Предпосылки и условия психического развития.
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
План.
1.Понятие психическое развитие. Показатели психического развития. Биогенетические и социогенетические теории развития.
2.Предпосылки психического развития: наследственные особенности, природные свойства организма, процессы созревания.
3.Условия психического развития, социальная среда ( жизнь среди людей), собственная активность ребенка.
Психическое развитие и деятельность.
Что такое развитие?
Развитие человека- это созревание, количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
От понимания значения термина «психическое развитие» зависит определение путей обучения и воспитания, подхода к ребенку, понимание особенностей его развития.
На психическое развитие ребенка влияют 2 основных фактора: биологический (природный) и социальный (условия жизни, окружающая среда).
Л.С. Выготский определил развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях».
Поэтому критерием психического развития он считал возрастные новообразования. Выготский Л.С. указывал, что детская жизнь состоит из эпох, характеризующихся медленным эволюционным развитием, отдельных друг от друга кризисами.
Кризисы характеризуются следующими особенностями:
1.Наступает и завершается незаметно, в середине достигает максимума.
2.Негативными явлениями.
3.Потребности опережают возможности.
Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей деятельностью.
Предпосылки психического развития.
1..Строение и работа головного мозга.
У животных большая часть мозгового вещества уже занята к моменту рождения. В нем закреплены механизмы инстинктивных форм поведения, передаваемых по наследству. У ребенка часть остается «чистой», готовой к тому, чтобы закрепить , что дает жизнь и воспитание. Пр. Может закрепить и волчьи повадки. В животном мире достигнутый уровень развития, поведения передается из поколения в поколение, так же как и строение организма- путем биологического наследования, а у человека все виды деятельности, знания. Умения, психические качества путем социального наследования.
2. Природные свойства организма: способность к прямохождению, ориентировочные рефлексы, наследственные особенности.
Природные свойства не порождая психических качеств создают условия для их образования. Пример: речевой слух дает возможность различать и узнавать звуки речи. Ни одно животное им не обладает, так как от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы.
Социальная ситуация развития.
Ведущая деятельность.
Основные новообразования.
Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.
Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.
Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514—515).
Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность — игра. Но в дошкольный период в жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте — их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры.
Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка'.
Приведем указанную периодизацию.
2. Предметно-маннипулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действия с вещами;
у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. Центральным новообразованием этого возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного детского <я».
3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет.
4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности.
6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).
Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.
4. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.
Дифференциация состоит в том, что они отделяясь друг от друга превращаются в самостоятельные формы или деятельность (память выделяется из восприятия).
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики. Так познавательные процессы пройдя дифференциацию устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком качественном уровне. Так память, речь, мышление обеспечивают интеллектуализацию.
Кумуляция.
Накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.
5. Смена детерминант (причин).
Меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. Становится иным и соотношение социальных детерминант. Складываются особые отношения со сверстниками и взрослыми.
6. Психика отличается пластичностью.
Это способствует усвоению опыта. Родившейся ребенок может овладеть любым языком. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций (зрения, слуха, двигательной функции).
Другое проявление пластичности- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственно деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).
Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - неполноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.
«Родясь на свет мы плачем. Грустно нам к комедии дурацкой приступаться». В. Шекспир
План.
1.Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей новорожденного.
2. Особенности проявлений психики новорожденного:
.а. безусловные рефлексы б. развитие рецепторов к моменту рождения.
3.Получение внешних впечатлений - как условие развития психики.
4. Индивидуальные различия новорожденных.
В период внутриутробного развития закладываются органы:
3-9 недель- сердце
5-9 недель- верхние и нижние конечности
8-12 недель- лицо, глаза, уши, нос
5-16 недель- почки.
В первые 3-4 месяца беременности формируется нервная система. Грипп. краснуха, гепатит ведут к появлению врожденных аномалий.
Новорожденный весит 3200-3500 грамм, рост от 49-50 см. Строение тела отличается от строения взрослого и 7 летнего ребенка. Соотношение частей тела непропорционально: голова очень большая 1,4 всей длины тела ребенка у взрослого 1,8. Ноги младенца очень короткие. Мозг новорожденного весит 360-370 гр. Нервная ткань мозга, особенно коры, к
моменту рождения еще полностью не сформировались, не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг.
