Восприятие социальных различий

В то время как для ментальной репрезентации Нью-Йорка в высшей степени характерна четкая этническая окраска и разграниченность различных частей города, На ментальных картах Парижа этническая специфика, за исключением районов, надеиных Выходцами из Северной Африки, и еврейского квартала вокруг Сен-Поля, Не слишком заметна. В Париже, в отличие от Нью-Йорка, нет районов, населенных



6. Психологические карты Парижа


Часть I. Человек в большом городе

преимущественно представителями какой-либо одной этнической группы, нет зон репутация которых обусловлена прежде всего прикрепленным к ним этническим ярлыком, хотя складывание такой репутации как показано в работе Г. Саттлса (Sut-tles, 1972), весьма существенно для складывания «соседств» (neighborhoods) — неформальных территориальных единиц города, являющихся одной из форм общинной самоидентификации их обитателей. В Париже перед Второй мировой войной были зоны, населенные жителями из определенных провинций, и испытуемые до сих пор продолжают называть кварталы, расположенные вокруг вокзала Монпар-нас, «Paris des Bretons» («Париж бретонцев»). С другой стороны, китайская община, выросшая некогда за Лионским вокзалом, никак не представлена на ментальных картах современных парижан.

Таблица 6.5 Характеристики, приписываемые различным зонам Парижа

Районы, к которым характеристики, указанные в левой колонке, отне
сены чаще всего, обозначены цифрами 1-4, и процент испытуемых,
приписавших данную характеристику этому району1 (N=218)
Характеристики_______ 1____________ 2_____________ 3__________ 4_

Париж богатых
  87,6% 20,6% 18,3% 17,0%
Париж бедных
  38,5% 31,7% 29,8% 11,0%
Опасный Париж
  38,5% 31,7% 29,8% 11,0%
Места, которые вы
больше всего любите 70,6 65.1% 57,8% 51,4%
Районы, в которых вы не 18
согласились бы жить 37,2% 27,1% 18,3% 17,0%
ни при каких обстоя-        
тельствах        
Зоны, которые вы знаете 6
лучше всего 73.9% 61,5% 58,3% 57,8%
Зоны, которые вы
знаете хуже всего 60,1% 58,7% 57.3% 55,0%
Париж снобов
  49,1% 15,1% 14,7% 9,6%
«Париж бретонцев»
  50,0% 34.9% 23,4%
Куда бы вы переехали.
если бы у вас были 33,9% 31,2% 24,8% 21,6%
деньги        
Дружеская, наиболее
спокойная обстановке 30,3% 22,5% 18,3% 14,7%
Городское строительство 15 Щр- . 13
сильно нарушило 43,1% 14.2% 13,8% 10,1%
приятное впечатление        
         

1 Испытуемые были проинструктированы давать все ответы применительно к кварталам, а не к районам. (В каждом районе находится четыре квартала.) Но мы обобщили полученные результаты и представили их по районам для того, чтобы сделать их понятнее, особенно для тех, кто хорошо знает город.

восприятие социальных различий - student2.ru

Рис. 6.11 Восприятие зон бедных и богатых кварталов. Показаны все кварталы, которые не менее 10 % испытуемых обозначили как богатые (заштрихованы в клеточку) или как бедные (заштрихованы линиями) зоны Парижа

Испытуемые помещают самых бедных в северо-восточные районы; тогда как подавляющее число людей состоятельных помещается в 16-й округ, в западной оконечности города (табл. 6.5) Это восприятие является четким разграничением, и географически эти две группы никак не пересекаются. 18-й и 19-й округи отмечены как опасные в криминальном отношении зоны Парижа, наибольшую же угрозу личной безопасности приписывают кварталу под названием «Золотая капля» (Goutte d'Or), где обитает множество иммигрантов из Северной Африки.

