Среди детей с умственными нарушениями есть большой разброс в степени отставания в умственном развитии, от незначительной до умеренной или тяжелой. В двух последних группах у всех имеется еще и какое-либо дополнительное функциональное нарушение. Это могут быть нарушение зрения, слуха, двигательные функциональные нарушения, эпилепсия, аутизм и т. д. Такие дети имеют множественные функциональные нарушения. Общими для всех них являются только ограниченные умственные способности.
Обычно различают детей, подростков или взрослых с нормальными интеллектуальными способностями, с отставанием в интеллектуальном развитии и с интеллектуальными нарушениями. Границы между этими группами размыты, но при помощи тестирования интеллекта можно получить определенную классификацию. Тогда граница между нормальным интеллектом и отставанием в интеллектуальном развитии обычно проходит в районе 80 баллов*, а граница между отставанием и интеллектуальным нарушением — в районе 70. Можно также пользоваться другим (более верным с педагогической и психологической точек зрения) критерием определения «нарушения интеллектуального развития» у детей школьного возраста. В данную группу будут входить дети, у которых имеются серьезные трудности с усвоением знаний и которые или совсем не могут научиться читать и писать, или могут научиться этому только с помощью специальных педагогических мер.
Дети, подростки и взрослые с задержкой умственного развития составляют самую большую группу среди всех людей с функциональными нарушениями. Очень многие люди в развитых странах проводят в закрытых учреждениях какую-то часть своей жизни или всю жизнь. Именно по этой причине мы в данной работе концентрируем внимание на закрытых учреждениях для людей с задержкой умственного развития, хотя основополагающие принципы относятся ко всем людям, имеющим какое-либо функциональное нарушение.
Литература
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. -- ООН, 1994.
Банк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2001.
Имеется в виду IQ (коэффициент умственного развития). Прим. ред.
Гуннар Чилён (Gunnar Kylen; 1929—1994) — доцент психологии, впервые в Швеции исследовал и описал последствия интеллектуальных нарушений, а также зависимость людей с такими нарушениями от окружающей их среды. По поручению одного государственного комитета он в 1978 году написал о психологическом влиянии, которое оказывает проживание в закрытых учреждениях на людей с интеллектуальными нарушениями. Его исследование сыграло решающую роль в принятии риксдагом* решения о ликвидации этих учреждений. Здесь представлены его разработки в сокращенном и исправленном редактором варианте.
Риксдаг -- парламент в Швеции. -- Прим. ред.
Гуннар Чилен
Влияние проживания в закрытых учреждениях на психическое состояние людей с интеллектуальными нарушениями
Влияние на самооценку
Восприятие самого себя - - это понятийное представление человека о самом себе, о том, как он выглядит, какой у него рост, способности, умения, сила, знания, как его любят окружающие и т. д. Самооценка - - это имеющийся у человека более или менее комплексный образ самого себя. Этот образ может изменяться в зависимости от ситуации. Иногда человек ощущает себя одиноким и изолированным, иногда он чувствует, что его любят. Если у человека достаточно высокая самооценка, то у него приблизительно верный комплексный образ самого себя, который реалистичен и не отягощен разнообразными чувствами стыда или вины.
То, что у людей с интеллектуальными нарушениями часто встречается низкая самооценка, связано не с умственной отсталостью, а с тем, как с ними обращаются и как к ним относятся. На разных стадиях развития на самооценку влияют разные факторы. Сначала речь идет о том, ощущает ли себя ребенок желанным и хотят ли родители заботиться о нем, что является основополагающим моментом. Если это не так, то ребенок сдается и становится апатичным. Расставание с родными на этой стадии, очевидно, рискованно. Если ребенок установил какие-либо эмоциональные контакты с кем-то из взрослых, то он лучше вооружен. Если это хорошие и стабильные эмоциональные контакты, то они создают прочный фундамент для дальнейшего развития. На втором этапе ре-
бенок ощущает свою волю и исследует, есть ли кому-нибудь дело до этой воли, то есть имеет ли он право на эту волю, обращают ли на нее внимание и уважают ли ее. На третьем этапе появляется вопрос о праве на инициативу. На четвертом встает вопрос о том, что человек может, а чего не может. На пятом этапе, совпадающем с подростковым возрастом, происходит поиск социальной роли - - мальчик/девочка, товарищ, специалист в каком-либо деле, член общества.
Различные исследования показывают, что дети с интеллектуальными нарушениями при благоприятных условиях имеют возможность достичь относительно высокого уровня самооценки. Дети с интеллектуальными нарушениями могут без особых усилий достичь такого же уровня базовой уверенности в себе, какой имеется и у других детей. Умственная отсталость не играет здесь решающей роли. И развитие осознания своего права на собственную волю и на инициативу тоже необязательно должно тормозиться умственной отсталостью.
Умственная отсталость необязательно служит сдерживающим фактором, когда речь заходит о способности осознать свои возможности.
Проживание в закрытом учреждении стимулирует стереотипное подражание и зависимость, а не самостоятельность. Те, кто раньше жил в закрытом учреждении, прилагают много усилий, чтобы скрыть это. Проживание в закрытом учреждении означает штамп, который негативно влияет на самооценку. Детдомовские дети ощущают себя людьми второго сорта. У детей с интеллектуальными нарушениями, которых забрали у родителей в раннем возрасте, устанавливалось более негативное отношение к себе.
Также значимыми факторами при расставании с родными являются возраст ребенка, формы расставания, отношение к тому, кто за ним ухаживал до расставания, стандарты закрытого учреждения, длительность отдельного от родных проживания и контакты с тем, кто за ним ухаживал до расставания (часто это была мать). Опасности, связанные с любым расставанием, велики, а их последствия могут быть настолько
серьезными и длительными, что те, кто занимается подобными проблемами, должны основательно ознакомиться со всем, что может происходить в связи с расставанием.
Одно обследование 112 детей с синдромом Дауна и интеллектуальным возрастом ниже двух лет показало, что после помещения в закрытое учреждение уровень их активности и интерес к другим людям снизились, в то же время они чаще стали делать бессмысленные движения (например, раскачиваться). Среда мешала нормальному социальному, интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети с интеллектуальными нарушениями, проживающие в закрытых учреждениях, пассивны, что в перспективе может оказаться разрушительным фактором. Дети с интеллектуальными нарушениями, как правило, и безропотны. Это связано не с умственной отсталостью и тем более не с физической инвалидностью, а с отношением окружающих людей к их активности.
Исследования показывают, что беспомощность является приобретенной. В числе причин появления беспомощности • - невозможность держать под контролем или предвидеть важные события, что приводит к ослаблению инициативности, ухудшению усвоения знаний и ослаблению агрессивности. Детям с интеллектуальными нарушениями, проживающим в закрытых учреждениях, более важно угодить взрослым, а не проявить свою волю. Они реже выступают инициаторами социальных контактов. Они не верят в то, что способны общаться. Некоторые исследования показывают, что если есть первоначальный эмоциональный фундамент для самооценки, то она снова может повыситься. Дети с интеллектуальными нарушениями, у которых в закрытом учреждении появились «мамы», снова стали активнее проявлять инициативу. Программа занятий для подростков с интеллектуальными нарушениями повысила их самооценку.
Прежде всего именно у тех детей с интеллектуальными нарушениями, которых поместили в закрытые учреждения в раннем возрасте и у которых там не было возможности ощутить какую-либо глубокую, стабильную личностную и
эмоциональную привязанность, — именно у них есть проблемы с базовой уверенностью в себе. Когда речь заходит о том, как дети пытались проявить свою волю, то выясняется, что проблемы с волеизъявлением возникали не только у живущих в закрытых учреждениях, но и у тех детей, которых чрезмерно опекают. Это касается также и вопроса об инициативности. Дело не в том, что нужно проявлять любую волю или проявлять какую угодно инициативу, а в том, что нужно ощущать свое право на собственную волю и право на собственную инициативу. Важно ощущение того, что кто-то другой тщательно старается понять вашу волю и желания и с уважением к ним относится.
Что касается представления о собственной компетентности, то здесь важно иметь возможность испытать свои умения и понять, что ты можешь, а чего не можешь. Также важно, чтобы к тебе не относились с пренебрежением из-за того, что у тебя именно такой уровень компетентности.
Исследования показывают, что многие люди с интеллектуальными нарушениями умеют меньше, чем могли бы уметь, если бы они жили в осмысленной и стимулирующей среде, а также что они не используют имеющиеся у них возможности из-за низкой самооценки.
Обычная картина - - это наполовину уверенный в себе человек с интеллектуальными нарушениями, у которого нет воли, инициативы и веры в свои способности. Это связано не с умственной отсталостью, а с тем, что у него нет возможностей и отсутствует ощущение осмысленности жизни.
Чтобы осознать свою принадлежность к какому-либо полу, необходимы близкие отношения и с матерью, и с отцом. Нехватка персонала мужского пола в закрытых учреждениях является сдерживающим фактором. Правильное половое воспитание, которое давали бы люди, близкие ребенку в эмоциональном отношении и научившиеся его понимать, - довольно нетипично. Возможность самостоятельно найти ответы благодаря чтению, разговорам с товарищами и т. д. тоже ограничена. Остается лишь неудовольствие, которое нельзя правильно истолковать и с которым нельзя ничего поделать.
Предрассудки о половых потребностях людей с интеллектуальными нарушениями не улучшают ситуацию. Умственная отсталость сопровождается проблемами, но сама не является причиной этих трудностей.
Влияние на социальную среду
Выше все время подчеркивалось, что знания, которыми обладают окружающие, и их отношение к людям с интеллектуальными нарушениями имеют решающее значение для развития таких людей в целом. В нормальных условиях, разумеется, важнее всего родители, а после них - - товарищи и родственники. Однако когда люди из обслуживающего персонала берут на себя функции родителей, а в случае со взрослыми • - и, в определенном смысле, функции товарищей, то они становятся важнейшими людьми для проживающих в закрытом учреждении.
Расплывчатое понятие «общественность» включает в себя несколько групп, от которых люди с интеллектуальными нарушениями зависят более опосредованно. Имеются в виду политики и чиновники. Их знания и отношение имеют большое значение для людей с интеллектуальными нарушениями.
Влияние на родственников
Родители, отдавшие своего ребенка в закрытое учреждение, находятся в тяжелой жизненной ситуации (не в последнюю очередь в психологическом отношении), которую они должны научиться воспринимать как часть всей своей жизни и процесс адаптации к которой займет длительное время. Если им не удается справиться со своими проблемами, связанными с помещением ребенка в закрытое учреждение (с расставанием), то беспокойство, страх и озлобление начинают преобладать. Решение отдать ребенка в закрытое учреждение принять не так-то легко. Но с позиции здравого смысла они вынуждены принять окончательное решение. Родители расстаются со своими детьми не по доброй воле, этому не предшествует естественный процесс постепенного прощания
(расставания). Поэтому разлука сопровождается серьезным расстройством чувств и влечет за собой прежде всего ощущение хаоса и бессмысленности жизни. Неудача, постигшая их в роли родителей, и ощущение того, что отношения с ребенком нельзя ничем заменить, приводят к тому, что озлобление и разочарование преобладают, когда контакты требуют от родителей, чтобы они отдавали, не получая ничего взамен. Помещение ребенка в закрытое учреждение (расставание) приводит многих к травматическому кризису, при котором подвергаются сомнению сами основы существования.
После помещения ребенка в закрытое учреждение ситуация изменяется как для родителей, так и для ребенка. Они отдаляются друг от друга самым очевидным образом. Для родителей, которые сами сознательно держались «внизу» из-за низкого уровня развития ребенка, существование переходит в совершенно новое измерение. Разумеется, и положительного, и отрицательного свойства. Для многих это может означать резкую противоречивость положения, поскольку на этой стадии разум и чувства не могут быть единым целым. Возможно, родители чувствуют, что ребенок, чтобы вписаться в новую и чужую для него среду, сильно регрессирует в развитии. В том самом развитии, которое родители в течение столь долгого времени шаг за шагом поддерживали и выстраивали, делая это в духе взаимного согласия, и в котором они нашли частичку своей общности. Расставание означает, что и родителям, и ребенку приходится испытывать ощущение одиночества, собственной ничтожности и/или хаоса.
