Упражнение «Зона ближайшего развития»
Великий психолог Лев Семенович Выготский в результате своих многолетних исследований доказал, что человек способен понять и усвоить только то, что находится в «Зоне ближайшего развития». Ему не интересно уже освоенное, ровно как он не поймет и слишком сложного.
Поступательное развитие любой личности происходит только благодаря наличию другого человека, способного объяснить, поддержать, вдохновить - то есть совместно пройти зону ближайшего развития.
Если что-то превышает способности человека и он не может выполнить это в одиночку, развивается тревожность.
Если он вынужден делать то, что не требует от ни малейшего напряжения сил, его одолевает скука.
Но когда задачи соответствуют способностям, можно получить великолепные результаты.
В этом суть индивидуального педагогического подхода – в определении зоны ближайшего развития каждого, с кем педагог вступает во взаимодействие.
Но знает ли ученый зону СВОЕГО ближайшего развития?
Начертите таблицу из четырех одинаковых колонок.
Колонка первая «Желания»: напишите 12 личных желаний, которые по каким-то причинам невозможно выполнить сейчас, связанных с:
- 1. вашим личным транспортом для передвижения по городу и миру;
- 2. вашим более комфортным проживанием (дом, общежитие, съемная квартира);
- 3. вашей семьёй (настоящей и будущей);
- 4. вашим отдыхом;
- 5. вашими дополнительными удобствами жизни (детский сад, медицинские услуги, организованный отдых, бассейн, тренажерный зал, спортивные площадки, компенсация проезда, субсидии на питание, парикмахерская, химчистка, массаж и т.п.);
- 6. вашей ближайшей ожидаемой наградой (наградами) за эффективность труда;
- 7. вашей карьерой в вузе;
- 8. вашей зарплатой в вузе;
- 9. вашими коллегами, наставниками, руководителями;
- 10. вашими студентами (Кого вам приятнее и легче всего учить? Какой студент лучше всего сдает зачеты, тесты, экзамены?);
- 11. прогрессом нашего университета (вашего подразделения) в ближайший год-два;
- 12. вашей публикационной активностью (статьи и книги).
Колонка вторая «Кто?»: кто конкретно может помочь в реализации этих желаний? Если вы считаете, что другой человек под эту мечту не нужен или если не понимаете, кто это может быть – ставьте прочерк.
Колонка третья «Как?»: как выйти на этого человека? (номер телефона – самое лучшее).
Теперь посчитайте количество ваших желаний, напротив которых у вас получилось создать зону ближайшего развития (найти конкретного человека) – это и есть показатель вашего развития (или вашего торможения, если таких позиций получилось меньше 6).
Интересно будет посчитать гармонию ваших личных и профессиональных амбиций и возможности их реализации в ближайшее время: первые шесть позиций этого упражнения – это ваши личные мечты, с 7 по 12 – профессиональные.
А в четвёртой колонке – запишите советы для необходимых совместных действий с вашим новым наставником:
Что делать?
С 1 по 4 желания – срочно нужно объявление (возможно креативное) в вузе или в социальных сетях. Добавьте в жизнь новизну: найдите новые впечатления, совершите что-то, чего никогда не делали, пробуйте новые блюда, посетите неизвестные места, совершайте что-нибудь новое, хотя бы раз в неделю.
Под 5 желание необходим перечень ваших личных (авторских) проектов, даров, публикаций, возможностей (что я принёс, привнёс в вуз?).
Под 6 желание – Личная (авторская) награда для коллег, студентов и их родителей (награда имени меня).
Под 7 желание – График с результатами деятельности, чтобы была видна динамика.
Под 8 желание – График привлечения дополнительных ресурсов в университет (откуда, сколько, когда).
Под 9 желание – План личного участия в управлении вузом (инициирование мероприятий, выполнение поручений ректората, деканата, кафедры, волонтерская деятельность).
Под 10 желание – Требования к ученикам, предъявляемые им на самой первой встрече, которые усиливают уверенность студента в его способности к обучению именно у вас.
Под 11 желание – определение личного участия (личной роли) в прогрессе университета (Уже есть в вузе Бэтмен, Карлсон, Гудвин, Левша. А я кто?).
Под 12 желание – пишите объявление.
Я превратил себя в инновационный проект, расписал подробный бизнес-план своего развития. Оценил вложения, прибыли.
ЗАДАНИЕ: Представьте своё научное открытие как бизнес-план с оценкой вложений и прибыли | ||
Научное открытие | Необходимые вложения | Прибыль |
Поскольку мое научное открытие было прибыльным, многие созданные государством специально под меня фонды, ассоциации, агентства, Сколково, а так же банки, коммерческие структуры и холдинги вложили в меня деньги. При грамотном развитии себя как проекта, я получил и отдачу и прибыль.
ЗАДАНИЕ: Составьте перечень учреждений (государственных, общественных, коммерческих), которые окажут поддержку вашему исследованию. Используйте интернет-ресурсы, например http://grants.extech.ru/, http://www.rfbr.ru/rffi/ru/, http://grant.rfh.ru/ и др. | ||
Поддерживающие меня учреждения | Что получат от меня | Что дадут мне |
Я использовал оригинальный способ стать известным – публично выражал несогласие с большинством людей, ищущих истину в той же научной области, в которой трудился я:
— бесплатный труд вреден для воспитания свободного человека;
— органическая пища опасна для здоровья и для общества в целом;
— раковые клетки имеют особый генетический код, схожий с человеческим, поэтому им должны быть предоставлены те же права, что и эмбрионам.
Чтобы оставаться популярным, мне и сейчас приходится светиться и быть впереди.
Грань 4. Любовь истины
Притча «Ступеньки любви»
Один человек пришёл к великому Учителю и сказал: «Я хотел бы полюбить Бога — покажи мне путь!»
Учитель ответил: «Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?»
Человек сказал: «Я не интересуюсь мирскими делами – любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу».
Учитель ответил ему: «Подумай ещё раз, пожалуйста, любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка, хоть кого-нибудь?»
Человек ответил: «Я ведь уже сказал тебе: я человек религии, я не обычный мирянин, я никого не люблю. Покажи мне путь, как я могу прийти к Богу».
Учитель заплакав ответил: «Тогда это невозможно, сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это будет первая ступенька. Ты спрашиваешь про последнюю ступеньку, а сам не ступил на первую!
Иди и кого-нибудь полюби!»
ЗАДАНИЕ: Составьте список своих любимых. Он уже настолько впечатляющий, чтобы полюбить истину?
Как-то в раннем детстве во мне уснул гений. Жизнь шла, а гений спал с каждым днём всё крепче и крепче…
Меня разбудила наука. Я стал первооткрывателем.
Мне помогло воображение, про которое великий Альберт Эйнштейн сказал: «Сила воображения важнее знаний».
Я написал и защитил диссертацию, потому что сделал научное открытие. Наличие учёной степени увеличило мою зарплату, стало хорошим подспорьем в карьере. А получаемые теперь зарубежные гранты на исследования даже больше официальной зарплаты.
Как учёный я научился распоряжаться своими знаниями для достижения научного результата. Потому что согласился со словами Леонардо да Винчи, который предупреждал: «Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Наука – есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».
Чем отличается научный результат от практического?
Есть отчетливая грань между наукой и практикой.