Этот примерный набросок социоэкономической карты определяет характер ответов на ряд вопросов чисто личного свойства. Когда испытуемых спрашивали, есть ли квартал, где они не стали бы жить ни при каких условиях, они называли кварталы, расположенные вокруг «Золотой капли» (кварталы 71, 72, 73, 74)

Глубокая привязанность к городу отдана его центральным историческим зонам, самые любимые кварталы попадаются в шестом, четвертом, первом и пятом районах. В связи с этим испытуемых просили пофантазировать на приятные темы: Предположим, вам очень повезло с деньгами, и вы можете себе позволить жить в любом месте Парижа. Куда бы вы переехали? Округами, обладающими наибольшей привлекательностью для проживания в них, являются, в порядке убывания популярности, 6-й, 4-й, 7-й и 16-й. Единственным наиболее желанным местом проживания является остров Сен-Луи. Он пользуется популярностью среди всех




ПЗ


Часто I. -lCJiuocn d оотгешом гироде


восприятие социальных различий - student2.ru

Рис. 6.12. Опасный Париж. Указаны кварталы, воспринимаемые как самые опасные с точки зрения криминогенности.

восприятие социальных различий - student2.ru

Рис. 6.13. «Последняя прогулка перед ссылкой». Черным цветом обозначены все отрезки улиц, выбранные по меньшей мере пятью испытуемыми. Ширина каждого отрезка пропорциональна количеству испытуемых, проходящих по данному отрезку во время прощальной прогулки



групп населения, особенно среди самых молодых парижан, 36,2% из тех, кому меньше 30 лет, любят поговорить о том, что если бы они неожиданно получили в наследство крупную сумму, они переехали бы сюда, на этот остров в центре Парижа, однако до сих пор никто не торопится переезжать.

Привязанность испытуемых к «le vieux Paris» («старому Парижу») проявляется в несколько другой форме, когда они решают следующую гипотетическую проблему: Представьте себе, что вы должны отправиться в изгнание и у вас есть возможность совершить только одну прогулку по городу. Какой маршрут вы предпочли бы? Каждому испытуемому давали карту, в которой отсутствовали названия улиц, и просили провести маршрут прощальной прогулки протяженностью не более трех километров. Много самых причудливых путей появилось на свет, когда испытуемые прокладывали свои маршруты по местам детства, романтических свиданий и т. п. Однако когда мы сосредоточили внимание на совпадающих участках пути (один и тот же отрезок улицы встречался по крайней мере у пяти испытуемых), появилась вполне четкая картина (рис.6.13). Наиболее плотная сеть прогулочных маршрутов пролегла вдоль набережных Сены, по острову Ситэ и Латинскому кварталу (меньше испытуемых выбрало путь от площади Вогезов, мимо Пале-"Руайаль и далее по Монмартру). Многие выбрали Елисейские поля. В Париже насчитывается более 3500 улиц (Hillairet, 1964), и поэтому концентрация выбора

маршрутов лишь в пределах малой их части показывает, что только немногие из них имеют для людей схожее эмоциональное значение.

ИНТУИЦИЯ И СЕКРЕТЫ

Прежде чем завершить свою статью, мы хотим поделиться некоторыми наблюдениями о Париже и процессах, характерных для его ментальной репрезентации. Человек может знать многое о городе и в то же время не осознавать, что он обладает этим знанием; и такое имплицитное знание может быть весьма распространено среди многих людей. Рассмотрим следующую гипотетическую ситуацию, которую мы предлагали вниманию испытуемых:

Предположим, что вы должны были встретить в Париже человека, которого никогда до этого не видели, причем вы знаете точную дату и время встречи, но не зна» ете места ее проведения. Представьте также, что человек, с которым вы должны были встретиться, сталкивается с такими же трудностями, не зная, где именно вы будете его ждать. В каком месте Парижа стали бы вы ждать в расчете на максимальную вероятность столкнуться с этим человеком?


114

Часть !. Человек в большом городе

Испытуемых призывали использовать свою интуицию при ответе на этот вопрос, что не помешало многим из них отвергнуть этот вопрос как алогичный, дурацкий и не имеющий разумного ответа. Но те испытуемые, которые представили ответы (N=188), продемонстрировали, что некоторый набор разумных — и даже остроумных — ответов был возможен. (Ответ на этот вопрос можно считать «уместным», если на нем остановилось большое число испытуемых, и, таким образом, этот ответ свидетельствует о разделяемом многими интуитивном представлении о том, где именно следует ждать.) Выбор места ожидания определяли два момента: а) некоторые испытуемые выбирали места, которые, по общепринятому мнению, символизируют представление о Париже; б) другая группа испытуемых выбирала места встречи, которые благодаря существующим обычаям или общепринятой практике институциализировались как места ожидания (многие выполняют эту функцию, подобно часам на Центральном вокзале в Нью-Йорке).

