Характеристика младенческого возраста.

Период младенчества принято считать от одного месяца до года.

Физическое развитие.

Весь в среднем 10 –12 кг, 8- 10 зубов, к 7 месяцам удваивается вес головного мозга.

Развитие ощущений.

В 3 месяца различает цвета (исследования Красногорского). Во второй половине года ребенок явно предпочитает красный цвет белому и голубому. В 10 месяцев отличает куколку в розовых туфлях от куколки в голубых туфлях.

Слух. 4-5 месяцев – дифференцировка звуков.

7-9 месяцев различает веселую и грустную музыку, достижением является способность к различению звуков человеческого голоса .

Обоняние, вкус, тактильные ощущения.

К концу 1 месяца положительный рефлекс на запах, различает температуру в 1 градус ( 32 и 33).

Двигательная активность.

а. Передвижение в пространстве: садится, ползает, принимает вертикальное положение.

В течении первых 3 месяцев ребенок достигает способности держать голову поднятой (но она качается вверх- вниз) .С 5 месяцев ребенок поднимает голову и грудь, используя локти и кисти для поддержки.

Сидеть ребенок должен в 6 месяцев, хорошо если ползать раньше, чем сидеть. Это первая локомоторная реакция.

Ползание – первый самостоятельный вид передвижения. Ходьбой ребенок овладевает к 1 году. Ходьба включает два момента: поддержание тела в равновесии при вертикальном положении и передвижение вперед. Предпосылкой овладения ходьбой является поза стояния. Это происходит в 10- 11 месяцев. Формирование ходьбы начинается с переступания (5 мес.) В 8 месяцев хорошо переступает при поддержке. От 9 до 11 ходит при поддержке за одну руку.

Овладение идет в следующей последовательности: поднимается на ножки, учится стоять, переступает, ходит с опорой.

В 7 месяцев – переступает, сгибая и разгибая туловище, характерны шагательные движения.

Е- переступает без поддержки

-начинают принимать участие пальцы стопы и пятки.

У детей , когда они начинают ползать, вставать, ходить каждое движение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Дети, лишенные возможности свободных движений, эмоционально вялы.

Роль взрослого не ограничивать движения ребенка.

б. Простейшие действия с предметами: рука превращается в орудие труда постепенно, тянется к ярким предметам, удерживает предмет, бросает. Эти движения называются прогрессивными.

а. Хватание 3-4 месяца

б. Достает и удерживает предмет (но рука совершает петлеобразные движения ) 4-5 месяцев

в. Развивается большой палец 6 месяцев

г. Рука совершает более координированные движения 8 месяцев

д. Ребенок овладевает хватанием и может манипулировать предметами 1 год.

Развитие хватания начинается на 3-4 месяце. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки под грудью, ощупывает. Если взрослый вкладывает предмет возникает попытка его удерживать, вскоре ребенок сам начинает тянуться к висящей игрушке. В 4-5 месяцев достает, захватывает и удерживает висящую игрушку. К 6 месяцам достает одной рукой. Но рука идет не прямо, а петлеобразно, по дуге. Все предметы пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони. Во втором полугодии происходит совершенствование хватания: 1. Уточняется движение руки к предмету.

2. Развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.

В 4-5 месяцев –манипулирование (схватывает предмет, некоторое время удерживает, выпускает), затем манипулирование усложняется, становится важным результат (бренчание, писк). Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат, а затем усложнение достигаемых результатов.

В конце первого года его интересует, что можно произвести с предметом. Дети направляют свое внимание на результат действия с предметом.

Существуют и тупиковые движения, которые затормаживают психическое развитие (сосание пальцев, разглядывание руки, раскачивание на четвереньках). Ребенок увлеченный тупиковыми движениями не обращает внимание на окружающее.

«Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить. Управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром» И.М. Сеченов.

Общение.

В этот период контакт ребенка с миром осуществляется через взрослого. Центром ситуации, в которой находится ребенок является взрослый. В период внутриутробного периода ребенок связан физически, а в младенчестве- социально. В 3-6 месяцев возникает избирательное отношение ко взрослым. Ребенок реагирует на лицо и интонацию голоса. Для психического развития в период младенчества важно эмоциональное общение с ним.

Общение со взрослым- это главный фактор развития в младенческом возрасте.

Исследования Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М. Райбл, И. Лангмейера, З. Матейчик позволяют прийти к выводу, что ведущая деятельность младенца это эмоциональное общение с матерью.

Американец Семпмен показал, что детеныши крыс, получившие в раннем детстве опы беспомощности при безучастии взрослых, будут впоследствии пассивны в рискованных жизненных ситуациях. Даже саркома отторгалась чаще.

Чехославацкий психолог М. Домбровска обнаружила, что малыши в возрасте 6- 10 мес., лишенные семьи, в 7 раз чаще испытывают страх при встрече с новыми предметами, игрушками, чем семейные дети.

Американский психолог Д. Пруга выявил, что в ситуациях с постоянно меняющимися взрослыми воспитателями младенец способен восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более 4 раз. После этого он престает искать новых контактов и остается к ним равнодушен.

Польский психолог К. Обуховский приводит данные Р. Шпица о последствиях отрыва от матери 6 месячного младенца.

1 мес.- плачет, требует мать.

2 мес.- реакция избегания, кричит, когда к нему подходят. Одновременно наблюдается падение веса и снижение общего уровня развития.

3 мес.- демонстрирует апатию, аутизм, избегание всяких контактов с миром.

8-9 месячные дети сидели или лежали с широко раскрытыми глазами и застывшими лицами, в оцепенении, контакт затруднен, иногда невозможен. Дети страдали бессонницей, теряли вес, болели, особенно кожные заболевания.

