Наука и психические исследования
В основе научного исследования лежит одно наблюдение. В лабораторных или в естественных условиях ученый обязан вести наблюдение за объектом исследования со всей тщательностью, фиксировать свои наблюдения как можно полнее и точнее и затем опубликовать их, дав возможность своим коллегам заняться их анализом. После публикации он должен, приняв во внимание критические замечания коллег, либо дать им достойный ответ — если может, либо согласиться с критикой — если нет. Ясно, что наблюдение в лаборатории, где ученый может поставить все под строгий контроль, чтобы защитить процесс от искажающего влияния посторонних факторов и обстоятельств, и где он может значительно отработать и развить методологию в свете получаемых результатов, — в таких условиях наблюдение несравненно более надежно, чем в полевых условиях. По этой причине, наряду с прочими, многие ученые концентрируют свои усилия на лабораторной научной работе, и меньшее значение придают результатам, достигнутым в других условиях.
Тем не менее, лабораторный процесс и работа в полевых условиях должны, где это возможно, идти рука об руку. Результаты, наблюдаемые в лаборатории, могут затем наблюдаться в естественных условиях, в то время как явления, обнаруженные сначала в жизни, могут быть затем проверены в более строгих условиях лаборатории. Однако начиная с 1930-х годов, когда профессор Дж. Б. Райн и его коллеги впервые разработали методы изучения психических явлений (под новым названием «парапсихология») в лабораторных условиях, ученые стали больше концентрироваться на работе в искусственных условиях. Несомненно, лабораторная работа в области парапсихологии позволила нам занять отличную позицию и продемонстрировать многим ученым-скептикам факт существования психических явлений, которые, следовательно, необходимо рассматривать в рамках наших научных парадигм (один из недавних обзоров лабораторных открытий вы найдете в книге Радина «Сознательная Вселенная»). Но результаты, ограниченные лабораторными условиями, не очень согласуются с нашим пониманием стандартного опыта.
Именно это побудило моих коллег и меня обратить внимание на работу Скоулзской группы. Проводя по исследование, мы руководствовались принципом, который необходимо соблюдать во всех областях научного исследования, а именно, сохранять открытость ума. Если ученые заранее решают, что результаты, которые они предполагают получить, существуют или не существуют в реальности, их наблюдения неизбежно оказываются искаженными. Это особенно очевидно в психических исследованиях, и в первую очередь в тех, которые посвящены вопросу жизни после смерти. Поскольку, что бы ни говорили, но наука еще не способна по-настоящему ни доказать, ни опровергнуть этот факт.
Можно наблюдать отсутствие проявления жизненных физических признаков в момент смерти и решить, что жизнь на этом прекращается, или же можно принять во внимание так называемые случаи посмертного общения и решить, что жизнь продолжается. Ни одно из этих решений не может считаться научным в полном смысле этого слова. Физические признаки жизни в момент смерти действительно пропадают, но ментальная жизнь может не зависеть в полной мере от этих признаков и поэтому может не прекратиться вместе с ними. Посмертные общения действительно могут быть достаточно выразительными, но им можно дать разные альтернативные объяснения, такие как неверная интерпретация или проявление сверхъестественных психических способностей живых людей. Поэтому в рамках существующих в настоящее время строгих научных понятий и принципов мы просто не знаем правильного ответа. Но что мы знаем, гак это то, что даже при отсутствии объяснения наука должна продолжать поиск более доказательных и убедительных фактических данных.
СКОУЛЗСКИЙ ОТЧЕТ
«Скоулзский отчет», о котором упоминали в данной книге Грант и Джейн Соломон, является результатом нашего исследования. Мы проводили наблюдения как можно тщательней, опираясь не только на свой опыт, приобретенный в предыдущих исследованиях этих явлений, но и на свои знания о многочисленных исследованиях, проводившихся другими учеными, а также на знание различных методов мистификации, которые использовали на протяжении многих лет фальшивые медиумы, обманывая доверчивых наблюдателей. Наш «Отчет» дает описание этих наблюдений и детальных проверок на предмет достоверности результатов. Несомненно, единственным альтернативным объяснением этих явлений могло бы быть мошенничество — если бы оно имело место. Но не может быть и речи о том, что в случае Скоулзского эксперимента мы стали жертвами нашего собственного воображения или просто преувеличили значение наблюдаемых нами явлений, чтобы поддержать какие-то собственные предвзятые мнения.
