Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных]

состояний сознания на этом [месте].

3, Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное

собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

4. Три вместе - санъяма.

5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

6. Ее применение [осуществляется] постадийно.

7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.

8. И они же - внешние [средства сосредоточения],

"лишенного семени".

9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с

сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное,

как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном

состоянии.

10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.

11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности

сознания и возникновение его однонаправленности.

12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это]

тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.

13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности,

отличных признаков и условий [существования] элементов и органов

чувств.

14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как

исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная

определенность.

15. Различие последовательности есть основание для различия

[стадий] изменения.

16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание

прошлого и будущего.

17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения

[происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия

[возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.

18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает]

знание прошлых перерождений.

19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания

познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.

20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может

выступать объектом его [познания].

21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее

способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов

между органом зрения и светом [возникает] невидимость.

22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат,

отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на

основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей

кончине.

23. [Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах

возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].

24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие

[силы].

25. Благодаря направленности света деятельности [манаса

возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].

26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.

27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения

звезд.

28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их

движения.

29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание

строения тела.

30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.

31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается]

неподвижность.

32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение

сиддхов.

33. А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].

34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.

35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором

отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся

[друг с другом], поскольку [саттва определяется] свойством быть

объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для

собственной цели, [возникает] знание Пуруши.

36. Из него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные

способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.

37. Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и

[магическими] "совершенствами" при пробужденном [состоянии сознания].

38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа

действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.

39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие]

препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также

[появляется способность] восхождения [на небо после смерти].

40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение.

41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей

[возникает] божественное слышание.

42. Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или

вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты,

возникает способность] передвижения в акаше.

43. Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется]

Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.

44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком,

на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе

"[великих] элементов".

45. Как следствие этого - появление [способности] уменьшаться до

размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие

противодействия со стороны свойств ["великих элементов"].

46. Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость

алмаза.

47. Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной

сущности, самости, присущности и целеполагания [у йогина

вырабатывается] подчинение органов чувств.

48. А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и

господство над первопричиной.

49. Способность абсолютного господства над всеми формами

существования и способность всеведения [возникает] только у того, кто

обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.

50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой

[способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает]

абсолютное разъединение.

51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более

высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни

радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.

52. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности

[возникает] знание, порожденное различием.

53. Благодаря ему [достигается истинное] знание двух

тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие

относительно родовой характеристики, свойств и положения в

пространстве.

54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково

знание, порожденное различием.

55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное

обособление.

Наши рекомендации