Шесть мест, как показывает табл. 6.6, собрали более 50% всех полученных ответов. Наибольшее число парижан указали, что ждали бы у Эйфелевой башни — этого символа современного Парижа, не имеющего себе равных. (Каким был бы преобладающий ответ до ее.сооружения в 1889 году? Мы не имеем ни одной психологической карты, которая позволила бы нам получить ответ на этот вопрос.) Вторым наиболее популярным местом оказался Памятник погибшим на вокзале Сен-Лаза р. Согласованность представлений, выявленная с помощью этого вопроса, указывает, что жители обладают имплицитным, интуитивным знанием своего города, которое может проявляться под воздействием определенных стимулов.

Второе наблюдение заключается в том, что даже малоизвестные районы большого города могут быть привлекательными для жителей: три четверти испытуемых отвечали утвердительно, когда их спрашивали, есть ли район Парижа, который они не вполне хорошо знают, но который им нравится. (Наиболее популярным оказался квартал Марэ, некогда немодный район, который в настоящее время бурно развивается). Кроме того, когда испытуемых спрашивали, не попадались ли им какие-нибудь особенно симпатичные или представляющие интерес места, которые в целом мало известны людям, ими были указаны 155 различных мест. Среди названных были причудливые, отдающие провинциальным духом улицы, пересекающие парк Монсури; вилла Монморанси; участок непритязательной жилой застройки площадью в несколько акров, куда почти не проникает шум окружающих улиц; дворы домов по улице Севра, представляющие собой нечто вроде внутренних складок свер-

Таблица 6.6 Места, где встреча наиболее вероятна

| _________________ Процент испытуемых, выбравшихэто место (N=188)

Эйфелева башня 16,5
Памятник погибшим

I (вокзал Сен-Лазар) 8,0

Площадь Звезды 7,4

Опера 7 4

Бульвар Сен-Жермен 6,9

Нотр-Дам 6,9

Бульвар и площадь Сен-Мишель_____________ 6,9

Пгиуолоп<ческие карты Парижа ________________________ _________ U5

g спираль «мозга» Парижа, и занимающие намного большую поверхность,

НУ1*0^ можно судить по их внешнему виду; канал Святого Марина; площадьТопо-

не* поаНский двор и многие другие. Многие из так называемых городских «красот*

*' вительно упоминались большим числом испытуемых, но более важным явля-

ДбК их убеждение в том, что столица одаривает некоторыми своими тайнами толы

еТС v м что Париж — сложный, разнообразный и неисчерпаемый в своих проявле
но их и ч г

НИ Но было бы ошибкой заканчивать эту статью в духе панегирика. Ведь многие

ижане считают, что город постепенно клонится к упадку, не выдерживая загряз-

ия автомобильными выхлопами, шума, бегства из города мастеров; они утверж-

что городские новостройки во многом нарушают красоту Парижа, и показы-

д юТ'самые ужасные последствия этого на примере 15-го, 1-го и 13-го округов, где

временные жилые дома и башни офисов вытесняют более очаровательные, но и

более ветхие старые постройки.

Проблема сегодняшнего Парижа состоит в том, чтобы суметь каким-то образом постигнуть гармонического синтеза очарования старых улиц и современных архитектурных форм, и постараться сделать это как можно скорей, до того как старое будет грубо вытеснено новым и от города останется только прежняя планировка улиц.

РЕЗЮМЕ

В этой статье мы описали ряд психологических карт Парижа — ментальных репрезентаций города, получивших выражение в объективной картографической форме, а не в форме имплицитных оценок, мнений, словесных высказываний. Особое значение подобных ментальных карт состоит в том, что на них представления человека о данном городе выражены в такой форме, которая позволяет сопоставить их с его реальным обликом. Они дают возможность передать пространственное своеобразие города, зачастую не поддающееся словесному выражению. Они также показывают, как городское пространство кодируется, как оно искажается и избирательно репрезентируется, пока для человека сохраняется в этом необходимость. Подобные образы ни в коем случае не являются какой-то избыточной информацией в умственном багаже, — это существенное условие человеческой жизни в сложной и чрезвычайно разнообразной городской обстановке.

