Дальнейшее развитие экспериментов
С ФОТОГРАФИЯМИ
Команда духов передала группе еще одно изображение с другим текстом из «Шримад-Бхагаватам». И опять в эксперименте использовалась фабричная черно-белая 35-миллиметровая полароидная пленка «Полапан», и, как обычно, сразу же после сеанса при помощи специального оборудования ее проявили и сделали слайды. Текст появился на трех слайдах: на одном — обычное изображение, на втором — зеркально перевернутое, а на третьем текст был написан наискосок. Зеркальное изображение было первым примером такого рода снимка, переданного командой духов. Любопытно, что почерк совершенно отличался от первого текста: согласно мнению членов группы, он был «более примитивным и, скорее, детским». Над текстом стоял номер «31», что натолкнуло группу на мысль о том не является ли это ключом к стиху. Был ли он взят из того же тома «Шримад-Бхагаватам», что и первый текст? Так оно и оказалось. Вот его перевод:
Облака и пыль переносятся воздухом, но мене разумные существа говорят, что небо - облачно, а воздух - грязен. Точ
но так же они затемняют духовное Я телесными концепциями
Далее следует комментарий:
Мы не можем увидеть Господа, который есть абсолютный дух, нашими материальными глазами и чувствами. Точно так же мы не можем различить духовную искру, которая находится внутри материального тела живого существа. Поэтому мы вынуждены констатировать присутствие живого существа лишь по присутствию его тела. Некоторые люди не могут постичь что-либо вне материи, но Господь находится внутри и вне всех вещей.
Любопытно, что информация, содержащаяся в этом тексте, связана с некоторыми учениями, которые группа недавно получила от духов.
Эти фотоснимки стали толчком к дальнейшему обсуждению членами группы смысла и значения всех передаваемых на пленках во время Скоулзского эксперимента изображений. Они пытались понять, не являются ли некоторые изображения отражением фрагментов жизни и общей культурной основы членов команды коммуникаторов на Земле. Изображения лиц, конечно, наталкивали на размышления о том, являются ли они реальными портретами людей, которые когда-то жили на Земле.
Духи сообщили членам группы, что некоторые изображения связаны с «духовной средой» и отображают то, что они называют «зонами существования» и «зонами общения», но подчеркнули, что все это отражает определенное восприятие того или иного члена команды, который передает их. Раньше нельзя было передавать эти образы, потому что команда духов только сейчас обнаружила способ обращения своих мыслеформ в изображения на фотопленках при помощи «творческой энергии. Группа прокомментировала это сообщение следующим образом:
Согласно нашей оценке, это был реальный, неоднократно повторявшийся метод передачи информации из мира духов. Неудивительно, что мы пришли к выводу, что эти фотографические эксперименты, возможно, самый лучший способ, разработанный специалистами мира духов для того, чтобы обеспечить убедительные доказательства продолжения жизни личности человека за пределами физической смерти.
Как оказалось, члены группы были не единственными, кто в то время думал таким образом. Монтегью Кин, человек, всю свою жизнь интересовавшийся паранормальными явлениями и являвшийся членом Общества Психических Исследований с 1946 года, проявил особый интерес к проводившимся в Скоуле фотографическим экспериментам. Он очень внимательно следил за отчетами группы, публиковавшимися в первых выпусках бюллетеня «Духовный Ученый». После предварительных бесед он и несколько его коллег из Общества Психических Исследований были приглашены — скорее, как частные лица, чем представители Общества — посетить ряд сеансов с целью провести серию научно контролируемых экспериментов. Это вылилось в двухлетнее исследование.
Первый экспериментальный сеанс, проводившийся в условиях научного наблюдения, состоялся 2 октября 1995 года.
ГЛАВА 5
Научное исследование
Политика и религия обветшали. Пришло время науки и духовности.
Паидит Джавахарлал Неpy
Одной из самых поразительных особенностей Скоулзского эксперимента была готовность группы пригласить на свои сеансы строгих научных исследователей. Ученые с фундаментальными академическими знаниями всегда имели доступ к экспериментальным сеансам. Некоторые из этих ученых состоят в таких организациях, как Общество Психических Исследований.
