Развитие личности в дошкольном возрасте.
Возникают первые морально- этические инстанции, а на их основе моральная оценка, эмоциональное отношение к людям.
Возникает произвольное поведение, а на этой основе новое отношение к себе, к своим возможностям
Понятие личность по разному трактуется разными психологами.
Л.И. Божович: личностью можно назвать только такого человека, который достиг определенного уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определенный уровень самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть только вполне сложившейся и воспитанный человек. Но ведь не каждый даже взрослый человек обладает системой собственных взглядов, своими собственными убеждениями, высоким уровнем психического развития.
На протяжении дошкольного возраста идет:
Возникновение и развитие соподчинения мотивов.
Усвоение этических норм.
Развитие произвольного поведения
Формирование личного сознания.
Соподчинение мотивов развивается в двух направлениях:
формирование самого механизма соподчинения мотивов
усвоение ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.
По данным Н.М. Матюшиной уже младшие дошкольники от 3 до 5 лет легко справляются с выбором одного предмета из нескольких. Дети могут обосновать свой выбор. Для выяснения возможностей сдерживать свои непосредственные побуждения Н.М. Матюшина предлагает детям задачу, в которой непосредственные желания должны сдерживаться под влиянием различных ограничительных мотивов. (Ребенок должен был не смотреть на привлекательный предмет).
Различные мотивы.
Запрет взрослого
Получение поощрения, награды.
Наказание в виде исключения из игры
4.Собственное обещание ребенка. СМ . таблицу
Характеристика содержащихся мотивов | 3- 5 лет | 5- 7 лет |
Запрет взрослого Поощрение –награда Наказание – исключение Собственное слово | 46,7% 66,7% 60% 46,7 | 67% 100% 80% 80% |
Старшие гораздо легче сдерживают свои непосредственные побуждения, чем младшие. Вне контроля коллектива и взрослого половина старших детей не сдерживала своих непосредственных побуждений. На основании своих наблюдений Н. М. Матюшина приходит к заключению, что у детей 3-5 лет мотив поощрения и взыскания являются наиболее сильными.
У детей 5- 7 лет отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Большую роль играют мотивы рассудочного характера. Самообладание, подавление непосредственных желаний хотя и является еще трудным, но становится вполне возможным. В борьбе с другими побуждениями мотивы морального характера выступают отчетливо. Большую роль в старшем дошкольном возрасте начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования.
Исследования А.Н. Голубевой показывают, что младшие дети еще не могут руководствоваться в своей деятельности интересами коллектива, для них основное значение имеет личный выигрыш, у значительной части детей средней группы интересы коллектива уже выступают как побудительный мотив, у старших эти мотивы становятся еще более эффективными. Все дети действуют не ради личного интереса, а ради обеспечения успеха всей команде. У Голубевой есть данные о влиянии успеха и неуспеха на проявление настойчивости.
У младших детей не оказывает влияния на преодоление трудностей и проявление настойчивости. В средней группе оценивают успех и неуспех своей деятельности и переживают их. Неуспех, поражение влияют на них отрицательно, не стимулируют продолжения деятельности, успех. Удача влияют положительно. У старших детей успех продолжает оставаться хорошим стимулом к преодолению трудностей, наряду с этим у части детей и неуспех оказывает стимулирующее действие. Новым в поведении детей старшего дошкольного возраста является сознание того, что отступление перед трудностями характеризует их с отрицательной стороны. Можно предположить, что это связано с появлением в этом возрасте самооценки, как мотива поведения.
В зависимости от конкретных условий воспитания и отношений. Складывающихся у ребенка со взрослыми, на первый план могут выступать одни или другие мотивы.
непосредственного интереса к содержанию деятельности 2. Мотивы общественного значения, 3. Мотивы самооценки.
Вывод: в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. Возникают новые виды деятельности и новые мотивы, происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу, возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений воздействовать на ситуацию, изменить ее так, чтобы удовлетворить свои потребности и желания.