Подобные карты многомерны. Они содержат как когнитивные, так и эмоциональные и интуитивные компоненты, и для их выявления необходимо прибегать к различным методикам исследования, в том числе экспериментальным. Карты являются не только продуктом умственной деятельности отдельных людей; они создаются Также и социальными факторами и поэтому приобретают статус коллективных представлений, символически сочетающих верования и знания, которые культивируют-я и распространяются благодаря культуре.

J

Город по вертикали

Города выросли. Еще какую-то сотню лет назад здание в шесть-семь этажей почиталось за редкость, теперь же города стремительно тянутся ввысь. Небоскребы, появившись первоначально в Америке, растут и множатся по всему миру. Они тесной толпой сгрудились в Сан-Пауло и Мехико. С этими дылдами флиртует даже Париж.

Жизненный тонус современного мегаполиса выражается в росте его небоскребов. Все согласятся с тем, что Сиэттл и Хьюстон стали важными городами, когда линия их горизонта резко подскочила вверх. Небоскреб мощен, он символизирует экономическое превосходство города над остальной географией, ломая линию горизонта и попирая пятой окрестный ландшафт. Он доминирует и хорошо виден со всех точек округи. Но даже самый наивнушительный небоскреб не делает из обычного города город вертикальный. Это происходит в том случае, если этих строений там масса, толпа.

Мы можем много сказать о некотором обществе, зная, кто из его членов занимает самые высокие строения. В средние века все господствующие общественные институты — и прежде всего церковь — стремились строить высочайшие здания, чтобы властно обратить на себя всеобщее внимание. Представители мирской власти также старались не отставать, располагая свои замки на высоких местах, но над городскими крышами все-таки возносились шпили соборов. Что же происходит сейчас?

В наше время доминирующим институтом общества является бизнес. Поэтому ке удивительно, что многим небоскребам присваиваются имена компаний, владеющих ими. Таковы, например, Ситикорп и Крайслер Билдингз в Нью-Йорке, а также Сирз Тауэр в Чикаго. Эти здания ломают линию горизонта современной Америки сообразно положению в экономике их материнских фирм.

В таких масштабных строениях редко размещается непосредственно производство. Сегодняшний небоскреб в подавляющем большинстве заполнен людьми, чья профессиональная деятельность способствует экономическому и техническому развитию страны. Это в основном работники бюрократического и административного аппаратов, что не преминул особо отметить Джин Готтманн в своей замечательной работе «Почему небоскреб?» Они сортируют бумаги, стучат по клавиатуре компьютеров, они консультируют друга друга, имея возможность в кратчайший срок обменяться мнениями и провести скорую экспертизу. Такие здания являются штабами могущественных компаний, то есть там концентрируются мозги, а не мускулы, чем создаются идеальные условия для обработки информации, способствующие сближению индивидуумов.

Влияет ли вертикальный рост городов на наши помыслы и поступки? Прежде нем задаться этим вопросом, припомним о проблемах, волновавших социологов в течение многих лет.


7. Город по вертикали


118

Часть I. Человек в большом городе

СЕЛЬСКОЕ - ГОРОДСКОЕ (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА)

На границе нынешнего и минувшего столетий Георг Зиммель исследовал различия в ментальности столичных жителей и обитателей маленьких городков и пришел к мнению, что столица живет умом, а провинция — сердцем. Жители крупных городов более подвержены влиянию сильных внешних стимулов, бесцеремонно вторгающихся в их внутреннюю жизнь, они склонны к объективному, рациональному взгляду на вещи. Согласно Зиммелю, этим различиям в менталитете положили начало такие большие города, как Вена, Берлин, Лондон.

В 1930 году крупный социолог Луис Уирт также сравнивал развивающиеся города с заштатными городками и сельскими общинами. Он нашел множество различий в эмоциональном тонусе и поведении их обитателей, которые усугублялись с ростом численности, плотности и разнородности населения столиц.