Общество Психических Исследований является консервативным институтом, не имеющим какой-то коллективной точки зрения на те или иные вопросы, занимающимся объективными научными исследованиями. В его ряды входят члены правительства, лорды, рыцари, профессора, доктора и ученые самого широкого круга специальностей. В начале своей деятельности общество сосредоточивало свои основные усилия на проверке «гипотезы выживания» — утверждения, что человеческое сознание выживает после телесной смерти человека. Методы исследования — самые что ни на есть скрупулезные и тщательные.
Старшие члены Общества посещали многие сеансы Скоулзской экспериментальной группы, хотя необходимо подчеркнуть, что их приглашали как частных лиц, а не как представителей Общества. Главными посетителями были Монтегью Кин, должностное лицо Общества уже на протяжении многих лет, и два бывших президента Общества — профессор Артур Эллисон и профессор Дэвид Фонтейне.
Монтегью Кин начал заниматься изучением паранормальных явлений в 1946 году, когда вступил в Общество. Он был почетным представителем службы общественных отношений Общества, а также секретарем и заместителем председателя Комитета по исследованию «гипотезы выживания». Бывший журналист, аккредитованный при парламенте, сельскохозяйственный администратор, технический редактор и фермер, он взял на себя основную часть работы, связанной с исследованием в Скоуле и подготовкой «Скоулзского отчета» - всестороннего научного анализа явлений, наблюдавшихся некоторыми независимыми исследованиями.
Монтегью был заинтересован Скоулзским экспериментом в 1994 году, когда увидел первый выпуск «Духовного ученого». До этого он ничего не слышал о группе и сразу же направился в Скоул для знакомства с исследователями и последующего изучения необычных явлений. В феврале 1995 года он имел двухчасовую встречу с членами группы. Монтегью пришел к выводу, что с ней стоило установить тесные взаимоотношения, хотя поначалу группа отнеслась несколько настороженно. Со своей стороны, ученый был удивлен, что Скоулзская группа действительно приветствовала серьезное открытое исследование. Это отличало ее от других групп, с которыми он имел дело раньше, и, определенно, делало ее работу более впечатляющей. По этой и ряду других причин Скоулзский эксперимент был для него уникальным:
На первой встрече мне показали много замечательных фотографий. Меня в первую очередь интересовало то, что если они подлинные, то представляют собой серьезные физические объекты, с которыми можно экспериментировать. Это повышает возможность проверки обстоятельств, в которых происходили эти явления. Как исследователь, я обязан провести объективное наблюдение и принять все меры предосторожности, которые от меня ожидают другие ученые, даже если я сам считаю их необязательными. Я чувствую, что эти люди — искренние, и в них определенно нет ничего от фокусников или жуликов. Конечно, всегда следует быть осторожным — неважно, насколько вы доверяете или верите людям. Я составил подробный предварительный отчет для тех моих коллег, которых также пригласили провести это исследование. В результате мы организовали шесть встреч, которые начались в октябре 1995 года.
Все первые исследователи в Скоуле были давними членами Общества Психических Исследований. Один из них - Ральф Ноиз, который присутствовал на первых двух экспериментальных сеансах и впоследствии консультировал группу. Коллеги характеризовали его как бесстрастного и скептического аналитика. Он сделал выдающуюся карьеру в Министерстве Обороны, где возглавлял департамент, ответственный за проверку отчетов по НЛО. Расследования в этой области постепенно подвели его к психическим исследованиям. В период научного изучения Скоулзского эксперимента у него были проблемы со здоровьем, и поэтому после второго сеанса он вынужден был воздержаться от дальнейших посещений, но при этом заявил, что уверен в подлинности происходящего в Скоуле.
Другим опытным исследователем был профессор Артур Эллисон, доктор наук, почетный профессор, специалист в области электроинженерных работ и исследований. Профессор Эллисон дважды возглавлял офис президента Общества Психических Исследований, принимал активное участие и занимал руководящие посты в нескольких комитетах Общества. Он имеет многолетний опыт работы почти со всеми типами физических и ментальных явлений в области психических исследований. Он также был членом Парапсихологической Ассоциации и вице-президентом и основателем Научной и Медицинской Сети. Он лично имел внетелесный опыт и опыт осознанных сновидений и особенно интересовался измененными состояниями сознания, в частности, возможностью жизни после телесной смерти.
