Литералы с плавающей точкой

Фрагмент таблицы Unicod с кириллическими символами

(www.unicode.org)

Литералы с плавающей точкой - student2.ru

Литералы с плавающей точкой - student2.ru

ЛИТЕРАЛЫ

(тема для самостоятельного рассмотрения)

Литерал (англ. literal — константа) — запись в исходном коде компьютерной программы, представляющая собой фиксированное значение.

Целочисленные литералы

В программе могут встретиться, например, следующие строки:

short a,b,c;

a=158; b=0236; c=0x9E;

// значения переменных a, b, c равны.

Равенство переменных a, b и c подтверждается следующим рисунком.

Литералы с плавающей точкой - student2.ru

На следующем рисунке продемонстрировано максимальное число, помещающееся в диапазоне типа short.

 
  Литералы с плавающей точкой - student2.ru

Для других целочисленных типов представить запись максимальных значений в Java самостоятельно.

Восьмеричные значения обозначаются в Java ведущим нулем.

Десятичные значения не могут иметь ведущего нуля.

Значение 09, встреченное в программе, вызовет ошибку компилятора, т.к. цифра 9 ─ вне восьмеричного диапазона от 0 до 7.

Шестнадцатиричную константу обозначают с ведущими нулями: 0x или 0X.

Целые литералы создают значение типа int (32-разрядное целое число).

Когда литеральное значение назначается byte- или short-переменной, ошибка не генерируется, если это значение находится в пределах диапазона целевого типа.

Целый литерал может всегда назначаться переменной типа long. Однако, чтобы задать длинный литерал, нужно явно сообщить компилятору, что значение имеет тип long. Это осуществляется добавлением символа L (в верхнем или нижнем регистре).

Например, 0x7FFFFFFFFFFFFFFFL или 9223372036854775807L – самый большой целочисленный литерал.

Литералы с плавающей точкой

Могут быть выражены в стандартной или научной (экспоненциальной) форме.

Стандартная форма состоит из целого компонента, за которым следует десятичная точка, а далее – дробная компонента.

Например, 2.0, 3.14159, 0.25.

Научная форма представления использует стандартные обозначения: число с плавающей точкой (мантисса) плюс суффикс, определяющий степень 10, на которую должно быть умножено число. Экспонента (возведение в степень) обозначается буквой E или e (английского алфавита). За ней следует положительное или отрицательное число – порядок степени.

Например, ─ 6.022E23, 314159E ─05, 2e+100

В программе можем встретить, например, следующие строки:

double a=─299.555E─2;

float b=0.5f ;

Следующий рисунок демонстрирует научную форму представления действительного числа.

       
  Литералы с плавающей точкой - student2.ru
    Литералы с плавающей точкой - student2.ru
 

По умолчанию литералы с плавающей точкой Java имеют double-точность. Чтобы определить float-литерал, следует добавить в конец его записи символ F или f. Можно также явно определить double-литерал, добавляя D или d конец его записи, но такое определение будет избыточным.

Булевы литералы

Имеются только два логических значения true и false.

Эти значения в Java не конвертируются в какое-либо числовое представление (например, 1 и 0) и могут быть назначены только переменным типа boolean, или использоваться в выражениях с булевскими операциями (логических выражениях).

boolean a,b;

a=true; b=false;

Символьные литералы

Способы представления:

1) Целое число, являющееся кодом символа в таблице Unicode:

Char ch1=88; // код для символа 'X’

2) Непосредственно символ (видимый) в одинарных кавычках (апострофах):

char ch2='Y';

3) В виде escape-последовательности.

Видимый литеральный символ можно представить внутри пары одиночных кавычек (апострофов): 'F', 'z', 'и', 'Я', '@', ' ' (пробел).

Для символов, которые невозможно ввести непосредственно, существует несколько escape-последовательностей, позволяющих ввести нужный символ, например, '\'' для самой одиночной кавычки,

'\n' для символа newline.

Имеется механизм для прямого ввода кода символа в восьмеричном или шестнадцатеричном представлении.

Для восьмеричной формы используют слэш (\), за которым следует восьмеричное число из трех цифр. Например, '\141' – символ 'a'.

Для шестнадцатеричного представления нужно ввести обратный слэш с символом u – признак Unicode (\u), затем четыре шестнадцатеричные цифры.

Наши рекомендации