ВЕРТИКАЛЬ ПРОТИВ ПЛОСКОСТИ

И вот назрела потребность в новом сравнении, в сравнении вертикального города с городом плоским. Скажем, если вы живете в многоэтажномтороде, то как это влияет — если влияет вообще — на ваше мышление и поведение? И вообще, есть ли разница между вами и обитателями города без небоскребов? И главный вопрос — как влияет вертикальность города на отношения его обитателей?

Для начала нужно ввести различие между двумя типами этого влияния — эффектами, наблюдаемыми внутри самого небоскреба, и тем влиянием, которое оказывает небоскреб на прилегающие окрестности. На людей, живущих поблизости, он оказывает физическое воздействие, заслоняя небо и солнечный свет. В некоторых мегаполисах, подобных Токио, людям, лишенным таким образом обзора и солнца, выплачивают денежную компенсацию, в Нью-Йорке мы относимся к подобному положению как к неизбежному злу.

Главный эффект небоскреба, главный его вклад в жизнь ближайших кварталов, I состоит в том, что он как изрыгает, так и вбирает в себя чудовищные толпы людей, они снуют туда-сюда, прокладывая дорогу локтями, вследствие чего деловая часть вертикального мегаполиса являет собой бесконечный круговорот лиц. Региональная ассоциация планирования подсчитала, что в округе Нассау, являющемся пригородом Нью-Йорка, человек может встретить 11 000 потенциальных деловых партнеров в радиусе 10 минут ходьбы или езды на машине от своего офиса. Но в центре Манхэттена служащий может встретить 220 000 человек в радиусе 10 минут от своего рабочего места. Налицо гигантский прирост коммуникативных возможностей, обеспеченный городской вертикалью.

Этот прирост, резко расширяющий и разнообразящий спектр возможных социальных контактов является, пожалуй, основной выгодой от кишения людской массы в башнях вертикальных строений. Бизнесмен, адвокат и антрепренер могут назначить и провести неформальную деловую встречу буквально через пару минут после того, как покинут кресла в своих офисах. Множество деловых и личных знакомств завязывается в горизонтальном городе, то есть на горизонтали улиц, в кафе

й ресторанах, расположенных в первых этажах зданий, где представители конкурирующих фирм уравниваются в статусе, лишаясь видимых признаков партийно-этажной принадлежности и соответствующих преимуществ.

разветвленная сеть улиц делит плоский город на многочисленные кварталы и районы, то есть более или менее обширные территории, обладающие собственным лицом и характером, с которыми можно ознакомиться, совершив по ним пешую прогулку. Владельцы маленьких магазинчиков живо обсуждают ассортимент и интерьер нового заведения, открывшегося в соседнем квартале. Для них это значительное событие, ощутимая перемена в общей атмосфере родного района. Обитателю небоскреба, по большому счету, абсолютно все равно, что делается у него под ногами или над головой. Там, на других этажах — иные миры, иные вселенные. С прибавкой третьего измерения происходит расслоение людей и их жизнедеятельности, обитатели разных уровней никак не пересекаются и не соотносятся друг с другом.

Если вы работаете в одноэтажном строении, например стоите за прилавком пригородного мелкооптового рынка, вам ничего не стоит в случае надобности помахать коллеге-визави, от которого вас отделяет сотня футов, или, по крайней мере, обменяться с ним взглядами. Совсем другое дело небоскреб. От вашего соседа по офисному зданию, чье рабочее место находится всего лишь этажом выше или ниже, вас разделяют какие-то десять-двенадцать футов, но он совершенно недоступен вашему восприятию, материалы, из которых сделаны потолки и полы, непроницаемы для вашего взора. Но даже если бы они были прозрачны, вертикаль все равно визуально поместила бы вас в несообщающиеся страты.

Каждый элемент окружающей среды социально значим. Положение, престиж и благосостояние человека, который ходит на работу в высотный офисный комплекс, жестко коррелируют с номером этажа, где его офис находится. Люди всегда стремятся наверх, как фигурально, так и метрически. Если у вас низкий общественный статус, вам никогда не попасть на верхние этажи, разве что вы найметесь прислуживать тем, кто богат и в почете.

Наши рекомендации