Развитие внимания в школьном возрасте.
Невнимательность, несобранность, отвлекаемость наиболее частые характеристики детей 7 лет. Внимание действительно слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов. Развитие идет по всем направлениям. К 9- 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.
Так при изучении математики ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания.
Вывод: развивая различные свойства внимания можно повысить успешность обучения по разным учебным предметам.
Сложность в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен изменению объем внимания, можно тренировать распределение и устойчивость. Это зависит от индивидуально- типологических особенностей. Сильная, подвижная нервная система- устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание.
Сильная, инертная – повышенная устойчивость.
Невнимательность одна из причин снижения успеваемости. Это объясняется следующими факторами:
общевозрастными особенностями развития
начальный этап в овладении навыками организации учебной деятельности
адаптация к новым условиям школы.
Преобладающим видом внимания у младшего школьника является внимание непроизвольное, однако первые годы учения являются главным периодом формирования произвольного, волевого внимания. Этот вид внимания, как пишет Б. Г. Ананьев, «...является продуктом воспитания, совместной жизни и совместной деятельности взрослых и детей. Наиболее наглядно сказывается эта зависимость развития произвольного внимания от воспитания воли и мышления в школьном возрасте» [1, стр. 121.
Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще слабо развито.
Для произвольного внимания необходим достаточно высокий уровень мышления, так как, чтобы заставить себя быть внимательным, человек должен прийти к выводу о необходимости сосредоточиться, взвесить все «за» и «против».
Одним из эффективных подходов к формированию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Л., Кабыльницкая С.Л. 1974), где внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются не сформированными.
Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» (работа с текстами, содержащими ошибки, часто наличие текста образца не дает результатов).
Для преодоления глобального восприятия учили читать с учетом элементов (делили на слоги плюс смысловой компонент).
Возможна и результативна смена «позиции» (написал другой мальчик).
При работе с невнимательными детьми большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Виды заданий:
Концентрация внимания.
а. Корректурные задания. Развивает внутреннее сосредоточение. Ежедневно 5 минут 2-4 недели.
б. Точность воспроизведения образца (буквы, цифры, узоры, движения). в. Перепутанные линии. г. Поиск скрытых фигур.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Число и порядок расположения предметов (число постоянно увеличивается).
Тренировка распределения внимания.
Одновременное выполнение заданий – чтение рассказа и подсчет ударов карандашом, корректурные задания и прослушивание сказки 10- 15 минут.
Переключение внимания- выполнение корректурных заданий с чередование правил вычеркивания букв.
Развитие памяти младшего школьника.
заключается не в переходе от непроизвольного к преднамеренному запоминанию, не в переходе от механического к осмысленному запоминанию и не в переходе от образной к словесно-логической памяти, а в качественной перестройке, как непроизвольного, так и произвольного запоминания, а также в качественном изменении характера образной и словесной смысловой памяти.
Среди мнемических процессов (запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения) наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте под влиянием основных психических новообразований подвергается запоминание.
Исследование непроизвольного запоминания свидетельствует о том, что такое запоминание, отличаясь известными особенностями по сравнению с произвольным, не является механическим. Как и произвольное, оно может характеризоваться осмысленностью. Его результаты могут находиться в зависимости от понимания того- что запоминается, и тех способов работы над материалом, с помощью которых это понимание достигается.
В младшем возрасте непроизвольное запоминание в ряде случаев может быть продуктивнее, чем у старших. Это, однако, не означает, как указывает А. А. Смирнов, каких-либо специфических возрастных закономерностей, а является частным случаем общего положительного влияния интеллектуальной активности на запоминание.
Непроизвольное запоминание у школьников с возрастом становится продуктивнее. Это можно проследить по материалам опытов П. И. Зинченко, в которых перед дошкольниками и учениками разного возраста ставилась задача классифицировать картинки (в количестве 15) по содержанию изображенных на них предметов. Непроизвольное запоминание картинок в этих опытах с возрастом увеличивалось в среднем с 9,6 картинок у средних дошкольников до 13 картинок у младших школьников.
Как показано в одной из работ того же автора продуктивность непроизвольного запоминания резко возрастает у школьников IV класса по сравнению с учениками II класс
При обучении в начальной школе ученики овладевают процессом произвольного запоминания. В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании у школьников I и II классов качественно отличается от характера самоконтроля учеников III и IV классов.
При заучивании младшие школьники проверяют себя преимущественно с внешней, количественной стороны.
В исследованиях Я. В. Большунова [3] и Д. И. Красильщиковой [26] улучшение отсроченного воспроизведения объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания.
В этом находит свое объяснение тот факт, что у младших школьников чаще, чем в старшем возрасте, наблюдается явление реминисценции.
Исследования Х.С. Земской умственно отсталых детей показывает, что они усваивают все новое очень медленно, после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями. Это связано с особенностями нервной системы:
слабость замыкательных функций коры мозга
ослабление активности внутреннего торможения
Для них характерна: 1. забывчивость, они не в состоянии ответить перед классом (временное торможение) 2. утомляемость 3. даже при многократном повторении материала можно получит отрицательный результат. 4. запоминают внешние признаки предметов 5. плохая переработка воспринимаемого материала.