Освоение первичных этических норм ребенком - дошкольником.
Ребенок в дошкольном возрасте начинает усваивать первые этические оценки на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. (Возможность усвоения подметил В. Маяковский в стихотворении "Что такое хорошо и что такое плохо"). Первоначальная этическая оценка формируется в дошкольном возрасте при восприятии героев художественной литературы. Выделяют положительных героев и безоговорочно принимают их позиции.
Младшие дошкольники недостаточно осознают основания своего отношения к героям произведения, а просто оценивают как хороших или плохих, старшие аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение того или иного поступка. Это связано с развитием у детей внутреннего сопереживания и содействия героям литературных произведений. У младших дошкольников нет расчленения общего эмоционального отношения и моральной оценки (он поступает хорошо, потому что он хороший). Иногда бывает не совпадение между оценкой поступка и эмоциональным отношением. (Хорошо поступил медведь? Плохо. Почему плохо? Потому что раздавил теремок. Тебе медведь нравится или нет? Нравится, я мишек люблю.)
В 4-5 лет формируются моральные понятия "хорошо" и "плохо". Оценка опирается на проникновение во взаимоотношения сказочных героев, то есть рассматривается и в отношении на кого он направлен.
На формирование личности влияет:
1.Отношения с родителями.
а. Непроизвольная компенсация своих переживаний (страх, одиночество, нервные срывы) в виде крика с физическими наказаниями, бесчисленными замечаниями, мнительность, чрезмерная принципиальность.
б. Неосознанная проекция личностных проблем на детей (обвинения их в том, что присуще им самим – вредный характер, в отношениях нет доброты).
2.
а. Непонимание личностного своеобразия развития детей.
Пр. Считают их упрямыми, а это лишь сохранение собственного достоинства, или думают, что он не хочет, а он не может.
б. Неприятие детей. Нежелание иметь детей вообще или « преждевременное его появление, а также несоответствие пола».
в. Неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера.
г. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
д. Негибкость родителей.
е. Неравномерность отношений.
ж. Непоследовательность в обращении с детьми.
з. Несогласованность.
Задачи развития:
Половая идентификация.
Начальное моральное развитие.
Конкретные мыслительные операции.
Групповые игры.
Ресурсы развития: подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников.
Готовность к школе.
Содержание психологической готовности не произвольно, а определяется той системой требований, которые предъявляет к ребенку школа.
Следует выделить составные компоненты готовности к школе:
Интеллектуальная
Эмоциональная
Социальная
Интеллектуальная сфера- дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способствовать воспроизводства образа), ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания символов, развитие тонких движений руки и зрительно двигательная координация.
Интеллектуальная готовность к учению заключается не только и не столько в численном запасе представлений, навыков и умений, сколько, и это главное, в общем, уровне развития познавательной деятельности.
Быть интеллектуально готовым к школьному обучению значит иметь дифферинцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением делать самостоятельные выводы. Чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере необходимо развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Эмоциональная сфера- достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации.
Под социальной зрелостью- понимается потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.
Навыки необходимые ребенку при поступлении в школу.
Внимательно слушает воспитателя и первого раза выполняет все его указания.
При вопросе и ответе поднимает руку.
Выполняет задание до конца.
Работает по плану, предложенному воспитателем.
Начинает и заканчивает задание со всеми детьми.
Не мешает товарищам.
Работает самостоятельно.
Доброжелательно относится к товарищам.
Характеристика возраста.
Возросшие познавательные возможности ребенка, активное стремление к приобретению знаний.
Появление ориентации на социальные требования.
Высокая сензитивность к воспитывающим факторам окружающей среды и педагогическим воздействиям.
НО:
Мышление носит образный, конкретный характер.
Неустойчивы процессы возбуждения и торможения.
Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Внимание недлительно.
Недостаточно социально- нравственного и познавательного опыта.
Преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности.
Стремление к игровой деятельности.
Следовательно: "Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни"