Фонетика. Фонология. Графика. Орфография

Программа курса и методические указания к выполнению контрольной работы

Составитель

доктор филологических наук

профессор А.В. Лемов

Саранск – 2016

Фонетика является составной частью курса «Современный русский язык» - учебной дисциплины, закладывающей основные теоретические сведения и практические навыки лингвистического анализа филолога-русиста. Теоретическая цель курса – дать научные сведения о фонетическом и фонологическом уровне языка и связанными с этим уровнем проблемами русской орфоэпии, графики и орфографии. Предмет изучения фонетического уровня – это звуки, слоги, ударение, интонация. На этом уровне рассматриваются артикуляционная и акустическая характеристика и классификация звуков, закономерности их изменения в потоке речи, различные точки зрения на понятие основной произносительной единицы – слога – и правила слогоделения. Ударение и интонация относятся к нелинейным фонетическим средствам, характеризующим и сопровождающим слоги, слова и предложения. В курсе определяются фонетическая природа нелинейных единиц, их свойства и функции.

Единицей фонологического уровня является фонема, которая играет роль различителя морфем и лексем. Большое внимание в учебной дисциплине уделяется тому, как и по каким законам фонема выполняет свою функцию. Изучение основных аспектов фонетики и фонологии необходимо также и для того, чтобы понять, как устроены русская графика и русская орфография и как создаются и функционируют орфоэпические нормы литературного языка.

Практическая цель курса – привить студентам навыки квалифицированного анализа звуковой стороны языка и речи, выявлять специфику функционирования графических и орфографических характеристик текста, способствовать развитию устойчивого представления о различии писаного и произносимого.

Данный раздел языкознания связан со многими филологическими и философскими дисциплинами. Не зная фонетики, нельзя получить квалифицированных знаний, умений и навыков по таким лингвистическим дисциплинам, как русское правописание (практикум по русскому языку), методика преподавания русского языка, история русского языка, русская диалектология, введение в языкознание, общее языкознание, культура речи, стилистика, иностранные языки. Фонетика помогает оценить выразительные особенности звуковой организации художественной речи (литературоведение). В свою очередь, к пониманию многих закономерностей фонетической и фонологической организации речи и языка приводит знание основных философских, логических и психологических категорий.

Таким образом, значение курса вытекает из всего сказанного выше, а также из того, что правильное и осознанное владение всем богатством средств русского языка и русской речи возможно лишь в том случае, если мы знакомы со свойствами звуковой материи языка.

Основная литература:

1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М.: Просвещение, 1974. 287 с.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970. 206 с.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 208 с.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М.: Просвещение, 1976. 288 с.

5-6. Лемов А.В. Неразличение буквы и звука как болезнь русского языкознания // Русская словесность / Научно-теоретический и методический журнал Министерства образования РФ. Статья первая:2004, № 7, С 44 - 48. Статья вторая: 2004, № 8, С. 38 - 46.

7. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1976. 288 с.

8. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М.: Высш. шк., 1979. 256 с.

9. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высш. шк., 1981. 560 с.

10. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1981. 191 с.

Дополнительная литература:

11. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высш. шк., 1995. 382 с.

12. Лемов А.В. Система, структура и функционирование научного термина (на материале русской лингвистической терминологии). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 192 с.

13. Лемов А.В. Школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии. М.: Айрис-пресс, 2006. 384 с.

14. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах: Учебный словарь-справочник. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1993. 252 с.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и лоп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.

При необходимости студенты могут получить информацию о содержании курса в поисковых системах Интернета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Предмет фонетики. Три аспекта изучения звуков человеческой речи. Фонетическая транскрипция как способ записи звучащей речи с взаимно-однозначным соответствием между знаком и звуком.

2. Состав гласных звуков русского языка и их артикуляционная классификация. Состав согласных звуков русского языка и их артикуляционная классификация. Теоретическое и практическое значение артикуляционной классификации.

