Методика исследования словесно-логического
Мышления младших школьников
(Замбацявичене Э-Ф.)
1 субтестнаправлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого закончить предложение одним их приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индук-
тивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.
Задания 1 субтеста.
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)
(80 % первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос). Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать более правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2. В теплых краях живет ... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%)
3. В году ... (24 месяца, 3 мес,12 мес, 4 мес, 7 мес.) (96%)
4. Месяц зимы ... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%)
5. В нашей стране не живет ... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%)
6. Отец старше своего сына.... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85 %)
7. Время суток.... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%)
8. У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94 %)
9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %)
10. Пассажирский транспорт ... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100 %)
2 субтест.Классификация, способность к обобщению. «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»
При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еше раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10 проб уточняющие вопросы не задаются.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. (95 % первоклассников с нормальным развитей дают правильный ответ.)
2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %) .
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %)
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %)
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %)
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %)
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90 %)
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %)
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %)
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87 %)
3 субтест.Умозаключения по аналогии.
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.Уточняющие вопросы не задаются.
1. Огурец Гвоздика
Овощ, сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)
2. Огород Сад
Морковь, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)
3. Учитель Врач
Ученик, очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)
4. Цветок Птица
Ваза, клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)
5. Перчатка Сапог
Рука, чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)
6. Темный Мокрый
Светлый, солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
(55 %)
7. Часы Градусник
Время, стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)
8. Машина Лодка
Мотор, река, маяк, парус, волна, берег (89 %)
9. Стол Пол
Скатерть, мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)
10. Стул Игла
Деревянный, острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65%)
4 субтест.Обобщение. *
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие.Как это можно назвать, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки — аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.
1. Окунь, карась ... (99 % первоклассников дают правильный ответ)
2. Метла, лопата ... (43 %)
3. Лето, зима... (84%)
4. Огурец, помидор ... (97 %)
5. Сирень, орешник ... (74 %)
6. Шкаф, диван ... (96%)
7. Июнь, июль ... (95 %)
8. День, ночь ... (45%)
9. Слон, муравей ... (85 %)
10. Дерево, цветок ... (73 %)
Анализ результатов.Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов — 40 баллов (100% оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле:
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности 4-й уровень — 32 балла и более (80 - 100 % ОУ).
Нормальный уровень 3-й уровень — 31,5 — 26 баллов (79 - 65 %).
Ниже среднего уровень 2-й уровень — 25,5 - 20,0 баллов (64,9 - 50 %). ■
Низкий уровень 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1 и 2 уровнем успешности. Для ребенка 7 — 8 лет низкая успешность 1 и 2 уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитии речи, а также социально-бытовой запущенностью.
Краткий вариант методики для первоклассников (по 5 проб в каждом субтесте) анализируется следующим образом:
наивысший 4 уровень успешности — 25 — 20 баллов;
нормальный 3 уровень — 19,5 — 17,5 балла;
ниже среднего 2 уровень — 17,5 — 15 баллов;
низкий 1 уровень — 12 баллов и ниже.