Третьим главным научным исследователем был сам Монтегью Кин.
К концу 1996 года после краткой ознакомительной беседы с Монтегью Кином было решено, что на сеансы можно пригласить известных ученых, главным образом тех, кто является членом Совета Общества Психических Исследований. Таким образом, сеансы посетили профессор Роберт Моррис, профессор Дональд Уэст, профессор Арчи Е. Рой, профессор Бернард Карр, д-р Алан Голд и д-р Джон Белофф. На одном сеансе также побывали два других члена Общества, не входившие в состав Совета: профессор Айвер Грэттен-Гиннесс и д-р Раперт Шелдрейк. Три сеанса посетила Ингрид Слэк, психолог Открытого Университета, член Общества Психических Исследований и опытный исследователь медиумизма.
Большое количество других исследователей, представлявших широкий круг специальностей и научных дисциплин, также побывали на Скоулзских экспериментальных сеансах. Это такие ученые, как д-р Эрнст Сенковски, д-р Ханс Шейер, д-р Курт Хоффман, д-р Рассел Тарг, д-р Мэрилин Шлитц и д-р Бернард Хейч. Многие из этих независимых исследователей имели большой опыт изучения паранормальных явлений.
В исследованиях также участвовали представители таких организаций, как НАСА, Институт интеллектуальных наук и Научная и
Медицинская Сеть. Работы проводились в разных странах, в том числе в Германии, Ирландии, Нидерландах, Испания (Ибица) Швейцарии и США. Специалисты в этих странах анализировали и оценивали экспериментальные опыты Скоулзской группы; среди них: д-р Улф Израелсон, д-р Ханс-Петер Стодер, д-р Тео Лочер, д-р Андреас
Липтей-Вагнер и д-р Пол Карти.
для некоторых исследователей феномен Скоулзской группы явился наиболее удачным и важным из всех подобных экспериментов, и он достаточно убедительно продемонстрировал вечное и неизменное существование души и человеческого сознания. Монтегью сказал нам, что, по его мнению, полученные результаты нельзя игнорировать. Все исследователи чувствовали большую ответственность и необходимость рассмотрения свидетельств существования жизни после физической смерти объективно и тщательно. Они все сознавали, что им представилась счастливая возможность одними из первых исследовать Скоулзский феномен.
Участники группы также считали, что им посчастливилось иметь таких выдающихся ученых в качестве очевидцев некоторых из феноменов, происходивших в ходе Скоулзского эксперимента. Иными словами, профессора и специалисты в таких различных областях, как психология, электроинженерия, математика, астрономия, физика, парапсихология, астрофизика и даже криминология, приняли участие и внесли определенный вклад в эти исследования.
Д-р Ханс Шейер, член Общества Психических Исследований, побывал на многих сеансах в Скоуле. Швейцарский адвокат и бизнесмен, живущий в местечке недалеко от Цюриха, владелец коттеджа на средиземноморском острове Ибица, д-р Шейер участвовал в тринадцати сеансах Скоулзской группы, которые проводились в обоих его домах, в помещении Цюрихского парапсихологического общества, а также в самом Скоуле. Первые сеансы на Ибице группа провела в октябре 1995 года и получила приглашение приехать следующим летом (илл. 14).
Д-р Ханс Шейер
Я крайне реалистичный человек, консервативных взглядов и бизнесмен с очень критическим и аналитическим умом - в силу моего юридического образования и занятий. Я не отношу себя к духовным людям. В течение всей своей жизни я хотел узнать - если это вообще возможно - существует ли жизнь после физической смерти.
Частью моих исследований стали посещения сеансов в Скоулзской норе, и я участвовал в экспериментах с фото и видеосъемками.
Я лично проводил некоторые эксперименты, которые проходили в тщательно контролируемых условиях. Я был свидетелем большого количества чрезвычайно интересных явлений.
Я пригласил Скоулзскую группу в свой загородный дом на острове Ибица. Если у себя в подвале они и могли бы что-то подделать, то в моем доме такой возможности у них не было...
