Оценки по тесту -«Кодирование»- за выполнение заданий для всех испытуемых моложе 8 лет
(включая премиальные баллы)
Время, с | Оценка | Время, с | Оценка |
70 или меньше | 91-100 | ||
71-80 | 101-110 | ||
81-90 | 11-120 |
Для испытуемых в возрасте 8 лет и старше (независимо от предполагаемого уровня
Умственного развития)
Инструкция.Указывая на ключ (рис. 8), обратитесь к испытуемому: «Посмотри на эти различные прямоугольники и квадраты. Видишь, каждый из прямоугольников имеет номер, а квадрат — особый знак. Каждому номеру соответствует определенный знак». Далее укажите на образец, где прямоугольники также имеют номера, но расположенные под ними
квадраты соответствующих знаков не имеют. Скажите испытуемому: «Я хочу, чтобы ты, пользуясь этим ключом, расставил знаки в квадратах».
Указывая на ключ и образец, продемонстрируйте сказанное. При этом добавьте: «Вот здесь, стоит 2, поэтому впишем этот знак. Здесь — 4, поэтому впишем этот знак». После маркировки первых трех заданий образца предложите: «А теперь сделай остальное сам». Если испытуемый не понял задания, помогите ему в заполнении оставшихся квадратов образца. После этого показа скажите: «Начинай отсюда и постарайся заполнить как можно больше квадратиков, ничего не пропуская. Продолжай работу до тех пор, пока я тебя не остановлю. Начинай». Сразу же включите секундомер. Если испытуемый начинает пропускать квадрат или вписывает только один какой-то знак, скажите: «Делай все по порядку».
Ключ
Тренировочное задание
2 | В | |||||
Зачетное задание
А | 3 2 | Ь | 2 | ( | b | |||||||||||||||||||
? | в | 1 6 | У | а | ||||||||||||||||||||
Э 4 | |2_ | i_8_ | ||||||||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||||||||
Рис.8. Образец бланка для субтеста «Кодирование* (для испытуемых в возрасте 8 лет и старше).
Хронометраж — до 120 секунд.
Оценивание: 1балл — за каждый правильно заполненный квадрат. 7 заданий образца в оценку не входят. Максимальная оценка — 93 балла.
12-й г.убтпйгт «Лабиринты»
Для испытуемых моложе 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости.
Инструкция.Укажите на образец (рис. 9)' и скажите: «Видишь этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Я покажу тебе, как он это должен сделать, чтобы не попасть в тупик. Я помечу его путь с помощью карандаша. Следи за мной».
Покажите карандашом короткий путь в тупиковую аллею, направо. Затем скажите: «Видишь, если человечек свернет сюда, то упрется в тупик. Он не может пройти сквозь стену, не правда ли? Чтобы выбраться, он должен пойти по этой дороге». Показывая по образцу неправильный путь, экзаменатор отрывает карандаш от бумаги только для того, чтобы указать на стену. Соблюдение этого правила необходимо потому, что испытуемому категорически запрещается отрывать карандаш от бумаги как при первичном прохождении дороги, так и при возвращении после обнаружения тупика. Во время выполнения задания испытуемому по необходимости напоминают, чтобы он не отрывал карандаш от бумаги.
Когда испытуемый в первый раз пересечет линию, экзаменатор должен сказать: «Ты ведь не можешь проходить сквозь стены, не правда ли?». Больше такие замечания не делаются.
1 На рис. 9 данный бланк представлен в несколько уменьшенном виде. Такой же бланк, но уже в натуральную величину, содержится в альбоме стимульного материала для невербальных субтестов. Бланк этот необходимо растиражировать, с тем чтобы каждый испытуемый имел отдельный экземпляр.
Рис. 9. Схема выполнения задания по субтесту -«Лабиринты».
Лабиринт А. После окончания демонстрации дайте карандаш испытуемому и скажите: «Давай посмотрим, сможешь ли ты выйти отсюда самостоятельно. Возьми карандаш и прочерти свой путь, но при этом не попади в тупик. Не отрывай карандаш от бумаги, пока не выполнишь задание. Начинай!». После этих слов немедленно начинайте отсчет времени. Время, отводимое на выполнение каждого лабиринта указано на бланке, рядом с заданием. Если испытуемый успешно
справился с лабиринтом А, переходите к лабиринту В. Если испытуемый не справился с лабиринтом А или не смог «пройти» его за отведенное время, скажите: «Давай я тебе помогу». Продемонстрируйте правильный путь, а затем перейдите к лабиринту В.
