Упражнение «Зона ближайшего развития»

Великий психолог Лев Семенович Выготский в результате своих многолетних исследований доказал, что человек способен понять и усвоить только то, что находится в «Зоне ближайшего развития». Ему не интересно уже освоенное, ровно как он не поймет и слишком сложного.

Поступательное развитие любой личности происходит только благодаря наличию другого человека, способного объяснить, поддержать, вдохновить - то есть совместно пройти зону ближайшего развития.

Если что-то превышает способности человека и он не может выполнить это в одиночку, развивается тревожность.

Если он вынужден делать то, что не требует от ни малейшего напряжения сил, его одолевает скука.

Но когда задачи соответствуют способностям, можно получить великолепные результаты.

В этом суть индивидуального педагогического подхода – в определении зоны ближайшего развития каждого, с кем педагог вступает во взаимодействие.

Но знает ли ученый зону СВОЕГО ближайшего развития?

Начертите таблицу из четырех одинаковых колонок.

Колонка первая «Желания»: напишите 12 личных желаний, которые по каким-то причинам невозможно выполнить сейчас, связанных с:

- 1. вашим личным транспортом для передвижения по городу и миру;

- 2. вашим более комфортным проживанием (дом, общежитие, съемная квартира);

- 3. вашей семьёй (настоящей и будущей);

- 4. вашим отдыхом;

- 5. вашими дополнительными удобствами жизни (детский сад, медицинские услуги, организованный отдых, бассейн, тренажерный зал, спортивные площадки, компенсация проезда, субсидии на питание, парикмахерская, химчистка, массаж и т.п.);

- 6. вашей ближайшей ожидаемой наградой (наградами) за эффективность труда;

- 7. вашей карьерой в вузе;

- 8. вашей зарплатой в вузе;

- 9. вашими коллегами, наставниками, руководителями;

- 10. вашими студентами (Кого вам приятнее и легче всего учить? Какой студент лучше всего сдает зачеты, тесты, экзамены?);

- 11. прогрессом нашего университета (вашего подразделения) в ближайший год-два;

- 12. вашей публикационной активностью (статьи и книги).

Колонка вторая «Кто?»: кто конкретно может помочь в реализации этих желаний? Если вы считаете, что другой человек под эту мечту не нужен или если не понимаете, кто это может быть – ставьте прочерк.

Колонка третья «Как?»: как выйти на этого человека? (номер телефона – самое лучшее).

Теперь посчитайте количество ваших желаний, напротив которых у вас получилось создать зону ближайшего развития (найти конкретного человека) – это и есть показатель вашего развития (или вашего торможения, если таких позиций получилось меньше 6).

Интересно будет посчитать гармонию ваших личных и профессиональных амбиций и возможности их реализации в ближайшее время: первые шесть позиций этого упражнения – это ваши личные мечты, с 7 по 12 – профессиональные.

А в четвёртой колонке – запишите советы для необходимых совместных действий с вашим новым наставником:

Что делать?

С 1 по 4 желания – срочно нужно объявление (возможно креативное) в вузе или в социальных сетях. Добавьте в жизнь новизну: найдите новые впечатления, совершите что-то, чего никогда не делали, пробуйте новые блюда, посетите неизвестные места, совершайте что-нибудь новое, хотя бы раз в неделю.

Под 5 желание необходим перечень ваших личных (авторских) проектов, даров, публикаций, возможностей (что я принёс, привнёс в вуз?).

Под 6 желание – Личная (авторская) награда для коллег, студентов и их родителей (награда имени меня).

Под 7 желание – График с результатами деятельности, чтобы была видна динамика.

Под 8 желание – График привлечения дополнительных ресурсов в университет (откуда, сколько, когда).

Под 9 желание – План личного участия в управлении вузом (инициирование мероприятий, выполнение поручений ректората, деканата, кафедры, волонтерская деятельность).

Под 10 желание – Требования к ученикам, предъявляемые им на самой первой встрече, которые усиливают уверенность студента в его способности к обучению именно у вас.

Под 11 желание – определение личного участия (личной роли) в прогрессе университета (Уже есть в вузе Бэтмен, Карлсон, Гудвин, Левша. А я кто?).

Под 12 желание – пишите объявление.

Я превратил себя в инновационный проект, расписал подробный бизнес-план своего развития. Оценил вложения, прибыли.

ЗАДАНИЕ: Представьте своё научное открытие как бизнес-план с оценкой вложений и прибыли
Научное открытие Необходимые вложения Прибыль  


Упражнение «Зона ближайшего развития» - student2.ru

Поскольку мое научное открытие было прибыльным, многие созданные государством специально под меня фонды, ассоциации, агентства, Сколково, а так же банки, коммерческие структуры и холдинги вложили в меня деньги. При грамотном развитии себя как проекта, я получил и отдачу и прибыль.

ЗАДАНИЕ: Составьте перечень учреждений (государственных, общественных, коммерческих), которые окажут поддержку вашему исследованию. Используйте интернет-ресурсы, например http://grants.extech.ru/, http://www.rfbr.ru/rffi/ru/, http://grant.rfh.ru/ и др.
Поддерживающие меня учреждения Что получат от меня Что дадут мне    

Упражнение «Зона ближайшего развития» - student2.ru

Я использовал оригинальный способ стать известным – публично выражал несогласие с большинством людей, ищущих истину в той же научной области, в которой трудился я:

— бесплатный труд вреден для воспитания свободного человека;

— органическая пища опасна для здоровья и для общества в целом;

— раковые клетки имеют особый генетический код, схожий с человеческим, поэтому им должны быть предоставлены те же права, что и эмбрионам.

Чтобы оставаться популярным, мне и сейчас приходится светиться и быть впереди.

Грань 4. Любовь истины

Притча «Ступеньки любви»

Один человек пришёл к великому Учителю и сказал: «Я хотел бы полюбить Бога — покажи мне путь!»

Учитель ответил: «Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?»

Человек сказал: «Я не интересуюсь мирскими делами – любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу».

Учитель ответил ему: «Подумай ещё раз, пожалуйста, любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка, хоть кого-нибудь?»

Человек ответил: «Я ведь уже сказал тебе: я человек религии, я не обычный мирянин, я никого не люблю. Покажи мне путь, как я могу прийти к Богу».

Учитель заплакав ответил: «Тогда это невозможно, сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это будет первая ступенька. Ты спрашиваешь про последнюю ступеньку, а сам не ступил на первую!

Иди и кого-нибудь полюби!»

ЗАДАНИЕ: Составьте список своих любимых. Он уже настолько впечатляющий, чтобы полюбить истину?

Как-то в раннем детстве во мне уснул гений. Жизнь шла, а гений спал с каждым днём всё крепче и крепче…

Меня разбудила наука. Я стал первооткрывателем.

Упражнение «Зона ближайшего развития» - student2.ru

Мне помогло воображение, про которое великий Альберт Эйнштейн сказал: «Сила воображения важнее знаний».

Упражнение «Зона ближайшего развития» - student2.ru Я написал и защитил диссертацию, потому что сделал научное открытие. Наличие учёной степени увеличило мою зарплату, стало хорошим подспорьем в карьере. А получаемые теперь зарубежные гранты на исследования даже больше официальной зарплаты.

Как учёный я научился распоряжаться своими знаниями для достижения научного результата. Потому что согласился со словами Леонардо да Винчи, который предупреждал: «Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Наука – есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».

Чем отличается научный результат от практического?

Есть отчетливая грань между наукой и практикой.

Наши рекомендации