Непосредственно перед одним из экспериментальных сеансов я предложил спросить у духов, могут ли они дать подтверждение или доказательство (своего присутствия), сыграв на музыкальном инструменте. Скоулзская группа не имела ни возможности, ни времени что-либо «подготовить для этого до начала сеанса.
Результат был фантастическим. Я поместил на стол имевшуюся у меня музыкальную трубу, и она начала играть, даже, несмотря на то, что мундштук был вне досягаемости, а позже кто-то стал исполнять соло на барабане — выстукивая ритм по деревянному столу, хотя не было ни барабанных палочек, ни каких-либо других подходящих приспособлений.
Мы также устроили сеанс в Цюрихе, в месте заседаний Парапсихологического общества. Для этого оно предоставило большое подвальное помещение, которое, к сожалению, не было полностью затемненным. Присутствовало больше, чем обычно, гостей (двадцать два человека). Над нами в здании находилось около тридцати квартир, в которых функционировало различное электрооборудование (телевизоры, компьютеры, магнитофоны, телефонные линии и т.д.). Несмотря на эти неблагоприятные условия, контакт с командой духов был достигнут, некоторые гости даже получили личную информацию, и многие из них ощутили прикосновения материализованных рук.
Ни на одном из сеансов группа не имела ни малейшей возможности установить какое-либо собственное оборудование, которое можно было бы использовать для генерации фиктивного явления. Поэтому я могу гарантировать, что результаты экспериментов Скоулзской группы во всех отношениях стопроцентно подлинны.
Оценивая паранормальные явления, Монтегью подчеркивал, что к ним неприменимы обычные стандарты. Паранормальные явления следует оценивать по паранормальным стандартам. Это очень трудно принять людям с определенными научными установками. Духи утверждают, что они не находятся в каких-либо пределах «места» или «времени», и это само по себе очень трудно осмыслить и сформулировать. Мы, люди, не обладаем способностью постичь что-либо вне знакомого нам времени и пространства нашего физического мира. Поэтому физические паранормальные явления так интересны для психических исследователей: воздействие на физическое пространство развоплощенных существ является одним из доказательств их реального существования.
Чтобы подтвердить гипотезу существования жизни после смерти свидетельства, собранные в ходе Скоулзского эксперимента, должны были опровергнуть контраргументы и объяснения противников этой гипотезы. Первое, что восклицают скептики, это: «Мошенничество!» Чтобы противостоять такому обвинению, исследователи проконсультировались со специалистом по вопросам детекции лжи, психологом д-ром Ричардом Уайзманом. Кроме того, сами участники пригласили для проверки своей работы члена Ассоциации фокусников.
Джеймс Уэбстер - мозольный оператор и подиатрист, а также бывший сценический фокусник и член Ассоциации фокусников. Он и его жена Ширли были приглашены на один из экспериментальных сеансов Скоулзской группы в октябре 1994 года.
Джеймс Уэбстер
Экспериментальный сеанс проходил в подвале, в котором имелась одна-единственная дверь и один источник света — лампа, после выключения которой подвал погружался в полную темноту. В центре стола на небольшой подставке был помещен мячик для пинг-понга с флуоресцентной меткой. На полу, рядом со столом, стоял точно так же помеченный куб из легковесного дерева. В сеансе участвовало два медиума.
После вступительных молитв была включена запись специальной музыки, чтобы создать подходящую атмосферу. Вскоре оба медиума вошли в состояние транса, и явились их Гиды, которые начали через них общаться с присутствующими. У нас состоялась весьма оживленная беседа, и было немало смеха и юмора.
Я получил очень убедительное общение - через миссис Брэдшоу - с
членом моей семьи, который находился в эфирном мире уже много лет (земных). Мне назвали его имя и передали информацию, которая была известна только мне. „„
Затем последовала превосходная демонстрация духа и энергетических огней, чего мне никогда прежде не доводилось видеть.
Пара огней парила прямо над моей головой. Я ощущал присутствие в них чувства любви и разума.
Ширли, которая сидела слева от меня, почувствовала несколько мягких, но явных ударов по ноге и руке. Я наблюдал, как огонь мягко коснулся моей левой ноги и затем левой руки, что я ощутил совершенно явственно.
