Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

Ом, поклонение Ганеше!

Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,

владычествует над миром [живых существ], различными способами

выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю]

совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством

уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита

которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный

змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение,

пребывающий в сосредоточении.

1. Итак, наставление йоге.

2. Йога есть прекращение деятельности сознания.

3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].

5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и

незагрязненные.

6. Истинное познание, заблуждение, ментальное

конструирование, сон и память.

7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и

авторитетное свидетельство.

8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на

собственной форме [реального объекта].

9. [Ментальное] конструирование лишено референции и

проистекают из вербального знания.

10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания,

опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].

11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание")

прошлого опыта.

12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и

бесстрастию.

13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по

сохранению устойчивости сознания.

14. Но она становится прочно укорененной [только тогда,

когда] ее придерживаются в течение длительного времени без

перерыва и с [должным] вниманием.

15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того,

кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям,

освященным традицией.

16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши

исчезает влечение к гунам.

17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами

избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только]

формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей

прекращение [деятельности сознания].

19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное

существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в

первопричине существ.

20. У других [существ бессознательному сосредоточению]

предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение]

- в непосредственной близости.

22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду

слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие

упования на Ишвару.

24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами,

кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]

26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных

различий.

27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.

28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его

объекте.

29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а

также устранение препятствий.

30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень,

невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения

[какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности

[при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.

31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи

сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].

32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.

33. Очищение сознания [достигается] культивированием

дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по

отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно

[соответствующих] объектов при своем возникновении [также]

вызывает ментальную стабильность.

36. Либо беспечальная и лучезарная...

37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто]

свободен от желаний.

38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие,

[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.

40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до

величайших [объектов].

41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем

[объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на

субъект познания, на познание и на объект познания, когда

развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным

камнем.

42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено

отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.

43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние

сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы

лишенное собственной формы, проявляет только объект.

44. Таким же образом объяснены рефлексивное и

нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.

45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим]

ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние

первопричины].

46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть

сосредоточение, обладающее семенем.

47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении

возникает] внутреннее спокойствие.

48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей

истину".

49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности

имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании

услышанного или на основании логического вывода.

50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью],

является препятствием для других формирующих факторов.

51. При устранении и этого [формирующего фактора

наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся

[деятельность сознания] прекращена.

Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога

действия.

2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения

и для ослабления аффектов.

3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть

пять аффектов.

4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,

пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью

развернутом [состояниях].

5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в

невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей -

[чистого] видения и инструмента видения.

7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.

8. Враждебность неразрывно связана со страданием.

9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.

10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при

свертывании [деятельности сознания].

11. Их функционирование должно быть устранено посредством

йогического созерцания.

12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может

ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.

13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы

обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и

жизненный опыт.

14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют

[своим] результатом наслаждение [или] страдание.

15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за

подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых]

впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть

устранено.

17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно

быть устранено.

18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции,

[оно] по своей сути - "[великие] элементы" и органы чувств и имеет

объектом опыт и освобождение.

19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие

признака суть формы [развертывания] гун.

20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и

чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.

21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.

22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не

исчезло для других - в силу свойства быть общим.

23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того,

что есть] способность быть собственностью и способность быть

господином.

24. Его причина - неведение.

25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия

[неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.

26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.

27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.

28. При устранении нечистоты вследствие применения

[вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до

различающего постижения.

29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний,

[йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств],

концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы]

восемь средств [осуществления] йоги.

30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность,

воздержание и неприятие даров.

31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и

обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий

обет".

32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота,

удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их

противоположности.

34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном

к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева

[или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют

своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому

[необходимо] культивировать их противоположности.

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии

исчезает враждебность.

36. При утверждении в истине действие и результат становятся

зависимыми [от него].

37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к

йогину].

38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.

39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное

просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.

40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу

и нежелание контакта с другими.

41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация

[сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.

42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным]

обретение высшего счастья.

43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству

[обретается] совершенство тела и органов чувств.

44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим

божеством.

45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в

[йогическом] сосредоточении.

46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].

47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном

[Асана достигается].

48. Благодаря ей прекращается воздействие парных

противоположностей.

49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть

прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].

50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка

[дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря

практике становится] длительной и тонкой.

51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю

сферы.

52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.

53. И пригодность манаса к концентрации.

54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы

следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.

55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.

Наши рекомендации