V. Практикум по написанию сжатого изложения.

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Исходный текст Вариант сжатого изложения
Охота на мечту — самый ин­те­рес­ный вид охоты. Для того чтобы стать охот­ни­ком, не тре­бу­ет­ся ли­цен­зии, охота раз­ре­ше­на и до­ступ­на детям и пре­ста­ре­лым, жен­щи­нам и муж­чи­нам. На­чи­на­ю­щий охот­ник дол­жен пом­нить, что успеш­ность охоты за­ви­сит не толь­ко от сно­ров­ки охот­ни­ка и про­вор­но­сти мечты, но еще и от ко­ли­че­ства охот­ни­ков. Если одну и ту же синюю птицу ловит мил­ли­он че­ло­век, то шан­сов ее пой­мать мало. От­сю­да вывод: надо охо­тить­ся на уни­каль­ную мечту, такую, какой почти ни у кого нет. Сна­ря­же­ние для охоты на мечту не­об­хо­ди­мо все­гда со­дер­жать в чи­сто­те. Го­во­рят, синяя птица не летит в гряз­ные руки. Чи­стый, не­за­мут­нен­ный взгляд на вещи по­мо­га­ет раз­гля­деть синюю птицу в синем небе, а чи­стые по­мыс­лы — удер­жать ее и даже уго­во­рить петь в не­во­ле. На­чи­на­ю­щим охот­ни­кам мы ре­ко­мен­ду­ем дви­гать­ся к мечте не то­ро­пясь, но уве­рен­но. Ваше спо­кой­ствие и на­стой­чи­вость по­мо­гут мечте дви­нуть­ся вам нав­стре­чу. (По С. Па­ни­ной)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
( слов )
Критерии оценивания ИК1 ИК2 ИК3 Подпись
Самооценка        
Оценка учителя        
Эталон 2 балла 3 балла 2 балла  

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Исходный текст Вариант сжатого изложения
В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти учёбой, дру­зья­ми, ком­пью­те­ром, спор­том мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся во­круг себя и уви­деть то, что нас с вами окру­жа­ет, что не пе­ре­стаёт удив­лять. Пер­вый под­снеж­ник, про­би­ва­ю­щая ас­фальт тра­вин­ка, баг­ро­вый закат, звёздное небо — при­выч­ные на­ше­му взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бес­ко­неч­но, ибо это ча­сти­ца на­ше­го бытия, это то, что окру­жа­ет нас в те­че­ние всей жизни. Летом мы слу­ша­ем ше­лест ли­стьев, видим пре­крас­ные розы и скром­ные по­ле­вые цветы... На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство кра­сок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го раз­но­цвет­но­го ковра, усти­ла­ю­ще­го землю. А как пре­крас­ны осен­ние цветы хри­зан­те­мы, жёлтые, крас­ные, оран­же­вые, белые, круп­ные и мел­кие, оди­на­ко­во укра­ша­ю­щие наши будни и празд­ни­ки! Оста­но­ви­тесь в изум­ле­нии перед кра­со­той, и ваше серд­це вспых­нет ра­до­стью. Огля­ни­тесь, при­смот­ри­тесь, уди­ви­тесь, об­ра­дуй­тесь — и жизнь на­пол­нит­ся новым све­том, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия. (По Л. За­до­рож­ной) (139 слов)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
( слов )
Критерии оценивания ИК1 ИК2 ИК3 Подпись
Самооценка        
Оценка учителя        
Эталон 2 балла 3балла 2 балла  

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:



Исходный текст Вариант сжатого изложения
Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Егип­те при­мер­но 5 тысяч лет назад. Еги­пет был круп­ней­шей агар­ной дер­жа­вой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий гры­зу­нов. Пу­ши­стых охот­ни­ков, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, егип­тя­не счи­та­ли свя­щен­ны­ми жи­вот­ны­ми. Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья го­ло­ва, а бо­ги­ню пло­до­ро­дия и ма­те­рин­ства Ба­с­тет изоб­ра­жа­ли в виде кошки. В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла ма­те­рин­ство. Ве­ри­ли, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты мо­ло­дой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шер­сти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив, а в Япо­нии хо­зя­и­ном кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный че­ло­век. Со­дер­жа­ние жи­вот­но­го тре­бо­ва­ло огром­ных рас­хо­дов: пи­том­ца было при­ят­но на­ря­жать, кор­мить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной по­су­ды спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу. Се­год­ня кошка - одно из самых лю­би­мых до­маш­них жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древ­ние при­ме­ты о её по­ве­де­нии со­хра­ни­лись и по сей день. (По Е. Ели­за­ро­вой) ( 135 слов )  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ( слов )
Критерии оценивания ИК1 ИК2 ИК3 Подпись
Самооценка        
Оценка учителя        
Эталон 2 балла 3балла 2 балла  