У новорожденного отростки нервных клеток, которые обеспечивают установление связей между разными клетками, коротки и не способны выполнять свою основную работу- передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим. Многие нервные клетки и волокна мозга новорожденного частично готовы для получения простых раздражителей и ответа на них. Кора мозга еще не развита, процессы торможения слабы, поэтому нервные возбуждения широко разливаются по всей коре, захватывая различные центры, и вызывает у ребенка общие разбросанные движения.
К моменту рождения готов весь рецепторный аппарат- ребенок видит, слышит, ощущает запахи, чувствует боль, прикосновения. С первых дней жизни в результате воздействия внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования развиваются функции коры больших полушарий.
У младенца врожденные способности реагировать на звуки и их модификации. В возрасте одной недели ребенок уже способен различать голос своей матери от других голосов. В возрасте 2 недели у ребенка, вероятно, сформирован образ того, что лицо и голос матери представляют собой нечто единое целое. Проведенные опыты показали, что младенец демонстрирует состояние беспокойства, если перед его взором появляется мать и говорит чужим голосом или когда вдруг чужой человек говорит голосом его матери. Развитие чувствительности начинается в преднатальный период ( пример из Брусиловского «Жизнь до рождения» стр. 106.
Зрительная чувствительность- зрение по- видимому, является наименее развитым чувством при рождении ребенка. Хотя новорожденные в состоянии следить за движущимися объектами, но до 2-4 месячного возраста их зрение слабое. Исследования показали, что на 3 месяце прослеживается способность различать цвета и ребенок тянется к красному цвету. Способность различать цвета, доказана ученым Н.И. Красногорским.
« Если внешних раздражителей нет или они недостаточны, организация работы коры больших полушарий мозга задерживается или идет неправильно… Отсюда необходимость воспитывать ребенка с первых дней жизни.» Н. М. Щелованов.
«Беспомощен, как котенок» - говорят о новорожденном ребенке. Но при этом забывают, что котенок при рождении более «приспособлен к жизни», чем человеческий детеныш. Если бы новорожденный подобно котенку должен искать пропитание своими силами, он бы не выжил. Жизнь ребенку в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных органов и систем организма (дыхания, кровообращения, выделения). Органы чувств новорожденного развиты лучше , чем движения.
У новорожденного в чистом виде проявляются врожденные инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение потребностей. Они обеспечивают выживание , но не составляют основу психического развития.
Врожденные рефлексы, связанные с движениями.
Гримасы удовольствия и неудовольствия.
Адекватная мимика на кислые, соленые, горькие и сладкие вкусовые раздражители.
Сосательный, мигательный, глотательный рефлексы.
Цеплятельный рефлекс Робинзона.
Подошвенный рефлекс Бабинского (растопыривает пальчики).
Позвоночный рефлекс Галанта.
Шагательные и плавательные рефлексы без перемещения тела.
Поднимает голову от плеча.
Рефлекс отталкивания.
Ориентировочный рефлекс.
Оборонительный (если резко дернуть за пеленку- взмах руками и ногами).
Тонический шейный рефлекс (поза фехтовальщика).
Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения – основная особенность новорожденного.
Для правильного психического развития необходимы внешние впечатления. Без таких впечатлений невозможно созревание мозга, так как необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности является упражнение органов чувств, поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. (Если ребенок попадает в сенсорную изоляцию, его психическое развитие задерживается. Источником впечатлений является взрослый).
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.» Б. Прейер.
У младенца лучше развиты дистантные рецепторы, поэтому ему раньше доступны слуховые и зрительные ощущения.
Условные рефлексы.
1.Появление реакции сосредоточения со стороны глаза и уха (1-2 мин).
2.Образуются условные рефлексы «на положение при кормлении».
3.Положительная эмоциональная реакция на взрослого, потребность общения.
4.К 2-3 неделям рефлекс на время кормления.
«Комплекс оживления» – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Является границей между новорожденностью и младенчеством.
Индивидуальные различия.
Хотя во многих ситуациях и отношениях младенцы ведут себя удивительно сходно, однако, они сильно различаются. Велика разница по признаку раздражимости. Даже в одной и той же семье дети различаются по типичному для них настроению.