Извечный вопрос: как убедил, критиков и скептиков в подлинности этих явлений? Как бывший член Ассоциации фокусников и профессиональный фокусник, работавший на сцене много лет, я хорошо знал, как можно дурачить публику. В течение более сорока лет моей исследовательской деятельности я постоянно этим занимался.
Профессиональному магу нетрудно при помощи современной технологии и консультаций специалистов по электронике совершать различные трюки и «световые представления» и тем самым «купить» легковерных зрителей, как это обычно и бывает.
Одним из таких средств, или modus operandi, могло бы быть использование длинных нитей стекловолокна с проецированием на них лазерных лучей. Но это потребовало бы предварительной установки соответствующих приспособлений в комнате и/или на самих людях, что тут же обнаружилось бы в условиях контрольного наблюдения, которое соблюдается в обязательном порядке при проверке честности медиума и участников сеанса.
Мы с Ширли давно знаем Робина и Сандру Фой и поэтому уверены в их искреннем желании найти всевозможные доказательства непрерывности жизни после «физической смерти» и поделиться ими с другими. Они бы не тратили свое драгоценное время на салонные игры и на людей с сомнительными наклонностями.
Что касается нас, то все, чему мы до сегодняшнего дня были свидетелями в Скоулзской экспериментальной группе, носило позитивный характер, и мы будем с большим интересом наблюдать за каждым се дальнейшим шагом.
Если мошенничество нельзя доказать, то следующее объяснение очевидных паранормальных явлений может заключаться в том, что они являются продуктом индивидуальных или коллективных «сверхъестественных» психических способностей людей участвующих в эксперименте. Некоторые комментаторы могут сказать, например, что образы, полученные на фотопленках во время Скоулзского эксперимента, могли быть результатом «переноса мысли» из ума самих членов группы. В таком случае это указывало бы на некую ранее неизвестную силу ума и не подтверждало бы гипотезу существования жизни после смерти. Справедливости ради следовало бы отметить, что в зависимости от исходной точки зрения наблюдателя можно по-разному интерпретировать одно и то же показание и использовать его как для укрепления, так и для оспаривания гипотезы существования жизни после смерти.
Другое, менее очевидное объяснение — это «гипотеза Альтер-эго»
или шизофрении, предполагающая, что медиум страдает раздвоением личности. В таком случае альтер-эго (или несколько «эго») медиума выдвигается на передний план и дает ответы на вопросы по самым разным темам, с которыми не справилась бы доминирующая личность медиума в «нормальных» условиях. Но к Скоулзской группе довольно трудно, почти невозможно применить эту гипотезу. В сеансах участвовало два медиума, работавших в тесной взаимосвязи, и они, находясь в состоянии транса, были способны одновременно давать подробные ответы на технические, научные, исторические и даже философские вопросы в параллельном диалоге с исследователями самого широкого круга специальностей. Вероятность того, что их альтер-эго могло моментально переходить с описания замысловатых «небесных механизмов» (область знания, в которой в Англии найдется весьма ограниченное число подлинных экспертов) на тонкую интерпретацию гуманитарных вопросов в контексте малоизвестных исторических событий, очень и очень мала, если не сказать ничтожна. Как заметил один наблюдатель: «Гораздо больше вероятность того, что через них говорили развоплощенные личности». Тем не менее, пытаясь объяснить паранормальные явления, мы должны рассматривать любые возможности.
Всегда было трудно проверить утверждения медиумов, потому что они далеко не всегда приветствовали длительные научные исследования их опытов. Встречались, конечно, исключения, но хотя было собрано много доказательств, большое количество критиков считали такие показания недостаточными, чтобы опровергнуть концепцию активизации альтер-эго, вероятность мошенничества или эффекта проявлен и я сверхъестественных способностей, и поэтому факт существования жизни после смерти так и оставался недоказанным. Логически, конечно, имеются равные шансы для обеих гипотез, одна из которых предполагает наличие жизни после телесной смерти, а другая отрицает такую возможность. Вопреки, так сказать «всеобщему мнению», противники «гипотезы выживания» вовсе не обладают монополией на здравый смысл. По этой причине Скоулзская экспериментальная группа и их команда духов так усиленно стремились научно запротоколировать эксперименты и, таким образом, опровергнуть гипотезы оппонентов.