Лабиринт В. Независимо от того, завершит ли испытуемый лабиринт А самостоятельно или же с помощью экзаме-
натора, перейдите к лабиринту В и скажите: «Поставь карандаш на человечка, начни отсюда и найди путь к выходу. Будь внимателен, чтобы не попасть в тупик. Начинай!».
Если испытуемый после неудачи с заданием А не справился и с заданием В, испытание прекращается. Если же он не справился с заданием В, но справился с заданием А, покажите ему правильную дорогу в лабиринте В и переходите к лабиринту С.
Лабиринт С. Укажите на лабиринт и скажите: «Теперь попытайся выполнить это задание, оно немного труднее. Начни отсюда, где нарисован крестик, попробуй найти дорогу и не попасть в тупик. Начинай!».
Испытание прекращается если испытуемый не справился с заданиями В и С. Если же о», справившись с заданием В, не справился с заданием С, продолжайте тестирование, перейдя к лабиринту № 1. При этом скажите: «Теперь начни отсюда: поставь карандаш на крестик и найди путь к выходу». Эти слова повторяйте перед каждым последующим лабиринтом.
Если испытуемый не справился с лабиринтом С и лабиринтом № 1, испытание прекращается.
Испытание прекращается при 2 неудачах (оценка 0 баллов) подряд.
Для испытуемых 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости.
Инструкция. Начните с лабиринта С. Скажите: «Это лабиринт. Ты должен начать отсюда, поставив карандаш на крестик,-и прочертить дорогу к выходу. При этом нельзя заходить в тупики или пересекать линии. Ты понял?». Дайте испытуемому карандаш и продолжайте: «Не отрывай карандаш от бумаги, пока не дойдешь до выхода. Начинай!». После этих слов немедленно начните отсчет времени. Время, отводимое на каждый лабиринт, указано на тестовом бланке.
Если испытуемый найдет правильный путь и завершит лабиринт не более чем с 1 ошибкой и при этом уложится в установленный лимит времени, засчитайте ему полную оценку (4 балла) за лабиринты А, В и столько баллов, сколько он
«заработал» за лабиринт С. Продолжайте тестирование с лабиринта № 1.
Если испытуемый завершит лабиринт С, допустив 2 или более ошибок или не сможет за отведенное время найти дорогу, вернитесь к образцу и проведите тестирование, как это делается с испытуемыми меньшего возраста. Если испытуемый справился с лабиринтами А и В, вторая попытка по лабиринту С ему предоставляться не будет. Лабиринт С следует оценивать по результатам первой попытки.
Лабиринты № 1 —5. Перед каждым последующим лабиринтом указывайте крестик и говорите: «А теперь начни отсюда и найди дорогу к выходу. Начинай!».
Испытание прекращается при 2 неудачах (оценка 0 баллов) подряд.
В таблице, приведенной ниже, представлены лимиты времени и максимальное количество ошибок, допускаемое по каждому лабиринту. Считается, что испытуемый не справился с заданием, если за установленное время он не нашел дороги к выходу или сделал больше ошибок, чем это допускается для данного лабиринта. Может случиться, что испытуемый прочертит линию через одну или несколько стен прямо к выходу. Это считается неудачей.
Оценивание.
Лабиринты А, В, С. В пределах лимита времени и без ошибок — 2 балла. В пределах лимита времени и ошибок — 1 балл.
Лабиринты № 1 — 5. В пределах лимита времени и без ошибок — 3 балла. В пределах лимита времени и только 1 ошибка — 2 балла. В пределах лимита времени; допущено ошибок: от 2 до установленного лимита — 1 балл.
Максимальная оценка — 21 балл.
Определение ошибок
1. Как общее правило. Пересечение воображаемой линии на главной тупиковой аллее рассматривается как 1 ошибка. Входы в те тупиковые аллеи, которые считаются местами ошибок, на рис. 9 обозначены пунктирными линиями.