Выводы:
Появления реакции сосредоточения со стороны глаза и уха.
Образуются условные рефлексы на отдельные раздражители.
Положительная реакция на взрослого, потребность общения.
Выводы по младенцу стр. 177 Кэрол Флейк Хобсон
Общение.
В этот период контакт ребенка с миром осуществляется через взрослого. Центром ситуации, в которой находится ребенок является взрослый. В период внутриутробного периода ребенок связан физически, а в младенчестве- социально. В 3-6 месяцев возникает избирательное отношение ко взрослым. Ребенок реагирует на лицо и интонацию голоса. Для психического развития в период младенчества важно эмоциональное общение с ним.
Общение со взрослым- это главный фактор развития в младенческом возрасте.
Исследования Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М. Райбл, И. Лангмейера, З. Матейчик позволяют прийти к выводу, что ведущая деятельность младенца это эмоциональное общение с матерью.
Американец Семпмен показал, что детеныши крыс, получившие в раннем детстве опы беспомощности при безучастии взрослых, будут впоследствии пассивны в рискованных жизненных ситуациях. Даже саркома отторгалась чаще.
Чехославацкий психолог М. Домбровска обнаружила, что малыши в возрасте 6- 10 мес., лишенные семьи, в 7 раз чаще испытывают страх при встрече с новыми предметами, игрушками, чем семейные дети.
Американский психолог Д. Пруга выявил, что в ситуациях с постоянно меняющимися взрослыми воспитателями младенец способен восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более 4 раз. После этого он престает искать новых контактов и остается к ним равнодушен.
Польский психолог К. Обуховский приводит данные Р. Шпица о последствиях отрыва от матери 6 месячного младенца.
1 мес.- плачет, требует мать.
2 мес.- реакция избегания, кричит, когда к нему подходят. Одновременно наблюдается падение веса и снижение общего уровня развития.
3 мес.- демонстрирует апатию, аутизм, избегание всяких контактов с миром.
8-9 месячные дети сидели или лежали с широко раскрытыми глазами и застывшими лицами, в оцепенении, контакт затруднен, иногда невозможен. Дети страдали бессонницей, теряли вес, болели, особенно кожные заболевания.
4 мес.-исчезает мимика, лицо застывает маской, не кричит, а жалобно стонет.
В случае отрыва более 5- 6 мес. изменения в принципе необратимы.
Эмоционально холодные и принципиальные строгие матери нередко добиваются, что к 7-8 годам дети испытывают серьезные эмоциональные расстройства.
В 60 годы психолог Вейн Деннис изучал младенцев в доме ребенка в Тегеране (Иран) и отметил серьезные отставания в развитии. IQ за год снижается на 5- 10 единиц. Уровень развития среднего ребенка выше на 30 единиц. При изменении условий воспитания ребенок может догнать сверстников в развитии. Так Деннис выяснил, что если ребенка брать на руки на 1 час в день и активизировать предметами, то развитие можно ускорить в 4 раза. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что ребенок, лишенный общения на 1 году жизни обречен на эмоциональную глухоту- шизоидность. На 1 году ребенок нуждается не в принципиальности матери, а в безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.
После рождения потребность в общении отсутствует. Идет по принципу «обращение- ответ». Вначале общение младенца со взрослым выступает как односторонний процесс. Обращение исходит от взрослого, ответная реакция ребенка мало уловима. Р. Бернс ссылаясь на исследования С. Куперсмита утверждает, что для положительного самовосприятия важен не способ кормления сам по себе, а уверенность матери в избранном способе.
1. Первое достижение при общении ребенка со взрослым- упорное смотрение в глаза и на губы взрослого (1 мес). комплекс оживления- первый ответ на обращение взрослого, образуется важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. К 4-5 мес общение приобретает избирательный характер, начинает отличать своих от чужих. Постепенно общение ради общения перерастает в общение по поводу предметов, игрушек и в совместную деятельность.
Наиважнейшим средством общения являются экспрессивные действия (улыбка, напевания, активные двигательные реакции). Наблюдения показали, что организованное общение с 3 месяцев с помощью слова не удалось.
2. В 6-7 мес. средства и формы диалога усложняются, появляется плач призыв и плач- сочувствие. Жалость бабушек и сердобольных мам (охи и аха) пугают ребенка и рождают страх перед передвижением.