Этоне дело науки — настраивать людей в свою пользу, ее задача - представить доказательство и дать возможность другим сделать собственные выводы. Мы подробно изложили полученный материал в нашем «Отчете», и читатели, которых это интересует, могут изучить его. Однако поскольку обман является единственной альтернативой достоверности явлений в Скоулзском исследовании, следует сказать, что за два года, в течение которых мы посещали сеансы, мы ни разу не видели никаких признаков обмана и не имели ни малейшего повода к подозрению. Тем не менее, мы не могли добиться идеальных условий, при которых обман был бы абсолютно невозможен. Мы были близки к этому, но чуть-чуть не дотянули.
Мы следовали четырехступенчатому протоколу, который включат в себя использование наших собственных пленок, надежных контейнеров для их хранения во время сеансов, контроль за ними, а также за последующей проявкой пленки. Такой процесс был необходим для того, чтобы успокоить сомнения критиков, не присутствовавших на сеансах. В случае отсутствия такого протокола критики сразу же обращали внимание на те аспекты изображений на пленках, которые они считали подозрительными, например, на то, что некоторые изображения взяты из общедоступных книг и что к их воспроизведению причастен человек. Подозрения также вызывал ящик Алана, так как считалось, что его замок можно удалить и открыть ящик, не взламывая пломбы.
Неважно, насколько неправдоподобным представляется обман в условиях, в которых проходили сеансы, этим критикам достаточно того, что теоретически он был возможен. И это несмотря на то, что подобные претензии не предъявляются огромному большинству явлений, наблюдаемых в других, менее спорных сферах научного исследования, даже если там также может существовать обман. Кажущаяся невероятность психических и/или медиумических способностей как таковых уже представляется многим критикам фактором, достаточным для того, чтобы предпочесть версию обмана, неважно, насколько он трудноосуществим. И следует признать, что наличие лазеек, какими бы незначительными они ни были, является неудовлетворительным фактором в любой области исследования. В рамках данных физических исследований они побуждают нас задаваться вопросом, почему так называемые коммуникаторы не могут представить неоспоримых доказательств. Возможно, Уилльям Джеймс, один из отцов современной психологии и человек, проявлявший живой интерес к психическим исследованиям, был прав, когда предположил, что Всемогущий мог изначально «задумать» все так, что в области паранормального всегда будет присутствовать элемент тайны!
Если читатели решат для себя, что Скоулзские явления были достоверными, то и в таком случае многое остается неясным. Действительно ли явления поддерживают идею о выживании личности после телесной смерти и о том, что она способна вступать в контакт с оставшимися на Земле, или же они являются проявлением психических способностей самих членов Скоулзской группы, сознательным или бессознательным?
Давайте сначала остановимся на второй версии. Если мы вернемся на мгновение к лабораторным доказательствам, то нам придется признать, что у нас нет подтверждений того, что масштабные паранормальные явления, наблюдавшиеся в Скоуле, могли быть произведены человеческим разумом. Конечно, существует лабораторное свидетельство (в книге Радина «Сознательная Вселенная» приведены подробности) того, что человеческий ум может повлиять на поведение неодушевленных объектов, но на сегодняшний день эти результаты очень малы и не столь впечатляющи, и ни в какое сравнение не идут с результатами экспериментов в Скоуле. Если бы члены Скоулзской группы действительно были способны постоянно выдавать такие результаты силой своего ума, то тогда им порекомендовали бы продемонстрировать этот факт в лаборатории. В мгновение ока они стали бы телепатами-суперзвездами и сделали бы себе имя в шоу- бизнесе, заработав на этом кучу денег.
При отсутствии доказательств того, что люди обладают способностями, позволяющими демонстрировать паранормальные явления, имевшие место в Скоуле, есть смысл переключиться на другую версию, которая заключается в том, что эти эффекты могут быть частично результатом действия тех существ, которые продолжили свое существование после физической смерти и способны взаимодействовать с нашим миром. Однако мы должны помнить, что во время нашего исследования мы все же не получили через кого-либо из предполагаемых коммуникаторов такой информации, которая могла бы убедить непреклонных скептиков в том, что коммуникаторы действительно говорили с нами из иного мира. Я имею в виду очень неясную информацию об их земной жизни, которая не появлялась в книгах или газетах и не была известна никому из присутствовавших, но которая, как выяснилось впоследствии, была правильной.
Честно говоря, мы никогда и не просили о такой информации, главным образом, потому, что надеялись, что исследование будет продолжаться и мы получим возможность выяснить это после того, как завершим исследование других явлений. То, что мы действительно получили (например, две пленки с текстом «Руфи» и различные головоломки и ключи к ним, предложенные нам через медиумов), любопытно и интригующе — как и многое другое, - но не очень удовлетворяет всех критиков из-за того, что эта информация, за небольшим исключением, была доступна в опубликованных работах и, следовательно, могла быть использована при помощи сверхъестественных способностей или каких-то других средств.
В отсутствие такой информации, какие еще факты или доказательства были представлены в ходе Скоулзского эксперимента, которые могли бы указывать на существование жизни после смерти? Грант и Джейн Соломон построили систему аргументов, основываясь на фактических примерах из отчетов, представленных многими исследователями, которые работали со Скоулзской группой, и я не склонен подвергать это сомнению. Однако нам необходимо ответить на вопрос: если явления подлинные и если они не являются продуктом прямого воздействия ума членов Скоулзской группы на обстановку, то «чьих рук это дело»? Существ, стоящих по ту сторону смерти? Можно попытаться ответить на этот вопрос, рассмотрев личности различных предполагаемых коммуникаторов. Существуют ли они отдельно во всех смыслах от личностей самих членов Скоулзской группы?
Исследователи многих других паранормальных явлений рассматривают вероятность того, что коммуникаторы могут быть субличностями медиумов, а не самостоятельными индивидами. Но со всей определенностью можно сказать, что коммуникаторы в Скоуле, каждый из них, в ходе всех наших исследований проявляли заметное постоянство в речи, манерах, интересах, интеллектуальных склонностях, воспоминаниях и чертах личности (например, степень общительности или скрытности, чувство юмора, социальные особенности). Психологические исследования не допускают, что субличности в тех немногих случаях, когда они вытесняют доминирующую личность индивида, могут продемонстрировать такого рода последовательность. Наоборот, у них наблюдается в высшей степени неадекватное повеление и эмоциональная нестабильность, отсутствие способности к продолжительной разумной речи. В конечном итоге они проявляются больше как вырвавшиеся на поверхность фрагменты подавленной внутренней жизни индивида, нежели целостные человеческие существа.
Ни один из Скоулзских коммуникаторов ни в коей мере не соответствует такому стереотипу. Говоря через медиумов или через так называемые «прямые» или «независимые голоса», они напоминали культурных, эрудированных и сдержанных представителей среднего класса. (Интересно, что, за исключением Эмили Брэдшоу, которая большую часть времени была центральной фигурой во время сеансов, говорила только через Диану, все остальные были мужчинами, которые говорили через Алана или через «прямые голоса»).
Критики могут, конечно, утверждать, что хотя физические явления можно принять как достоверные, голоса могут быть обманом. Если допустить, что медиумы симулировали транс, то можно также допустить, что они (при наличии хороших актерских способностей) разыгрывали различных коммуникаторов. Такое может иметь место, хотя это и маловероятно. Если физические явления были подлинными, зачем было бы утруждать себя театральными, т.е. подложными голосами, особенно если для того, чтобы поддержать видимость транса, медиумы должны были стараться не выдать во время длительных обсуждений физических явлений после сеансов тот факт, что они сами также наблюдали эти явления? Что еще более важно, во время сеансов голоса часто давали точную информацию о явлениях до того, как они в действительности происходили. Этого не могло бы быть, если бы первое (голос) было ложным, а второе (явление) было подлинным. А если голоса были обманом, а явления подлинными, то мы опять сталкиваемся с необходимостью дать какое-то разумное истолкование этому факту.