'Сейчас мы перейдем к описанию сеанса в Скоуле в начале октября 1995 года, когда к Скоулзской экспериментальной группе впервые присоединились Ральф Нойз, Артур Эллисон и Монтегью Ким.
Группа «понятное дело, немного нервничала»:
Мы беспокоились, что это усложнит работу команды духов, поскольку обязательным условием успешного сеанса является гармоничность группы. Кроме того, ученые вносили в пространство новые энергии, с которыми команде духов предстояло иметь дело, и мы удивлялись, как им удалось справиться с этим. Нет необходимости говорить, что мы совершенно напрасно беспокоились, так как через пять минут пришел Ману и все пошло, как обычно.
Ману приветствовал гостей и призвал их расслабиться и открыть свое сердце и ум для работы, чтобы дать возможность соединиться энергиям всех присутствующих. Патрик и миссис Брэдшоу также явились, оба, как обычно, проявляя свое замечательное чувство юмора. Вопреки опасениям группы, духи смогли продемонстрировать перезвон колокольчиков, «вспыхивающие звезды», освещение ног, огни, проходящие сквозь стол, громкие постукивания, круг света, свет, входящий в кристалл, свет, проходящий через руку исследователя, прикосновения, энергетические голоса и эффекты статического электричества.
Во время «оживленного» первого сеанса дух-ученый подробно обсудил с исследователями ряд тем. Духи предложили программу экспериментов, и исследователи приняли ее.
В период Скоулзских экспериментов Монтегью взял на себя роль гостеприимного хозяина и принимал коллег в своем доме, находившемся поблизости. После каждого сеанса исследователи возвращались к нему домой и до глубокой ночи обсуждали то, что наблюдали в тот день. Затем Монтегью писал подробный отчет о каждом сеансе, дополняя его транскрипцией аудиозаписей сеанса, которые делала Диана Беннетт. Он также писал комментарии к транскрипциям. Все исследователи осознавали значимость того, что делала Скоулзская группа. Монтегью сказал, что если это было нечто большее, чем просто коллективная галлюцинация, то они явились свидетелями реального и очень важного феномена.
В отчете о первом сеансе утверждалось, что отклики духов-коммуникаторов были «немедленными, уместными, корректными и смиренными». Свет по своей природе был «отчетливым, живым и разумно направляемым». Он менял свое направление гораздо быстрее, чем это бывает, когда свет является объектом чьих-то манипуляций.
Этот первый сеанс позволил исследователям ознакомиться с явлением. Когда контакт с духами-коммуникаторами стал для них более привычным, команда смогла больше внимания уделить демонстрации физических явлений, которые исследователи желали проверить.
Далеко не все шло гладко. Не все первоначальные ожидания сразу же были удовлетворены. Команда духов имела четкий план относительно того, что она хочет делать, и исследователи также имели свои предположения о том, что команда духов могла бы им продемонстрировать. Не всегда их пожелания совпадали. Вскоре исследователям стало очевидно, что духи сами находятся в процессе обучения проходят через определенные испытания и не свободны от ошибок.
Центральным вопросом для исследователей было отсутствие света. Им хотелось использовать видео- и инфракрасное оборудование, которое дало бы возможность постоянно наблюдать за тем, чем занимается каждый из присутствующих, но они вынуждены были довольствоваться заверениями группы в том, что команда духов предпочитает «приходить со своим собственным светом». Чтобы компенсировать этот недостаток, исследователи решили предпринять дополнительные меры предосторожности, чтобы исключить любую возможность обмана, и открыто обсудили это с группой и командой.
На втором сеансе, который состоялся 16 декабря, после обычных подготовительных процедур атмосфера изменилась и началось световое шоу. Джозеф, один из духов-ученых, стал объяснять, что для создания визуальных объектов используется энергия. И вдруг появились вспышки света. Вскоре после этого «зажегся» стеклянный купол на столе. Он осветил материализованное лицо и руку человеческих размеров. Рука подняла мячик для настольного тенниса и бросила его в стоявшую на столе чашу. Затем она подняла кварцевый кристалл и начала перемещать его по кругу перед присутствующими.