4 мес.-исчезает мимика, лицо застывает маской, не кричит, а жалобно стонет.

В случае отрыва более 5- 6 мес. изменения в принципе необратимы.

Эмоционально холодные и принципиальные строгие матери нередко добиваются, что к 7-8 годам дети испытывают серьезные эмоциональные расстройства.

В 60 годы психолог Вейн Деннис изучал младенцев в доме ребенка в Тегеране (Иран) и отметил серьезные отставания в развитии. IQ за год снижается на 5- 10 единиц. Уровень развития среднего ребенка выше на 30 единиц. При изменении условий воспитания ребенок может догнать сверстников в развитии. Так Деннис выяснил, что если ребенка брать на руки на 1 час в день и активизировать предметами, то развитие можно ускорить в 4 раза. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что ребенок, лишенный общения на 1 году жизни обречен на эмоциональную глухоту- шизоидность. На 1 году ребенок нуждается не в принципиальности матери, а в безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.

После рождения потребность в общении отсутствует. Идет по принципу «обращение- ответ». Вначале общение младенца со взрослым выступает как односторонний процесс. Обращение исходит от взрослого, ответная реакция ребенка мало уловима. Р. Бернс ссылаясь на исследования С. Куперсмита утверждает, что для положительного самовосприятия важен не способ кормления сам по себе, а уверенность матери в избранном способе.

1. Первое достижение при общении ребенка со взрослым- упорное смотрение в глаза и на губы взрослого (1 мес). комплекс оживления- первый ответ на обращение взрослого, образуется важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. К 4-5 мес общение приобретает избирательный характер, начинает отличать своих от чужих. Постепенно общение ради общения перерастает в общение по поводу предметов, игрушек и в совместную деятельность.

Наиважнейшим средством общения являются экспрессивные действия (улыбка, напевания, активные двигательные реакции). Наблюдения показали, что организованное общение с 3 месяцев с помощью слова не удалось.

2. В 6-7 мес. средства и формы диалога усложняются, появляется плач призыв и плач- сочувствие. Жалость бабушек и сердобольных мам (охи и аха) пугают ребенка и рождают страх перед передвижением.

Годовалых раздражают длинные монологи.

после 3 мес. гуление

Около 4 мес. подражание ритму звуков а-а-а-а, ы-ы-ы, о-о-о

6 мес-лепет происходит постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания.

С середины младенческого возраста создаются условия для понимания речи. Где Ляля? Ориентировочная реакция на слово. В результате многократных повторений возникает связь предмета со словом. К концу года связь между названием предмета и самим предметом. Выражается в поиске и нахождении предмета, возникает пассивный запас слов. В это время развивается жестовая коммуникация. В 5 мес. –движение руки, затем сделай ладушки, помаши ручкой. В 9-10 –утвердительный, отрицательный, указательный, угрожающий, подзывающий.

Предпосылки усвоения речи.

1 этап- затихает, прислушиваясь как взрослые с ним заговаривают.

2 этап- после 3 месяцев гулит, издавая звуки , прислушивается к ним.

3 этап- во втором полугодии лепет, лепеча произносит и различает новые звуки. Нормальные дети начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Это начальная фаза продолжается около месяца, причем дети произносят самые разнообразные звуки. Глухие дети так же проходят через эту фазу, хотя они никогда не слышали ни единого слова. Они лепечут столько же, сколько и нормальные дети, хотя и не слышат себя.

К концу первог8о года лепет заканчивается и переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. Для закрепления речевых навыков требуется продолжительное время. Речь детей, которые оглохли в детстве постепенно оскудевает. В возрасте 6 лет наступление глухоты не влияет на развитие речи. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом на который указывают. К концу 1 года может возникнуть в ответ на слово взрослого и речевая реакция где папа?, ребенок- «папа». К концу года знает от 4 до 15 слов. Более немыми оказываются мальчики. Пассивный запас значительно больше, чем активный.

К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

Лешли выделил причины затруднений речевого развития:

слух, особенности развития речевого анализатора.

недостаточный опыт общения со взрослыми.

особенности эмоциональной жизни ребенка.

заторможенность из-за других детей.

слабая координация движений.

Способ побуждения развития речи, по мнению Лешли – игра.

Первая половина года- это период подготовки к развитию речи. В этот период происходит подготовка речедвигательного аппарата и развитие фонематического слуха. На основе общения возникает потребность в речевом общении с окружающими людьми. Первые речевые реакции носят условно- рефлекторный характер и формируются в процессе эмоционального общения со взрослыми.

Ко второй половине года у ребенка появляется большое количество условных реакций на предметные раздражители.

В частности, появляются реакции такого характера- улавливает звуковой рисунок слова и соотносит с определенным предметом. Где часы? Показывает.

Развитие второй сигнальной системы, способность реагировать на смысл слова, появляется значительно позднее (11- 12 мес.) с помощью речи начинаем управлять поведением ребенка. У ребенка развивается понимаемая речь, она носит ситуативный характер.

Выводы по 1 году:

Понимание речи взрослых и первые самостоятельно произносимые слова.

Действие может управляться словом.

Словом может управляться восприятие ребенка.

Речь становится активной ,формируются предпосылки к успешному усвоению языка.

Решающим условием для понимания речи является потребность в общении в ситуации привлекательной деятельности, обязательная положительная эмоциональная окраска. Накопление названия предметов происходит в следующем порядке: а. названия непосредственно окружающих вещей б. имен взрослых и названия игрушек в. изображения предметов , одежды и частей тела.

Наши рекомендации