Нам остается лишь добавить, что если с самого начала не исключить возможности продолжения жизни после телесной смерти и признать достоверность физических явлений, то простейшим и самым рациональным объяснением всего происходящего было бы признание достоверности голосов, которые каким-то образом связаны с самими явлениями. Принадлежали ли голоса (если они подлинные) индивидам или представляли некую форму души группы — это другой вопрос, который мы, возможно, изучили бы более полно, если бы наше исследование продолжилось.
В заключение мои коллеги и я хотели бы выразить Скоулзской группе наши самые искренние пожелания на будущее. Члены группы отличаются своей преданностью работе, желанием служить другим и своими замечательными человеческими качествами. Мы считаем, что это большая удача — иметь возможность сотрудничать с ними, и надеемся, что придет день, когда мы сможем возобновить наши совместные исследования. Несмотря на вынужденный перерыв в сеансах, мы уверены, что этот день недалек.
Приложение
Аспекты
Духовной
Науки
КОМАНДА ДУХОВ
ДЖОН ПЭКСТОН
Джон Пэкстон был продвинутым существом. Он сообщил группе, что жил на Земле в XIII веке. Выполняя руководящую роль и являясь членом руководящего Совета Сообщества, Пэкстон помогал контролировать процесс Скоулзского эксперимента. Совет принимал решения о дальнейших действиях и планировал эксперименты не только для Скоулзской группы, но и для других подобных групп.
МАНУ
Ману был могущественным и в высокодуховным Гидом, который всегда говорил первым и чья работа заключалась в том, чтобы смешивать энергии присутствующих для использования их во время сеансов. Он был «хранителем промежуточных врат» между земным миром и мира духа. Он всегда начинал сеансы и определял условия, при которых был возможен контакт между мирами. Это включало в себя создание «энергетического навеса» над группой и «золотых дверей» между измерениями.
Ману говорил, что он в свое время «наслаждался многими воплощениями» на Земле. Так, когда он жил в том месте, «которое вы теперь называете Южной Америкой», видимо, он жил в Перу и принадлежал расе инков.
Именно Ману и его «викторианские дети-помощники» осуществляли регулярную телепортацию предметов для Скоулзской группы.
ПАТРИК МАККЕНА
Согласно мнению группы, Патрик — это «восхитительная душа». В своей земной жизни он был ирландским священником, «хотя и не очень хорошим». Он любил пиво «Гиннесс» и толстые сигары. В команде духов он выполнял функции «духовного координатора» коммуникаторов и, в конечном счете, был ответственным за деятельность и прогресс Скоулзской группы.
Как правило, Патрик говорил через Алана, находившегося в состоянии транса, и он был вторым после Ману коммуникатором, обращавшимся к группе. Его присутствие обычно отмечалось перезвоном колокольчиков, свисавших с потолка в подвале. Он также был последним кто прощался с группой в конце сеансов, которые обычно длились от двух до двух с половиной часов.
В обязанности Патрика также входило направлять «непостоянных коммуникаторов», помогая им вести разговор и передавать свои послания. Ему особенно хорошо удавалось приободрить посетителей своими простыми шутками и остротами. Как с любовью сказал о нем Робин: «Я не думаю, что Патрик ограничился тем, что поцеловал Блернистоун — я думаю, он проглотил его!»
РАДЖИ
Раджи — обаятельная личность, индус, который был когда-то «раджпутом» — это что-то вроде принца, принадлежащего к касте древних индусских воинов. Он служил солдатом, наездником, и после физической смерти все еще любил маршевую музыку, которую он просил включать, когда беседовал с группой и посетителями.
Одной из функций Раджи было помогать людям в их духовном развитии. Он часто давал советы группе и ее гостям, как лучше всего осуществлять медитацию. И хотя временами он бывал очень серьезным, он обладал прекрасным чувством юмора и часто вызывал у всех безудержный смех. Он также участвовал в целительской работе группы, которую поддерживал, например, телепортируя в небольших количествах особый священный пепел, который, как было сказано, обладал целительными свойствами.
Раджи было поручено организовывать первые фотографические эксперименты, а также эксперименты, связанные с передачей посланий на запечатанных аудиокассетах. В своей работе с группой эта благожелательная личность часто использовала услуги помощника. Маленького мальчика, которого позже по какой-то причине переименовали в Чарли I.