3. Понятие позиционной мены звуков. Два типа позиционной мены звуков: параллельный и перекрещивающийся. Их лингвистическая (фонологическая) сущность.

4. Слог и слогоделение. Основные теории слога (экспираторная, слог – волна сонорности, слог – волна имплозии-эксплозии). Правила слогоделения. Возможности вариантного подхода к слогоразделу.

5. Суперсегментные единицы фонетики. Фонетическая природа русского ударения и его функции. Синтагма и её функции. Интонация и её функции. Типы интонационных конструкций (ИК) в русском языке.

6. Фонологический аспект изучения звуков. Понятие фонемы. Роль фонемы в процессе звукового общения. Дифференциальная и конститутивная функции фонемы. Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

7. Состав гласных и согласных фонем русского языка в соответствии со взглядами ученых Московской и Петербургской фонологических школ. Фонемный статус звуков [ы], [г’], [к’ ], [х’ ], [ж’ж’ ], [ш’ш’ ].

8. Понятие фонологической транскрипции как записи фонемного состава текста. Морфофонематическая транскрипция как отражение представления о фонеме в Московской фонологической школе. Словофонематическая транскрипция как отражение представления о фонеме в Петербургской фонологической школе.

9. Основные этапы развития учения о фонеме в отечественной лингвистике (Казанская школа, Петербургская школа, Московская школа, фонология Н.С. Трубецкого).

10. Понятие орфоэпии. Исторический характер становления орфоэпических норм русского языка. Роль московского просторечия в становлении этих норм. Взаимоотношения орфоэпии и фонетики.

11. Особенности произношения гласных звуков. Произношение гласных звуков в заимствованных словах. Особенности произношения согласных звуков. Особенности орфоэпии согласных звуков в заимствованной лексике. Произношение отдельных грамматических форм. Варианты произношения.

13.Орфоэпические сведения в толковых словарях русского языка. Орфоэпические словари русского языка.

15. Понятие графики. Особенности русской графики. Фонологичность русского алфавита как принцип его построения. Дистрибутивные (позиционные) характеристики графических знаков в тексте как средство определения звукового значения буквы. Позиционный принцип русской графики. Исключения из позиционного принципа русской графики, связанные с обозначением твердости-мягкости на письме. Исключения из позиционного принципа русской графики, связанные с обозначением звука [j] на письме. Терминологическая вариативность обозначения основного принципа русской орфографии (слоговой, буквосочетательный, позиционный, дистрибутивный).

16. Понятие об орфографии. Разделы русской орфографии. Основной принцип русской орфографии. Вопрос о терминологическом обозначении основного принципа: морфологический, морфематический (=морфемный), фонематический (=фонемный).

17. Проявление фонетического принципа в русском письме. Традиционные написания в рамках основного принципа. Дифференцирующие написания. Синтаксический (грамматический ) принцип русской орфографии. Отступления от основного принципа русской орфографии. Типы написаний в русской орфографии (проверяемые и непроверяемые, фонетические и нефонетические).

18. История русской графики и орфографии. Реформа графики, предпринятая Петром 1. Реформа русской графики и орфографии 1918 года. Попытки усовершенствования орфографии (предложения по усовершенствованию 1964 и 2000 годов).

АУДИТОРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на закрепление и систематизацию основных вопросов

изученного материала

Зачетная контрольная работа включает в себя три задания:

1 - 2. Транскрибирование текста (фонетическая транскрипция) с одновременным делением его на слоги.

3. Артикуляционный анализ (классификация) звуков одного из слов текста.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Текст для анализа:

Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы <много подробностей>, относящихся лично к своей персоне.

1-2.

[ j·é· - с’л’и - бы – чú – чи – къ - ф п’р’и – слý – шъл - с’ь / то – у – знáл - бы – мнó - гъ - пα – дрó – бнъ - с’т’ь i/ α – тнъ - с’·á· - ш’ш’и - хс’ь - л’ú – чнъ - к свα - j·é· - п’ь р - сó· - н’ь//]

3-4.