Годовалых раздражают длинные монологи.
после 3 мес. гуление
Около 4 мес. подражание ритму звуков а-а-а-а, ы-ы-ы, о-о-о
6 мес-лепет происходит постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания.
С середины младенческого возраста создаются условия для понимания речи. Где Ляля? Ориентировочная реакция на слово. В результате многократных повторений возникает связь предмета со словом. К концу года связь между названием предмета и самим предметом. Выражается в поиске и нахождении предмета, возникает пассивный запас слов. В это время развивается жестовая коммуникация. В 5 мес. –движение руки, затем сделай ладушки, помаши ручкой. В 9-10 –утвердительный, отрицательный, указательный, угрожающий, подзывающий.
Предпосылки усвоения речи.
1 этап- затихает, прислушиваясь как взрослые с ним заговаривают.
2 этап- после 3 месяцев гулит, издавая звуки , прислушивается к ним.
3 этап- во втором полугодии лепет, лепеча произносит и различает новые звуки. Нормальные дети начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Это начальная фаза продолжается около месяца, причем дети произносят самые разнообразные звуки. Глухие дети так же проходят через эту фазу, хотя они никогда не слышали ни единого слова. Они лепечут столько же, сколько и нормальные дети, хотя и не слышат себя.
К концу первог8о года лепет заканчивается и переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. Для закрепления речевых навыков требуется продолжительное время. Речь детей, которые оглохли в детстве постепенно оскудевает. В возрасте 6 лет наступление глухоты не влияет на развитие речи. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом на который указывают. К концу 1 года может возникнуть в ответ на слово взрослого и речевая реакция где папа?, ребенок- «папа». К концу года знает от 4 до 15 слов. Более немыми оказываются мальчики. Пассивный запас значительно больше, чем активный.
К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.
Лешли выделил причины затруднений речевого развития:
слух, особенности развития речевого анализатора.
недостаточный опыт общения со взрослыми.
особенности эмоциональной жизни ребенка.
заторможенность из-за других детей.
слабая координация движений.
Способ побуждения развития речи, по мнению Лешли – игра.
Первая половина года- это период подготовки к развитию речи. В этот период происходит подготовка речедвигательного аппарата и развитие фонематического слуха. На основе общения возникает потребность в речевом общении с окружающими людьми. Первые речевые реакции носят условно- рефлекторный характер и формируются в процессе эмоционального общения со взрослыми.
Ко второй половине года у ребенка появляется большое количество условных реакций на предметные раздражители.
В частности, появляются реакции такого характера- улавливает звуковой рисунок слова и соотносит с определенным предметом. Где часы? Показывает.
Развитие второй сигнальной системы, способность реагировать на смысл слова, появляется значительно позднее (11- 12 мес.) с помощью речи начинаем управлять поведением ребенка. У ребенка развивается понимаемая речь, она носит ситуативный характер.
Выводы по 1 году:
Понимание речи взрослых и первые самостоятельно произносимые слова.
Действие может управляться словом.
Словом может управляться восприятие ребенка.
Речь становится активной ,формируются предпосылки к успешному усвоению языка.
Решающим условием для понимания речи является потребность в общении в ситуации привлекательной деятельности, обязательная положительная эмоциональная окраска. Накопление названия предметов происходит в следующем порядке: а. названия непосредственно окружающих вещей б. имен взрослых и названия игрушек в. изображения предметов , одежды и частей тела.
Рекомендации.
Нельзя оставлять с незнакомым человеком или подходить незнакомцам к кроватке и коляске. Знакомиться только сидя на руках у родителей.
Уважительное отношение к ребенку. Нельзя шлепать. Особенно мальчиков, так как яички поднимутся из мошонки.
Терпение и ласка.
Нельзя сравнивать, так как каждый развивается по законам индивидуальной биологии.
Берите ребенка на руки.
Не игнорируйте плачь ребенка.
Отсутствие реакции на «припадок» лучшее средство для развития отношений с ребенком. Припадок- это обозначение границы.
Консультации на тему.
1. Окружайте ребенка лучшим.
2. Общение с ребенком как фактор интеллектуального развития.