Нередко возникает ощущение, что родители не смогли справиться ни с проблемами, связанными с тем, что у них родился ребенок с интеллектуальными нарушениями и с последствиями этого, ни с проблемами, связанными с помещением ребенка в закрытое учреждение, - не смогли, потому что им не оказали адекватной помощи в их работе по преодолению кризиса. Вместо этого супруги, каждый сам по себе, пытаются разобраться со своим собственным миром. Им становится трудно поддерживать и помогать друг другу и остальным членам семьи, потому что в они сломлены психологически, хотя и боятся в этом признаться. В результате
появляется неудовлетворительное, поверхностное принятие своего собственного мира.
Нередко родители негативно и скептически настроены по отношению к закрытому учреждению. Им кажется, что оно «отняло у них ребенка», даже если до помещения ребенка в это учреждение у них было время для зрелых размышлений. Точно так же они могут быть негативно и агрессивно настроены из-за ощущения неудачи и поражения, потому что они не справились с ребенком и со своим отношением к нему.
Это отягощенное чувством вины ощущение неудачи и поражения, естественно, переносится на тех людей, которые сейчас имеют дело с ребенком и которые справляются с ежедневными контактами гораздо лучше, чем родители. Это приводит к тому, что очень легко возникают недоразумения.
Нередко персонал рассказывает о требовательных родителях или, наоборот, о непритязательно-благодарных родителях. Ни к одному из этих вариантов не стоит стремиться, напротив, они на самом деле могут являться показателями глубоких поведенческих проблем. Тогда откровенное общение между родителями и персоналом невозможно.
Есть родители, которые избегают навещать ребенка в закрытом учреждении, потому что их чувство ответственности не в состоянии выдержать эмоциональные потрясения. При такой встрече их чувство ответственности «взрывается» и они вновь сталкиваются с реальной действительностью и с тем, что первоначально вызывало у них страх. Боясь, что им опять придется пройти через такой кризис, они избегают навещать своего ребенка.
Многие причины, способствующие тому, что родители совсем или почти не общаются со взрослыми людьми с интеллектуальными нарушениями, проживающими в закрытом учреждении, могут корениться в том, что этих родителей плохо или совсем не проинформировали об умственной отсталости и ее последствиях и/или просто-напросто порекомендовали им отдать ребенка и навсегда забыть о нем, что порождает у них чувство вины.
Существует основание для предположения о том, что плохие контакты с родственниками коренятся не в отсутствии интереса и не в равнодушии. Вероятно, нельзя требовать от родителей активного участия и заинтересованности до тех пор, пока они не получат возможность справиться со своими собственными проблемами. Только после того как они разберутся в самих себе, они, без сомнения, станут полноценными участниками процесса абилитации своего ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Во время дискуссий с родителями неоднократно приходилось возвращаться к тому, что вышеупомянутые препятствия затрудняют контакты с закрытым учреждением. Я упоминаю эти препятствия, потому что они показывают, что родители не рассматриваются как один из важных ресурсов и компонентов абилитационной работы. Если бы к родителям относились именно так, то сегодня закрытые учреждения выглядели бы по-другому.
Многим родителям тяжело из-за того, что им никогда не удается пообщаться со своим ребенком наедине и в теплой, хорошей семейной обстановке. Им одновременно приходится встречаться со многими людьми с интеллектуальными нарушениями, настойчиво ищущими контактов, что при посещении закрытого учреждения они ощущают как нечто тяжелое и чуждое. Им приходится видеть недостатки и ощущать свою беспомощность и неспособность что-либо изменить, - для них это трудно и рождает страх. Невозможность остаться на ночь или вместе с ребенком пообедать во время посещения требует от родителей тщательного планирования, если учреждение находится далеко от дома. Это также увеличивает дистанцию между членами семьи (появляется ощущение, что есть «ты», а есть «мы»). Родителям приходится - - что для них тоже трудно - - мыслить коллективными понятиями, то есть осознать, что потребности их ребенка учитываются не в первую очередь, ведь на отделении нужно ухаживать и за многими другими. Необходимость встречаться с бюрократией и канцелярским языком, хотя сам ты говоришь на языке, переполненном чувствами, приводит к тому, что родители избегают столкновений со всем этим.
Хорошее сотрудничество с обслуживающим персоналом является предпосылкой к тому, чтобы родители были в состоянии постоянно контактировать со своими детьми. Только тогда можно стимулировать друг друга и достигать позитивного обмена эмоциями, а также взаимной заинтересованности.
