Глава первая. САМАДХИПАДА, ИЛИ О СОЗЕРЦАНИИ
1. Ом! Вот наставления науки Йоги. 2. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму. 3. Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается насвоей собственной природе. 4. Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения). 5. Волнения (вритти) пятеричны, как болезненные, так ибезболезненные. 6. Это - истинное знание (прамана), ложное знание, воображение,сон и память. 7. Истинное знание - это умозаключение, авторитетноесвидетельство и непосредственное восприятие. 8. Ложное знание - это подделка, иллюзия (митхья), ошибочноеубеждение или мнение. 9. Воображение - плод словесного знания лишенного субстанции. 10. Сон - деятельность сознания, лишенного объективного начала. 11. Память - сохранение прошлого опыта. 12. Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием. 13. Практика (абхьяса) - усилие, необходимое для успокоения ума. 14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительнойпреданности, непрерывной в течении длительного времени. 15. Бесстрастие - это сознание в котором господствует отсутствиежажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах. 16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всемгунам (качествам) вследствие знания Пуруши. 17. Познавательная медитация (вичара) сопровождаетсяразмышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь". 18. Существует и другая медитация, достигаемая практикойостановки мысли, что бы оставались только самскары (впечатления ума). 19. Для созданий, не имеющих формы и тех, которые погружены влайю (природу цельную), мир является причиной. 20. Для других этому предшествует вера, энергичность, память,самадхи и различение. 21. Самадхи наиболее близкое тем, чье желание наиболее горячо. 22. В дальнейшем появляются различия (в выборе используемыхсредств) - мягких, умеренных или интенсивных. 23. Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу). 24. Ишвара - особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья,впечатления, действия и их результаты. 25. В нем (Ишваре) - непревзойденное семя всеведения. 26. Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) являетсяучителем даже древних. 27. Его (вербальное) выражение - священный слог Ом. 28. Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения. 29. Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавлениеот препятствий. 30. Слабость, инертность, сомнения, отсутствие энтузиазма, лень,чувственность, блуждание ума, непостоянство - эти состояния читты(ума) являются препятствиями. 31. Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохисосуществуют с этими препятствиями. 32. Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать(созерцание) на Единую Истину. 33. Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым исочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку,читта (ум) становится чистым. 34. По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путемвыдоха и задержки праны (дыхания). 35. Либо умственное спокойствие вызывается деятельность высшихчувств. 36. Либо созерцанием беспечального света (джйоти). 37. Либо ум выбирает в качестве объекта для концентрации тех, ктоне имеет желаний, или рага. 38. Либо в зависимости от знания снов и сновидений. 39. Либо, пожеланию, посредством медитации (дхьяны). 40. Он (йог) владычествует над силами, простирающимися отмельчайшего атома до величайшей беспредельности. 41. Когда волнение ума находится под контролем, ум становитсяподобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать формулибо познающего, либо акта познания, либо объекта познания. 42. Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваютсямежду собой слово, его правильное значение и знание. 43. Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект,это называют состоянием вне слов и аргументов. 44. Таким образом описываются медитация и сверхмедитация(нирвикара), имеющая своим объектом тонкое. 45. Область тонкого завершается чистой материей, не имеющейотличительных черт, или линги. 46. Они составляют медитацию с семенем (самадхи). 47. После достижения чистоты сверхмедитативного состоянияостается чистый поток Адхиашы (духовного сознания). 48. В этом состоит дар высшей мудрости (праджаны) 49. Праджана (мудрость), достигаемая в высших состоянияхсознания, отличается от той, которую достигают путем достижений идоказательств, относящихся к частному. 50. Это ментальное впечатление (самскара) стоит на пути другихвпечатлений. 51. Подавление даже этого посредством подавления всех состоянийума достигается самадхи без семени