Джозеф сказал, что духи хотят провести один эксперимент. Он попросил всех положить руки на колени и немного надавить. Все были несказанно удивлены, когда в результате этого совместного усилия
ярко засиял свет.
Исследователи спросили, могут ли «духовные огни» быть зарегистрированы на спектрометре (который измеряет длину волн света) как находящиеся в пределах зрительного восприятия человека. Дух-ученый ответил, что, возможно, да. Но при этом добавил, что большая часть «духовного света» излучается не как фотоны. В нем присутствует лишь столько фотонов, сколько необходимо, чтобы люди могли увидеть и заснять его.
Согласно «Духовному Ученому», исследователи, наблюдавшие «Духовный свет», сказали следующее:
Похоже, не существует способа его выработки какими-либо обычными средствами; как явствует из предыдущего свидетельства, он может быть сфотографирован; похоже, у него нет центральной точки излучения, но он меняется из довольно концентрированного состояния (места) до распространенного сияния; кажется, он направляется разумом; и, похоже, связан с некоторой формой психокинетической силы.
Возвращаясь к сеансу, заметим, что с Джозефом также обсуждалась тема «негативных вибраций». Все согласились, что какой-то процент ученых открыто выразит недоверие и глубокую враждебность ко всему, что так явно, откровенно выходит за рамки «нормального».
Исследователи поинтересовались, не могут ли скептически настроенные посетители помешать проявлению феноменов и возможно ли производить постоянное, стабильное паранормальное явление. Это мог бы быть опыт с двумя замыкающимися кольцами, сделанными из разной древесины и не имеющими разъемных соединений. Поскольку не существует «земного способа» создания такого объекта, то это было бы неопровержимым доказательством реальности паранормального явления. Далее последовали обсуждения трудностей, возникающих у команды духов при создании и особенно последующем сохранении таких объектов. Духи говорили, что они, возможно, могли бы произвести постоянный паранормальный объект в идеальных условиях подвала, но им было бы трудно «поддержать» его существование вне этой экспериментальной комнаты. (Этот объект отличался бы от других материализованных предметов, или «подарков», так как последние уже существуют в физическом измерении и просто «транспортируются» в подвал, поэтому нет надобности «поддерживать» их физически.) Однако команда духов заявила, что они решительно настроены на то, чтобы представить убедительные доказательства существования духовных измерений.
Джозеф продолжил свои объяснения, сказав, что эксперименты, за которые взялась команда духов, тщательно ими обдумывались, но до настоящего момента они полагали, что их собственных свидетельств существования жизни после смерти будет достаточно. Джозеф попросил исследователей понять, что их предложение о проведении других экспериментов могут создать небольшие затруднения для духов.
Он сказал, что иногда действительно приходиться серьезно обсуждать процесс проведения этих экспериментов, но главной ролью любого эксперимента, так или иначе, является достижение положительных результатов, к чему и стремится команда духов. Они хотят довести каждый эксперимент до той точки совершенства, когда он будет удаваться при неоднократном повторении.
Исследователи чувствовали, что визуальные эффекты, такие как спорадические огни и левитация, были интересны, но не представляли собой удачный объект для научного изучения. Более подходящими являются фотографические работы. Команда сказала, что они как раз намереваются произвести ряд исключительных фотографий, происхождение которых будет не так-то просто объяснить. Они должны быть уникальными, и при помощи современной технологии можно было бы доказать их подлинность.
На сеанс был приглашен Пирз Эггетт, правительственный ученый.
Пирз Эггетт
Хотя большую часть своей жизни я интересовался психическими явлениями, учеными разработками я занимаюсь лишь двадцать восемь лет. Тем не менее, изучая распространение радиоволн в атмосфере Земли, я соприкоснулся со многими другими аспектами науки и технологии, в том числе с радио, электроникой, акустикой, физикой сверхзвуковых волн, механикой, лазерной физикой и оптикой водимого, инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Я полагаю, что этот опыт дал мне прекрасную возможность увидеть, как все это работает и как можно добиться различных результатов. И, таким образом, я оказался в идеальном положении для спокойного и честного наблюдения за физическими явлениями.
