Упражнение 224. Понятие времени
Речь: речевые выразительные способности, 5-6 лет
Познавательное развитие: понимание речи, 3-4 года
Учебная цель: расширение словарного запаса, улучшение ориентации во времени
Задание: правильно использовать слова "вчера", "сегодня", "завтра"
Материал: большой лист бумаги или картона, фломастер и маленькие рисунки, изображающие фрагменты из повседневной жизни Саши
Составьте простое расписание недели. Используйте при этом рисунки, которые изображают, что делает Саша каждый день. Каждое утро смотрите с ним на план, который лучше всего повесить где-нибудь в комнате, и объясняйте ему, что на нем изображено. Начинайте с вещей, которые Саша должен будет делать в течение дня. Скажите: "Саша, посмотри! Сегодня ты пойдешь в школу, будешь есть спагетти и смотреть телевизор!". Подчеркните слово "сегодня" и попросите его повторить, что он сегодня должен делать. Можете также использовать один из символов и спросите Сашу: "Что ты будешь еще сегодня делать?". Когда Саша усвоит понятие "сегодня", обучите его значению "завтра". Когда Вы вместе просмотрите действия дня, вернитесь на календаре на день назад и покажите ему, что он сделал вчера. Скажите: "Саша, посмотри! Вчера ты ходил в школу, ел сосиски на обед и играл на улице". Затем спросите его: "Что ты делал вчера?". Покажите на расписание, если он не может ответить. Хорошей идеей является также обозначить текущий день передвижным значком, например вырезанным из бумаги улыбающимся лицом. Когда Саша правильно научится использовать понятие "сегодня" и "вчера", повторите упражнение с "завтра".
Упражнение 225. Дни недели
Речь: выразительные способности языка, 5-6 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года
Учебная цель: расширение словарного запаса, улучшение ориентировки во времени
Задание: перечислить дни недели
Материал: расписание недели (см. упр. 224)
Если Саша правильно использует понятия "сегодня", "вчера" и "завтра", то обучите его названиям отдельных дней недели. Работайте таким образом, как и в упр. 224, но используйте названия дней недели. Встаньте с ним перед расписанием и скажите: "Смотри, Саша, сегодня понедельник, ты идешь в школу, ешь на обед сосиски и идешь плавать". Пусть он повторит эти действия и скажет также: "Сегодня понедельник". Если он не называет день, то скажите ему: "Смотри, Саша! Сегодня понедельник. Какой сегодня день? Сегодня понедельник". Попытайтесь также, выполняя часть упражнения, называть соответствующее понятие времени. Работайте, как и в предыдущем упражнении: "Вчера было воскресенье, ты был на игровой площадке и ел там пиццу". Говоря с ним о расписании недели, задавайте ему вопросы, в которых есть названия дней недели. Вместо "Что ты делал вчера?" спросите: "Вчера было воскресенье. Что ты делал в воскресенье?". После каждого упражнения перечисляйте ему дни недели в правильной последовательности. Саша должен повторять слова за Вами. Сначала нужно использовать название дней недели вместе с понятиями, которые он знает, то есть с "сегодня", "завтра", "вчера", однако если он делает успехи, то опустите эти понятия и спросите, что он будет делать в любой день недели.
Реестр 1: Функциональная сфера
Раздел 8 Самообслуживание
Эта глава содержит упражнения, которые помогут аутичным детям приобрести навыки, с помощью которых они будут менее зависимы от помощи других лиц. Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность, являются: прием пищи, пользование туалетом, уход за телом, одевание и раздевание. Это очень важная проблема для родителей и учителей, так как дети, отстающие в развитии, долгое время не в состоянии выполнять самостоятельно эти жизненно важные функции. Названные функции по уходу за собой должны быть включены в ежедневную тренировку дома, в детском саду и школе.
Хотя эти упражнения взяты в основном из опыта работы с душевнобольными детьми, их можно без труда применять в работе с аутичными детьми, если будут учтены при этом специфические учебные проблемы. К специфическим особенностям аутичных детей, которые учтены в упражнениях этой главы, относятся:
1. Выраженное предпочтение определенным продуктам питания. Это означает, это самостоятельный прием пищи может усваиваться с помощью этих продуктов.
2. Плохо развитые языковые способности, которые не позволяют давать указания в данной (языковой) форме. Четкие жесты и демонстрация помогают детям быстрее понять, что от них требуют.
3. Сильная потребность постоянства или твердое следование привычкам. Если ребенок приобрел навык в специфической ситуации, то ее трудно перенести в другую ситуацию и приспособить к изменившимся условиям.
4. Реакция ребенка на различные запахи, ощущение влажности, холода, голода или боли могут быть сильно заторможены или вообще отсутствовать.
5. Ограниченный период внимания, который делает необходимым очень четко организовывать учебные ситуации и связывать внимание ребенка с визуальными и слуховыми сигналами.
Упражнения этой главы разработаны так, что они демонстрируют действия, учитывающие эти специфические особенности аутичных детей. Кроме того, демонстрируются используемые виды конкретных сигналов и поддержек, помогающих ребенку переносить ранее изученные образцы поведения из одной ситуации в другую.