Влияние на персонал
В одном большом исследовании в течение пяти лет отслеживались сто разных учреждений. Прежде всего оценивалось соотношение индивидуально ориентированного ухода и обезличенного рутинного ухода. Сравнение закрытых учреждений и квартир коллективного проживания выявило столь большую разницу между ними, что в преимуществе последних не осталось никаких сомнений. Закрытые учреждения даже близко не подошли к тому индивидуальному уходу, который типичен для квартир коллективного проживания. Специально выяснялось, не связано ли это со степенью отсталости у проживающих там людей, но оказалось, что она не играет никакой роли. В квартирах коллективного проживания для людей с серьезной задержкой развития существовал индивидуальный уход, а в закрытых учреждениях его не было. В закрытых учреждениях даже за более успешно адаптировавшимися подопечными ухаживали обезличенным рутинным образом.
Напротив, размеры учреждений играли определенную роль, так же как и размеры отделений. Чем крупнее отделения и чем больше отделений в учреждении, тем более обезличен уход. Персонал в квартирах коллективного проживания имел большую личную заинтересованность, чувствовал большую ответственность и более равномерно распределял рабочие задачи. Было меньше ролевых различий. В квартирах коллективного проживания подопечные были в большей степени вовлечены в повседневную работу, чем в закрытых учреждениях. Заведующие отделениями, имеющие образование медсестер, обеспечивали в основном лишь рутинный уход и были более авторитарны, чем сотрудники
с другим образованием, и в этих отделениях статусные различия между разными категориями были более значительными. Еще один значимый фактор - - плотность персонала. Чем больше персонала - - тем качественнее уход. Однако увеличение персонала как таковое не приведет к улучшению ухода, если вследствие этого отношение не станет более индивидуально ориентированным.
Биология — среда
С другой стороны, есть исследователи, которые рассматривают эти проблемы с однозначно социально-психологических позиций. Все, что имеет какое-то значение, является результатом взаимодействия со средой. Возможность фактических биологических ограничений не признается. В экстремальных формах можно встретить веру (надежду) в то, что умственную отсталость можно ликвидировать благодаря правильному воспитанию и обучению.
Разумеется, ошибочной является именно односторонность обеих точек зрения. Ведь играют свою роль и биологические, и социально-психологические аспекты. Нельзя думать, не имея мозга, но то, о чем человек думает, обусловлено взаимодействием со средой. Нельзя чувствовать, не имея нервной системы, гормонов и т. д., но то, что человек чувствует, зависит от взаимодействия между внешней и внутренней средой. Биологическая система является необходимым, но недостаточным условием для мыслей и чувств.
Но, говоря о взаимодействии - - и самом по себе сложном явлении, - следует еще различать умственную отсталость, нарушение умственного развития и органическое поражение головного мозга.
Умственная отсталость - - это биологически обусловленное более медленное созревание и развитие, которое у многих людей во взрослом возрасте останавливается, и человек остается на более низком уровне умственных способностей, чем среднестатистический.
Нарушение умственного развития, когда человек, из-за повреждений или нарушений какой-либо другой функции, не может использовать свои умственные способности. Примеры — инвалидность в сфере органов чувств, эмоциональные нарушения и обедненная окружающая среда. Нарушения могут рассматриваться как «ошибка в программе» и являются личностно-динамической и социально-политической проблемой.
Органическое поражение головного мозга подразумевает, что повреждена та часть мозга, где должна обрабатываться или накапливаться определенная перцептивная информация. Это поражение влечет за собой абсолютное ограничение, но не дает какой-либо защиты от нарушений, а скорее наоборот. Если люди с торможением и повреждением попадают в бедную в плане эмоций и восприятия или в неадекватную среду, то у них появляются и нарушения. Именно это и происходит в учреждениях, носящих на себе отпечаток закрытости.
Выводы
Отпечаток закрытости
Совершенно очевидно, что на людей с серьезными, умеренными и незначительными интеллектуальными нарушениями сильно воздействует среда, в которой они живут. Точно так же очевидно и то, что многие закрытые учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и умственные способности, - это влияние носит сложный характер.
Конечно, биологические факторы и физическая зрелость определяют рамки интеллектуального развития, однако содержание обусловлено взаимодействием со средо