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:



Исходный текст Вариант сжатого изложения
Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу, не объ­яс­ня­ют­ся не­по­сред­ствен­но нашей злой волей. Люди не при­чи­ня­ют друг другу зла в силу какой-то осо­бой же­сто­ко­сти, звер­ства. Не­по­сред­ствен­ной при­чи­ной на­не­се­ния ближ­ним обид часто бы­ва­ет от­сут­ствие не­об­хо­ди­мо­го опыта об­ще­ния, не­уме­ние пойти нав­стре­чу окру­жа­ю­щим, чрез­мер­ное увле­че­ние собой. После того как че­ло­век нанес обиду, он может опом­нить­ся, но чаще всего это про­ис­хо­дит с боль­шим опоз­да­ни­ем. Ра­ня­щие слова уже про­из­не­се­ны. Боль, ко­то­рую че­ло­век пы­та­ет­ся на­силь­но пе­ре­ло­жить на ближ­не­го, рано или позд­но воз­вра­ща­ет­ся к обид­чи­ку, при­чем за­ча­стую с двой­ной силой. И хотя че­ло­век порой дей­стви­тель­но не ве­да­ет, что тво­рит, когда при­чи­ня­ет зло тем, кого боль­ше всего любит, од­на­ко это не озна­ча­ет, что он может чув­ство­вать себя сво­бод­ным от от­вет­ствен­но­сти за соб­ствен­ные слова и по­ступ­ки, ко­то­ры­ми он нанес своим близ­ким столь­ко обиды и зла. Уни­же­ние окру­жа­ю­щих, при­ме­не­ние на­си­лия к ним яв­ля­ет­ся вы­ра­же­нием чув­ства соб­ствен­ной сла­бо­сти. (139 слов)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
( слов )
Критерии оценивания ИК1 ИК2 ИК3 Подпись
Самооценка        
Оценка учителя        
Эталон 2 балла 3 балла 2 балла  

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Исходный текст Вариант сжатого изложения
Есть по­го­вор­ка: «На войне детей не бы­ва­ет». Что ж, верно, ибо про­ти­во­есте­ствен­но сбли­же­ние самих этих по­ня­тий. Те, что по­па­ли в войну, долж­ны были рас­стать­ся с дет­ством — в обыч­ном, мир­ном смыс­ле этого слова. Ну а те, что вы­рос­ли в по­сле­во­ен­ном мире, — надо ли учить их па­мя­ти о войне, на­ру­шать без­мя­теж­ность их юных лет? Я убеж­ден: не­об­хо­ди­мо. Па­мять — наша ис­то­рия. Каким будет взгляд на нее ре­бен­ка, таким будет наш зав­траш­ний день. Сте­рев про­шлое, мы сти­ра­ем бу­ду­щее. Ко­неч­но, ис­то­рия войны пи­са­лась кро­вью, и, чем даль­ше ухо­дит время, тем спо­кой­нее будут вос­при­ни­мать люди, в том числе дети, же­сто­чай­шие ее факты. Но ни­ко­гда не долж­ны они пе­ре­стать вол­но­вать­ся, узна­вая о них. Каж­дый че­ло­век хра­нит в па­мя­ти какой-то мо­мент своей жизни, ко­то­рый ка­жет­ся ему вто­рым рож­де­ни­ем, пе­ре­ло­мом во всей даль­ней­шей судь­бе. С этими вос­по­ми­на­ни­я­ми все­гда свя­за­ны от­кры­тия в самом себе и дру­гих людях. Война живет в душе пе­ре­жив­ших ее та­ки­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми, и они ни­ко­гда не смо­гут за­быть ее, как не смо­гут за­быть, что ро­ди­лись когда-то. По-моему, пом­нить ис­то­рию сво­е­го на­ро­да нужно не толь­ко по­то­му, что па­мять со­хра­ня­ет че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство, но и чтобы ви­деть смысл своей жизни, чтобы не быть оди­но­ким и бес­по­мощ­ным. По­это­му войну будут пом­нить, пи­сать о ней, как стре­ми­лись со­хра­нить в ле­то­пи­сях наши пред­ки все де­та­ли древ­ней ис­то­рии, — это не­об­хо­ди­мо че­ло­ве­ку, чтобы оправ­дать свое су­ще­ство­ва­ние на земле. Па­мять ис­то­рии — это са­мо­утвер­жде­ние че­ло­ве­ка, по­это­му и через сто лет школь­ни­ки с гор­до­стью и вол­не­ни­ем будут пи­сать о своем пра­де­де, ко­то­рый был фрон­то­ви­ком. (Е. Линд) ( 236 слов )  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
( слов )
Критерии оценивания ИК1 ИК2 ИК3 Подпись
Самооценка        
Оценка учителя        
Эталон 2 балла 3 балла 2 балла  
           

Наши рекомендации