Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.
2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных]
состояний сознания на этом [месте].
3, Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное
собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
4. Три вместе - санъяма.
5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.
6. Ее применение [осуществляется] постадийно.
7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.
8. И они же - внешние [средства сосредоточения],
"лишенного семени".
9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с
сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное,
как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном
состоянии.
10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.
11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности
сознания и возникновение его однонаправленности.
12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это]
тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности,
отличных признаков и условий [существования] элементов и органов
чувств.
14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как
исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная
определенность.
15. Различие последовательности есть основание для различия
[стадий] изменения.
16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание
прошлого и будущего.
17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения
[происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия
[возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.
18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает]
знание прошлых перерождений.
19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания
познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.
20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может
выступать объектом его [познания].
21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее
способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов
между органом зрения и светом [возникает] невидимость.
22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат,
отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на
основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей
кончине.
23. [Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах
возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].
24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие
[силы].
25. Благодаря направленности света деятельности [манаса
возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].
26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.
27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения
звезд.
28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их
движения.
29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание
строения тела.
30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.
31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается]
неподвижность.
32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение
сиддхов.
33. А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].
34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором
отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся
[друг с другом], поскольку [саттва определяется] свойством быть
объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для
собственной цели, [возникает] знание Пуруши.
36. Из него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные
способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.
37. Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и
[магическими] "совершенствами" при пробужденном [состоянии сознания].
38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа
действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.
39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие]
препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также
[появляется способность] восхождения [на небо после смерти].
40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение.
41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей
[возникает] божественное слышание.
42. Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или
вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты,
возникает способность] передвижения в акаше.
43. Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется]
Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.
44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком,
на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе
"[великих] элементов".
45. Как следствие этого - появление [способности] уменьшаться до
размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие
противодействия со стороны свойств ["великих элементов"].
46. Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость
алмаза.
47. Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной
сущности, самости, присущности и целеполагания [у йогина
вырабатывается] подчинение органов чувств.
48. А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и
господство над первопричиной.
49. Способность абсолютного господства над всеми формами
существования и способность всеведения [возникает] только у того, кто
обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.
50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой
[способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает]
абсолютное разъединение.
51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более
высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни
радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.
52. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности
[возникает] знание, порожденное различием.
53. Благодаря ему [достигается истинное] знание двух
тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие
относительно родовой характеристики, свойств и положения в
пространстве.
54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково
знание, порожденное различием.
55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное
обособление.