IV. Организация познавательной деятельности учащихся
1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;
б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);
в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;
г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала
(индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);
б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
г) какой уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;
д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3.Закрепление результатов работы;
а) формирование навыков с помощью упражнений;
б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.
V. Организованность учащихся
1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).
2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.
VI. Учет возрастных особенностей учащихся
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
Приложение 2
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ. (Дж. Голланда)
Назначение: определение профессиональной направленности личности. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено» .
А)- Инженер Б )-Социолог | А)-Кондитер Б)-Священнослужитель | А)- Повар Б)-Статистик | А)- Фотограф Б)Торговый администратор |
А)- Механик Б)- Дизайнер | А)-Философ Б)-Врач | А)-Эколог Б)- Бухгалтер | А)-Программист Б)-Адвокат |
А)- Кинолог Б)- Литературный переводчик | А)-Страховой агент Б)- Архивист | А)-Тренер Б)-Телерепортер | А)-Следователь Б)-Искусствовед |
А)-Нотариус Б)-Брокер | А)-Оператор ЭВМ Б)-Манекенщица | А)-Фотокорреспондент Б)-Реставратор | А)-Озеленитель Б)-Биолог-исследователь |
А)- Водитель Б)- Бортпроводник | А)-Метролог Б)-Картограф | А)-Радиомонтажник Б)-Художник по дереву | А)-Геолог Б)-Дипломат |
А)- Журналист Б)- Режиссер | А)-Библиограф Б)-Аудитор | А)-Фармацевт Б)-Юрисконсульт | А)-Генетик Б)-Архитектор |
А)- Продавец Б)- Оператор почтовой связи | А)-Социальный работник Б)-Предприниматель | А)-Преподаватель вуза Б) Музыкант-исполнитель | А)-Экономист Б)-Менеджер |
А)- Корректор Б)- Дирижер | А)-Инспектор таможни Б)-Художник-модельер | А)-Телефонист Б)-Орнитолог | А)-Агроном Д)-Топограф |
А)- Лесник Б)- Директор | А)-Мастер по пошиву одежды Б_-Хореограф | А)-Историк Б)-Инспектор ГАИ | А)-Антрополог Б) Экскурсовод |
А)- Вирусолог Б)- Актер | А)- Официант Б)- Товаровед | А)- Главный бухгалтер Б)- Инспектор уголовного розыска | А)-Парикмахер-модельер Б)-Психолог |
А)- Пчеловод Б)- Коммерсант | А)- Судья Б)- Стенографист |