Память в раннем возрасте.
Память не дана в готовом виде, она складывается под влиянием условий жизни и воспитания.
1 этап – форма запечатления и узнавания внешних воздействий. По исследованиям Касаткиной Н.И. наблюдается на первых месяцах . На 3-4 месяцах более сложная форма запечатления в основе которой лежит элементарный анализ раздражителей. Проявляется в поднимании головы и устремлении тела по направлению.
5 –6 месяцев – узнавание близких.
В 7-8 месяцев в процессе общения со взрослыми появляется своеобразная форма памяти- узнавание , опосредованное речью (где Ляля?)
К 1 году новая реакция на слово- указательный жест. В конце первого, начале 2 года объектом запоминания становятся слова. С возрастом удлинняется период восприятия с последующим узнаванием.
На 2 году узнает близких по прошествии нескольких недель.
На 3 году несколько месяцев.
На 4 году после разлуки длящейся год.
В преддошкольном возрасте память носит непреднамеренный , непроизвольный характер, то есть ребенок запоминает что –либо не ставя перед собой цели запомнить.
Ребенок, который в 3 года усваивает иностранные языки, не может усвоить систему знаний из области географии. Память в раннем возрасте является одной их центральных основных психических функций. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста- значит вспомнить, то есть опираться на прежний опыт. Мышление в раннем возрасте развивается в непосредственной зависимости от памяти.
Ведущая деятельность –предметная деятельность, деловое практическое сотрудничество со взрослым.
Предметно- манипулятивная деятельность.
Центральное новообразование этого возраста:
Возникновение у ребенка сознания, выступающего для других окружающих в виде собственного «Я».
Интенсивное овладение предметно- орудийными операциями формирует практический интеллект.
Возникает воображение и знаково- символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи.
Возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
Зарождается общение со сверстниками.
Формируется предметное восприятие, как центральная познавательная функция.
Возникает личное действие, личное желание, складывается предметное отношение к действительности.
Важным новообразованием выступает гордость за свои достижения.
Кризисы развития:
независимое ощущение «Я», либо сомнение и стыд.
Задачи развития:
самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение.
Ресурсы развития:
человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО.
Центральные новообразования:
Ведущая деятельность- игровая.
В игровой деятельности впервые формируются и проявляются
потребности ребенка воздействовать на окружающий мир.
Формируется воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий.
Происходит выделение в них мотивов соподчинения и управления, а также складываются обобщенные переживания, осмысленная ориентация в них.
Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.
Ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение.
Овладение моделированием, как целенаправленной умственной способностью.
Освоение способов и средств познавательной деятельности.
Формирование произвольного поведения.
1.Общая характеристика нервной системы ребенка- дошкольника.
2.Развитие видов внимания в дошкольном возрасте.
3.Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте.
4.Значение игры и обучения в дошкольном возрасте.
Развитие ощущений.
Сенсорика это система благодаря которой впечатления внешнего мира становятся достоянием нашей психики.( накопление чувственного опыта)
« Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Б.Г. Ананьев.
Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение.
развитая сенсорика- предпосылка для развития других психических процессов (мышления, памяти, воображения).
основа для совершенствования практической деятельности.
способствует нормальному эмоционально- волевому развитию.
связано с развитием специальных способностей.
Существует 2 точки зрения на сенсорное развитие ребенка:
сенсорные способности даны ребенку от рождения в готовом виде.
Цель: сенсорное воспитание сводится к упражнению этих способностей.
сенсорное развитие- это формирование новых ранее не существовавших свойств и сенсорных процессов.
Созревание анализаторов, конечно, является важным условием, но это лишь органическая предпосылка. Формирование же сенсорных способностей их совершенствование происходит в ходе усвоения общественного сенсорного опыта. Этой точки зрения придерживаются многие известные ученые Венгер, Эльконин, Сакулина.
Что же в таком случае должно стать содержанием сенсорного воспитания?
1.Формирование сенсорных эталонов (ознакомление детей с сенсорными эталонами). Усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов.
2. Овладение способами обследования предметов, перцептивными действиями, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
сенсорные эталоны- образцы каждого вида свойств и отношений предметов.