Меня пригласили участвовать в сеансе Скоулзской группы и систематизировать некоторые идеи и мысли, связанные с некоторыми техническими аспектами явлений. О ходе самого сеанса уже говорилось, поэтому я не буду повторять описание. Отмечу, что хотя, но общему признанию, я отношусь к тем, кто твердо верит в Дух, я убежден, что мое природное любопытство и непредубежденность исключают возможность наивного легковерия.
Это была чрезвычайно впечатляющая встреча, на которой происходили самые разные явления, любого из которых было бы достаточно, чтобы убедить здравомыслящего человека. Надеюсь, что вскоре и другие группы начнут работать в том же направлении, добывая доказательства существования Духа, которые так нужны сегодня миру.
Светящиеся метки. Они были прикреплены к ряду предметов в комбате, в том числе на запястьях постоянных членов группы, но в данном случае я хочу обратить внимание на четыре метки, закрепленные на поверхности центрального стола. Было отчетливо видно, как время от времени они заслонялись чем-то явно непроницаемым.
Эти метки маленькие и поэтому довольно слабые, но не настолько, чтобы их можно было увидеть лишь при помощи бокового зрения. Эта техника широко используется астрономами при наблюдении за тусклыми звездами. Периферийное зрение, когда мы «смотрим уголком глаза», более гонкое и восприимчивое, чем прямой взгляд на объект, и поэтому едва различимые объекты можно лучше разглядеть именно таким образом. Поэтому когда пробегаешь глазами по комнате, кажется, что повсюду то появляются, то пропадают слабые огоньки. Светящиеся метки, используемые в Скоулзском эксперименте, слишком для этого яркие.
Кроме того, тщательная проверка показала, что в столе не было никаких вмонтированных источников света. Явление представляется абсолютно подлинным.
Духовный огонь. Он представляет собой небольшой шарик белого света, который движется по комнате во всех направлениях, иногда на большой скорости, оставляя след, подобно фейерверку. Это происходит в силу инерции зрительного восприятия: определенный отрезок времени образ остается на сетчатке глаза после того, как свет, вызвавший его, уже исчез из поля зрения. (Такова особенность человеческого глаза, которая позволяет нам смотреть теле- и кинофильмы, не замечая смены кадров, т.е. без мерцания, а также видеть след, «оставляемый» быстро передвигающимся световым объектом.) Время от времени огоньки повисали в воздухе и затем прикасались к кому-то из сидящих, вызывая ощущение слабого электрического разряда.
Не было никакого фиксированного источника, из которого бы выходил луч света; шарик света был сам себе источником. Я не нахожу объяснения этому явлению, кроме того, которое уже дано, т.е. что он создается и управляется Духом. Я отвергаю вероятность того, что его может воспроизвести какой бы то ни было маг или фокусник.
Энергетические голоса. Был совершенно отчетливо слышен человеческий голос, исходящий из центра комнаты. Конечно, мы все знакомы со стереофоническими звуками, производимыми электронным оборудованием и перемещающимися слева направо и обратно между парой усилителей, но гораздо труднее добиться трехмерного звучания.
Я убежден, что в комнате не было никаких скрытых громкоговорителей, и, в любом случае, голос был слишком четок и ясен что бы быть результатом репродукции.
Кроме того, судя по тому, что этот голос произносил, было очевидно, что говорящий присутствовал в комнате вместе с нами. У меня нет ни малейших сомнении, что это явление было также подлинным.
Левитация. На центральном столе была установлена белая чаша из огнеупорного стекла с помещенным в ней теннисным мячиком. На теннисном мячике имелась светящаяся метка. Время от времени «духовный свет» входил в чашу, освещая ее, и можно было ясно видеть, как эта чаша перемещалась вместе с дребезжащим в ней мячиком. В какой-то момент этот свет поднял мячик вверх, поднеся его прямо к потолку, откуда он затем упал на пол и оставался там до конца сеанса.
На самом мячике не было признаков того, что он мог быть к чему-то привязан. Я не нахожу никакого физического объяснения этому феномену и убежден, что он подлинный.
Материализованные объекты. В конце сеанса на столе появилась почтовая открытка. Было отчетливо слышно, как она опустилась на стол, т.е. ее определенно сбросили откуда-то сверху. Следовательно, единственное место, где от<