Лимиты ошибок и времени для каждого лабиринта
Лабиринт | Допустимое количество ошибок | Лимиты времени, с |
А | 2 | |
В | ||
С | ||
Всякое блуждание в пределах какой-либо тупиковой аллеи (у которой, в свою очередь, могут быть тупиковые аллеи) рассматривается как 1 ошибка. Если же испытуемый возвращается на правильный путь, а затем снова входит в тупиковую аллею, то это уже будет 2-й ошибкой.
2. Пересечение любой линии — 1 ошибка. Линия считается пересеченной, если между ней и следом от карандаша на внешней ее стороне будет различим просвет.
3. Отрыв карандаша от бумаги — 1 ошибка. Чтобы не штрафовать испытуемого дважды, отрыв карандаша не считается ошибкой, если испытуемый поднял его, чтобы исправить другую ошибку. Например, если после пересечения линии испытуемый поднял карандаш, чтобы вернуться на дорожку, то ему засчитывается только 1 ошибка.
Оценивание должно быть снисходительным, если у испытуемого замечается плохая координация движений и ему трудно держаться середины аллеи, а также описывать острые углы.
Таблицы шкалированных оценок
От 5 лет 0 лес. до 5 лет 3 лес.
От 5 лет 4 нес. до 5 лет 7 мес.
От 5 лет 8 мес. до 5 лет 11 нес.
От 6 лет 0 мес. до 6 лет 3 мес.
От 6 лет 4 нес. до 6 лет 7 нес.
От 6 лет 8 лес. до 6 лет 11 лес.
От 7 лет 0 лес, до 7 лет 3 мес>
От 7 лет 4 лес. до 7 лет 7 мес.
От 7 лет 8 мес. до 7 лет 11 мес.
От 8 лет 0 мес. до 8 лет 3 мес.
От 8 лет 4 мес. до 8 лет 7 мес.
От 8 лет 8 мес. до 8 лет 11 лес.
От 9 лет 0 мес. до 9 лет 3 мес.
От 9 лет 4 мес. до 9 лет 7 мес.
От 9 лет 8 лес. до 9 лет 11 нес.
От 10 лет 0 лес. до 10 лет 3 лес.
От 10 лет 4 мес. до 10 лет 7 лес.
От 10 лет 8 мес. до 10 лет 11 мес.
От 11 лет 0 мес. до 11 лет 3 лес.
От 11 лет 4 мес. до 1 \ лет 7 мес.
От 11 лет 8 лес. до 11 лет 11 лес.
От 12 лет 0 лес. до 12 лет 3 лес.
От 12 лет 4 мес. до 12 лет 7 лес.
От 12 лет 8 мес. до 12 лет 11 мес.
От 13 лет 0 нес. до 13 лет 3 нес.
От 13 лет 4 лес. до 13 лет 7 мес.
От 13 лет 8 нес. до 13 лет 11 лес.
От 14 лет 0 лес. до 14 лет 3 мес.
От 14 лет 4 мес. до 14 лет 7 нес.
От 14 лет 8 мес. до 14 лет 11 мес.
От 15 лет 0 мес. до 15 лет 3 мес.
От 15 лет 4 мес, до 15 лет 7 мес.
От 15 лет 8 мес. до 15 лет 11 мес.
Таблица для определения вербальной и невербальной оценок при использовании 6-го и 4-го субтестов
Исходная сумма шкалированных оценок | Сумма после прорептинга | Сумма после прорейтинга | |||||||||
После редукции (при использовании 6 субтестов) | После экстраполяции (при использовании 4 субтестов) | Исходная сумма шкалированных оценок | После редукции (при использовании 6 субтестов) | После экстраполяции (при использовании 4 субтестов) | |||||||
2 | 2 | ||||||||||
113 . | |||||||||||
Таблица для определения коэффициента интеллекта
Вербальный КИ | Невербальный КИ | Полный КИ | |||||||||||||||||||||
Сумма шкалированных оценок | КИ | Сумма шкалированных оценок | КИ | Сумма шкалированных оценок | КИ | ||||||||||||||||||
н | 5 | ||||||||||||||||||||||
27 " | |||||||||||||||||||||||
47. | |||||||||||||||||||||||
, 112 | |||||||||||||||||||||||
83 ■ | |||||||||||||||||||||||
. 153 | |||||||||||||||||||||||
■89 | |||||||||||||||||||||||
120 I | |||||||||||||||||||||||
* | |||||||||||||||||||||||