В процессе общественно- исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов: форма, основные цвета, звуковысотная шкала. Решетка фонем родного языка. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, величины. Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (круг, квадрат, красный, желтый, синий . зеленый). Значительно позднее усваивают представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах). С большим трудом дети усваивают представления о величине предметов, об отношениях по величине между предметами.
Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией одна из основных задач сенсорного воспитания. Ознакомить с сенсорными эталонами- значит организовать запоминание слов, обозначающих основные разновидности свойств предметов.
Эти основные формы помогают детям разобраться в многообразии свойств предметов. Это осуществляется во всех видах деятельности и проходит 2 этапа:
1.1от рождения до 3 лет. Дети усваивают и различают основные сенсорные эталоны. Не обязательно называют их.
1.2.С 3 до 7 лет дети усваивают сенсорные эталоны и закрепляют в речи.
2.Формирование обследовательских действий.
Зрительное обследование:
3-4 года-движения глаз не многочислены, взгляд скользит по середине поверхности, прослеживания контура нет.
4-5 лет- основные движения на середине фигуры, ориентировка на размер и площадь фигуры, фиксации относящиеся к характерным признакам фигуры.
5-6 лет- появляются движения глаз по контуру предмета, но обследуются не все части контура.
6-7 лет- снижается продолжительность фиксации, движение моделирует фигуру (напоминает движения взрослого).
Мы видим , что происходит постепенный переход от развернутых действий ребенка, к свертыванию, к моментальному зрительному моделированию, т.е. интеориоризация.
3 года- манипулирование предметом без попыток обследования
4 года- рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков.
5-6 лет- планомерное и последовательное обследование.
7 лет- систематическое, планомерное рассматривание
Обследование предметов проходит по разному в зависимости от целей так при рисовании предмет рассматривается лишь с одной стороны, т.к. изображение плоскостное.
При конструировании обследование происходит со всех сторон.
Но существуют приемы, типичные для многих видов обследования:
1.Восприятие целостного облика предмета.
2.Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств( форма, величина)
3.Определение пространственных взаимоотношений относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).
4.Выделение мелких частей и их расположение по отношению к основным частям.
5.Повторное целостное восприятие предмета.
Для каждого вида деятельности характерны свои обследовательские действия.
Выводы по зрительным ощущениям:
1.Дети в дошкольном возрасте способны на тонкое цветоразличение. Даже в младшем возрасте хорошо знают цвета и оттенки.
2.цвет предмета не стал для детей (особенно младших и средних) «признаком вещи», главным является форма.
2.Развитие слуховой чувствительности.
При благоприятных воспитательных воздействиях развиваются слуховые ощущения. Однако, они имеют большие индивидуальные различия, особенно в различении высоты, тембра. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно динамическую сторону: ритм, темп, мелодию и гармонию улавливают хуже.( петушок- петушок, « Бравые солдаты...»). Большое значение имеет развитие фонематического слуха. При развитии слуховой чувствительности им необходимо сочетать слуховые ощущения со зрительными. Дети лучше и легче запоминают если видят лицо говорящего.
Слово ведет к следующим изменениям процесса ощущений:
1.Называние ощущаемого качества обеспечивает его вычленение среди однородных качеств. ( Узнавание цвета происходит значительно быстрее)
2.Оперируя знанием качеств он не только различает ( это доступно и животным) он получает возможность сравнивать предметы по выделенным качествам( это красный, а это желтый), т.е. выполнять элементарные мыслительные операции.
3.Слово позволяет увидеть тоже качество в новых для него предметах.
4.Обозначая словом качество ребенок начинает тонко дифференцировать оттенки каждого цвета (Это немножко красный, немножко желтый, этот лист зеленый, а трава светлее).
5.Качества, постоянно встречающиеся , становятся характеристикой вещей.( рыжий- апельсин, красный цвет неба- вечерняя пора)
6.вычленение признаков предметов формирует наблюдательность.
В психологической литературе известен ряд исследовании. посвященных изучению остроты зрения у детей. Все эти исследования показывают, что острота зрения улучшается с возрастом (М. Фуко [54], Т. В. Ендовицкая[13]).
Одна из серий опытов исследования Т. В. Ендовицкой проведена по методике, в основном аналогичной той, которую применял французский исследователь Фуко. Поэтому возможно сопоставить результаты <