МИССИС ЭМИЛИ БРЭДШОУ
Миссис Брэдшоу была очень приятным коммуникатором. Ее задачей было обеспечить максимально точные свидетельства существования жизни после смерти, которые никогда не переставили удивлять членов группы и посетителей. У нее была отточенная, сухая, немногословная речь с оксфордским акцентом, приятная и легкая на слух.
Миссис Брэдшоу осуществляла работу, подобную той, что выполнял Патрик. Через своего собственного медиума Диану она помогу духам-коммуникаторам доводить до присутствующих ту или иную информацию, а также говорить напрямую через медиума.
Миссис Брэдшоу в своей земной жизни определенно была женщиной, активно занимавшейся благотворительной деятельностью. Ее поначалу суровые интонации со временем смягчились, и, подобно Патрику, миссис Би, как ее называли, проводила большую часть сеанса на своем «посту», иногда вставляя необходимые замечания, или шутливо выговаривала Патрику за те или иные его комментарии, Миссис Брэдшоу и Патрик оба чувствовали современные тенденции жизни и обладали чувством юмора. Члены команды духов говорили, что они были в курсе всего происходящего, слушая разные беседы по радио и разговаривая с современными людьми, которые возвращаются в мир духа, закончив свой земной путь. Группе и ее гостям было занятно слышать, как в речи миссис Брэдшоу, очень аккуратной и правильной леди своего времени, проскальзывают современные жаргонные словечки и выражения.
ЭДВАРД МЭТЬЮЗ
Удивительно чувствительная душа, Эдвард посещал группу нерегулярно и выражал сильное желание быть частью контактной команды. Группа чувствовала любовь и волнение в его голосе, когда он обращался к ним.
Эдвард был очень эрудирован во многих областях и мог беседовать на разные темы, в том числе о бизнесе, который вел его отец в южном Лондоне в начале XX века. Особенно ему нравилось развлекать посетителей историями и анекдотами. Единственное, о чем он не мог говорить с посетителями, так это о своей кончине в годы Первой мировой войны. Воспоминания о тяжелых обстоятельствах своей смерти были для него болезненными и мучительными, поэтому гостей просили не поднимать эту тему во время сеансов.
В дополнение к своим беседам Эдвард активно участвовал в организации нескольких научных экспериментов и часто знакомил членов группы с планами команды духов.
ДУХИ-УЧЕНЫЕ
Когда стало ясно, что приглашенные ученые будут регулярно принимать участие в сеансах, команда духов решила, что новые личности должны выходить через коммуникаторов на контакт на более регулярной основе. Это означало, что некоторые из первоначальных коммуникаторов больше не будут активно участвовать в заседаниях.
Уилльям, Альберт, Джозеф и Эдвин — это четыре духа-ученых, которые общались со Скоулзской группой. Уильям — англоязычный ученый, который жил в конце XIX века и интересовался паранормальными явлениями. Он был специалистом в области фотографии и участвовал в издании фотожурнала.
Альберт не был в своей земной жизни ортодоксальным ученым, но, по-видимому, являлся своего рода «диссидентом и бродягой». Это он перемещал вещи во время сеансов. Как мы знаем, в подвале сверхъестественным образом появлялись физические предметы. Но вещи также и исчезали из подвала. И всегда в этом был замешан Альберт.
Джозеф был выдающимся ученым своего времени, но стал очень осторожным, когда в Скоуле появились исследователи и начали задавать вопросы о его настоящем имени. Он чувствовал, что работа имела важнейшее значение и что переключение внимания наличности может помешать делу.
Эдвин был больше врачом, чем ученым. Он получил свое ученое звание в Эдинбурге. Эдвин стал регулярным коммуникатором, особенно когда на сеансе появились исследователи.
Команда духов, казалось, состояла из очень большого количества таких личностей. Многие имена были, вероятно, псевдонимами. По мере необходимости коммуникаторы в команде менялись.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунки
На следующих схемах изображены планы некоторых экспериментальных помещений и технического оборудования, которое использовалось в ходе Скоулзского эксперимента.
Рис. 1.
Здесь изображен план подвала, известного под названием «Скоулзская нора», и расположение мебели и оборудования (записывающего устройства)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3