Глава первая. ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА

О Йоге 1. Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредствомЙоги. 2. Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия еюразличных видоизменений. 3. При этом созерцающий остается внутри себя. Формы материи мысли. 4. В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемуювнешними видоизменениями. 5. Существуют пять типов собственных видоизменений, одни изкоторых неприятны, другие приятны. 6. Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон ипамять. 7. Правильное знание возникает в результате или прямоговосприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства. 8. Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, несоотносящихся с действительностью. 9. Выдумка получается при использовании понятий, которым вприроде ничего не соответствует. 10. Сон - это случай, когда чувства воспринимают видоизменениепустоты. 11. Память появляется при запрещении разуму терять воспринятыйобраз. Контроль над видоизменениями. 12. Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением[отсутствием привязанности]. 13. Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянномсостоянии. 14. Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и сполной отдачей. 15. Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего отвоспринимаемого зрением или слухом объекта. 16. Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все,даже саму природу желания [Гуны]. Варианты получения правильного знания. 17. Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следуетрассуждение, распознание и наслаждение. 18. Возможен и другой случай, когда используется полноепрекращение всякой мыслительной активности. 19. Одним из случаев этого в реальном мире являются те, ктоовладел безграничным сознанием или слился с природой. 20. Это возможно через веру, энергию, хорошую память ипроницательность. 21. Чем больше усилий, тем быстрее успех. 22. Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший. 23. Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданностьИшвару. О Боге 24. Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний,действий, их результатов и желаний. 25. В нем и мельчайшее достигает высших границ. 26. Он не ограничен во времени и является учителем древнейшихучителей. 27. Его имя выражается как звук "Ом". 28. [Поэтому] постоянное повторение звука "Ом" и размышление оего значении [необходимо для медитации]. 29. Так можно распознать скрытое и устранить препятствия. Медитация и безграничное сознание. 30. Болезнь, лень ума, сомнение, апатия, перерывы, искаженноевосприятие и закрепощения, а также ускользание нужного состояния приего достижении - все это затруднения. 31. Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыханияявляются причинами отвлечения внимания. 32. Для их ослабления (может быть применена] концентрация наодном предмете или мысли. 33. [Полезно] сосредоточение сознания на дружбе, милосердии,радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье. 34. Или [можно применить] задержку и возобновление дыхания. 35. Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений,что делает их навязчивым. 36. Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие подругую сторону от зла. 37. Или через разум, освободивший от всех привязанностей. 38. Или через размышление о том, что видим во сне. 39. Или через размышление о добре. 40. Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшейчастички в бесконечность. 41. Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращаетсявнутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл. 42. Аргументированные условия созерцания возникают при смешениислов, их значения и вытекающих знаний. 43. Неаргументированные условия возникают, когда память свободнаот слов, заключений и вмещает только значения. 44. Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращенияк более тонким предметам. 45. Более тонкие материи исчезают в сути. 46. Так получают созерцание-размышление. 47. Когда установлена чистота сознания без размышления, последуетвнутреннее содержание. 48. Разум становится носителем истины. 49. Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, взависимости от особенностей. 50. Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений. 51. И подавление даже их при подавлении всего остального приводитк медитации без предмета созерцания [абсолютному Самадхи].

Наши рекомендации