[п’] - согл., шумн., глух. (п.), губно-губн., взр., палатализ. (п.);

[р’] – согл., сон., зв. (неп.), переднеяз., передненебн., вибр., палатализ. (п).

[и] – гл., передн. ряд, верхн. подъем, нелаб.;

с] – согл., шумн., гл. (п.), переднеяз., зубн., щел., веляриз. (п);

[л] – согл., сон., зв. (неп.), переднеяз. зубн., боковой, веляриз. (п.);

ý] – гл., задн. ряд, верхн. подъем, лабиал., уд.;

[ш ]– согл., шумн., гл. (п.), переднеяз., передненебн., щел., веляриз. (неп.);

[ъ] – гл., ср. ряд, средний подъем, нелаб.;

[л] - согл., сон., зв. (неп.), переднеяз. зубн., боковой, веляриз. (п.);

[с’] – согл., шумн., гл. (п.), переднеяз., зубн., щел., палатализ. (п);

[ь] – гл., пердн. ряд, ср.- верхн. подъем, нелаб.;

5. Много подробностей: <м1 нóго подрóб1 нос’3 т’е i >

[м’н’úт’], [ л’иехкó ], [пóдът’], [ др’·éвъ ], [хл’·é·б’н’ицъ ], [стóн ], [кαс’т’·é·і]

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.Предмет фонетики. Акустический аспект изучения звуков речи.

2. Анатомо-физиологический аспект изучения звуков речи. Лингвистический аспект изучения звуков речи.

3. Фонетическая транскрипция.

4. Состав гласных звуков русского языка и их классификация.

5. Классификация согласных звуков русского языка по преобладанию голоса или шума, по участию – неучастию голоса.

6. Классификация согласных звуков русского языка по месту образования преграды.

7. Классификация согласных звуков русского языка по способу преодоления преграды.

8. Классификация согласных звуков русского языка по добавочной артикуляции.

9. Теоретическое значение артикуляционной классификации звуков.

10.Практическое значение артикуляционной классификации

11. Позиционная мена гласных звуков параллельного типа.

12. Позиционная мена гласных звуков перекрещивающегося типа.

13. Позиционная мена согласных звуков параллельного типа.

14. Позиционная мена согласных звуков перекрещивающегося типа.

15. Понятие и определение слога. Теории слога.

16.Правила слогораздела. Типы слогов в русском языке.

17. Фонетическая природа словесного ударения.

18. Место ударения в русском языке и его функции.

19. Понятие интонации. Функции интонации.

20. Синтагма и ее функции.

21. Типы интонационных конструкций в русском языке.

22. Понятие фонемы.

23. Состав гласных фонем русского языка.

24.Сильные позиции гласных фонем.

25. Слабые позиции гласных фонем.

26. Состав согласных фонем.

27. Сильные позиции согласных фонем.

28. Перцептивно слабые позиции согласных фонем.

29. Сигнификативно слабые позиции согласных фонем.

30. Фонологическая транскрипция.

31. Понятие орфоэпии.

32. Некоторые особенности произношения гласных звуков.

33. Некоторые особенности произношения согласных звуков.

34. Произношение отдельных грамматических форм.

35. Варианты произношения.

36. Орфоэпические словари русского языка.

37. Понятие графики. Особенности русской графики.

38. Основной принцип русской графики.

39. Исключения из основного принципа русской графики.

40. Понятие об орфографии. Принципы орфографии.

41. Становление основного принципа русской орфографии.

42. Фонетические отступления от основного принципа русской орфогр3фии.

44. Отступления от основного принципа русской орфографии нефоне5ического характера.

46. Типы написаний в русской орфографии.

47. История русской графики и орфографии. Реформа Петра 1.

48. Реформа русской графики и орфографии 1917 – 1918 годов.

49. «Предложения по усовершенствованию русской орфографии» 1964 г. Проект усовершенствования русской орфографии 2000 г.

Наши рекомендации