Потребность в принадлежности группе
Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Она, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если нет своей — какой угодно компании (Кон И. С, 1989). При этом в начале подросткового периода общение сохраняет гомосоциалъный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола. Позднее, вместе с процессом полового созревания, связи все больше приобретают гетеросоци-альный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов (Райе Ф., 2000).
Такое развитие процесса общения подростков решает многие задачи их социальной адаптации: освоение подростками гендерных ролей и соответствующего им поведения, освоение моделей взаимодействия с представителями противоположного пола, принятие социальных норм и ценностей и т. п.
Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.
Гомосоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.
Гетеросоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.
Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, опре
деляемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид
должен усвоить и которой должен соответствовать.
______________________________________________________________________
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 347
Вехи в развитии
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению.
Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.
С другой стороны, соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Так, чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.
В юношеском возрастесущественно обновляются мотивы общения. Происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Разрушается внутри-групповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (Кон И. С, 1989).
Потребность в дружбе
Другой особенностью мотивации общения в подростковом и юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И. С. Кон называет ее потребностью в alter ego,втором Я, которая, возможно, является самой важной потребностью в ранней юности.
Так, среди важнейших жизненных ценностей 15—17-летниеназывают желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 97,7% опрошенных, любовь — 90,8%). В определениях дружбы преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности; 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга (Кон И. С, 1989).
Мотивы общения со взрослыми
Одной из особенностей процесса общения в подростковом возрастеявляется то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, как показывают некоторые данные, потребность в неформальном,нерегламентированном общении с родителямиу подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками(см. таблицу). Другой вопрос, насколько удовлетворяются эти
Регламентированное общение | Нерегламентированное общение | |||
Партнеры | Потребность | Реальное | Потребность | Реальное |
в нем | общение | в нем | общение | |
Родители и близкие | 4,7 | 70,8 | 66,6 | 29,2 |
родственники | ||||
Учителя | 8.3 | 95,7 | 10,9 | 4,3 |
Другие взрослые | 2,6 | 98,6 | 6,5 | 1,4 |
Близкий друг — | 68,2 | 56,2 | ||
сверстник | ||||
Другие сверстники | 4,6 | 68,4 | 24,3 | 31,6 |
348 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
Как показывают данные, потребность в неформальном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками.
Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.
потребности. Так, общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а сотцом — всего 9,1% опрошенных (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного поведения. Так, по данным некоторых исследований, подавляющее большинство изученных подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции (свыше 90%), были в психологической изоляции среди одноклассников (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).