Иностранный язык (английский). Белорусский язык
Вопросы к экзамену
По учебной дисциплине «Общее языкознание»
Для специальностей
Английский язык. Немецкий язык
Иностранный язык (английский). Белорусский язык
1) Предмет, задачи и внутренняя структура языкознания как научной дисциплины.
2) Связь языкознания с другими науками. Междисциплинарные научные дисциплины на стыке языкознания и других наук.
3) Методы лингвистических исследований.
4) Основные проблемы современного языкознания.
5) Языковые антиномии (неустранимые противоречия) как внутренние факторы изменений в языке.
6) Внеязыковые (социальные) факторы языковых изменений. Язык и история.
7) Внеязыковые (психологические) факторы языковых изменений. Изменения в языке, обусловленные развитием человеческого мышления.
8) Типы языковых изменений.
9) Основные процессы, обусловленные контактированием языков: дифференциация и интеграция; дивергенция и конвергенция.
10) Понятие о субстрате, суперстрате и адстрате.
11) Причины и характер языковых изменений на фонетико-фонологическом уровне.
12) Причины и характер изменений в грамматике.
13) Причины и характер изменений в лексике.
14) Темпы языковых изменений.
15) Необходимость и случайность языковых изменений.
16) Универсальное в истории языков.
17) Понятие о семиотике. Определение и структура знака. План содержания и план выражения знака. Субзнаки.
18) Основные классификации знаковых систем.
19) Типы знаковых систем в зависимости от происхождения.
20) Типы знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого в различных знаковых системах.
21) Понятие об одноуровневых и неодноуровневых семиотиках. Преимущества многоуровневой организации знаковой системы.
22) Уровневое строение языка. Взаимодействие и корреляция уровней языковой структуры. Понятие об изоморфизме.
23) Различие знаковых систем по их генезису. Различия в онтогенезе усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом).
24) Различия в составе функций, которые выполняет та или иная семиотика в психической или зоопсихической деятельности. Различия между семиотиками в характере и объеме передаваемой информации; различия в способности разных семиотик меняться.
25) Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности плана выражения знаков. Различия в уровневом строении семиотик.
26) Основные функции языка.
27) Основные функции речи.
28) Формы существования языка.
29) Своеобразие языка как общественного явления.
30) Социолингвистическая типология языковых ситуаций.
31) Понятие о диглоссии.
32) Психолингвистическая типология двуязычия.
33) Понятие об интерференции.
34) Пиджин-языки. Креольские языки. Клуб мировых языков. Языки ООН.
35) Национально-языковая политика.
36) Язык и культура. Теория лингвистической относительности.
37) «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его влияние на современное языкознание. Основные положения структурализма.
38) Противопоставление языка и речи.
39) Единицы языка и единицы речи.
40) Отношение речи и языка к норме (узусу).
41) Системный характер языка. Понятие значимости в концепции Ф. де Соссюра.
42) Фонологическая система и ее подсистемы.
43) Грамматическая система и ее подсистемы.
44) Лексическая система и ее подсистемы.
45) Характер системной организации словаря в сравнении с фонологической системой и системой грамматических категорий.
46) Теория оппозиций и ее значение для исследования фонологических, грамматических и лексических систем.
47) Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
48) Диахрония и синхрония. Взаимосвязь синхронного и диахронного подходов в изучении языка.
49) Основные формы выражения и аспекты плана содержания языкового знака.
50) Типы языковых значений.
51) Типы граммем.
52) Граммемы, грамматические категории, план содержания грамматической системы языка. Особенности отражения объективной действительности в грамматической семантике.
53) Соотношение грамматической и лексической семантики в языках мира.
54) План содержания слова. Различие между содержанием лексического значения слова и содержанием понятия.
55) Лексема и ее лексико-семантические и формальные варианты. Пределы варьирования и проблема тождества слова.
56) Структура лексического значения.
57) Устойчивость и идиоматичность сочетаний лексем. Фразеология.
58) Генетические, ареальные и типологические факторы, детерминирующие сходство языков. Способы систематизации языков по сходству и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип. Понятие о типологических закономерностях.
59) Понятие о типах языков. Основные направления типологических исследований. Типологические классификации.
60) Фонетико-фонологическая типология языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типы звуковых цепей и слоговых структур.
61) Морфологические типы языков: аналитические, синтетические и полисинтетические языки. Количественные методы в типологии.
62) Агглютинация и фузия как два типа морфологической организации слова.
63) Лексическая типология. Понятие о типе лексикона.
64) Функциональная (социолингвистическая) типология языков.
65) Понятие о лингвистических универсалиях. Виды универсалий.
66) Фонетико-фонологические универсалии.
67) Морфологические и синтаксические универсалии.
68) Семантические универсалии. Универсалии, связанные с семиотическими свойствами языка.
69) Диахронические универсалии.
70) Место типологии и лингвистики универсалий в науке о языке. Типология и сравнительно-историческое языкознание. Сопоставительные и контрастивные исследования языков.
71) Язык и основные познавательные процессы. Несводимость познания к речемыслительным процессам. Виды невербального мышления.
72) Психолингвистическая трактовка языка в качестве устройства для порождения и восприятия текста (речи). Виды речевой деятельности.
73) Основные этапы порождения речи. Понятие внутренней речи. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры.
74) Основные этапы и особенности восприятия речи. Связь процессов порождения и восприятия речи. Понятие пресуппозиции.