Общенаучный контекст лингвистики рубежа XIX в.
1. Идеи Бодуэна де Куртене и Ф.де Соссюра (1857 – 1913) способствовали утверждению представлений о языке как психологическом и социальном явлении, убеждения в необходимости аспектировать объект лингвистики – язык, выделив в нем стороны внешнюю и внутреннюю, язык и речь, синхронию и диахронию.
2. В их трудах были поставлены вопросы о знаковой природе языка, о системности языка. Различие заключается в степени проработанности соответствующих общетеоретических положений, в том месте, которое каждое из положений занимает в общей теории языка.
3. Вводят понятия значимости знака.
4. Выделив принцип системности на единицах фонетических, Бодуэн затем распространяет его на другие уровни, выделив в языке фонетическую, морфологическую, синтаксическую подсистемы.
5. При синхронном изучении можно понять механизм языка, а не при ист. сравнении.
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Основные идеи «Курса общей лингвистики». Аспектация объекта: разграничение материала и объекта лингвистики, определение предмета лингвистики.
1. Разграничил материал лингвистики: все факты речевой деятельности человека: и первобытных народов, и культурных наций, литературно обработанные и нелитературные формы выражения. Этот материал связан с целым рядом наук – социальной психологией, физиологией, филологией и другими науками.
2. Определил объект лингвистики: язык как объект лингвистики, локализуется в определенном участке круговорота языковой деятельности, там, где акустический образ ассоциируется с понятием.
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Знаковая теория языка.
1. Ф. деСоссюр определяет язык как определенным образом организованную совокупность знаков. Таким образом, языкознание интерпретируется как раздел науки семиологии.
2. Основное свойство знака, по Соссюру, его двусторонний характер. Словесный знак связывает не вещь и имя, но понятие и акустический образ.
3. Каждая из сторон характеризуется особыми принципами существования. Этим принципам подчинено и их взаимное соотношение. В качестве важнейших принципов языкового знака Соссюр отмечает произвольность связи означаемого и означающего и линейность означающего (его произнесение протяженно во времени).
4. Тождество языковых единиц базируется на относительном сходстве материального воплощения и тождестве функциональным, которое определяется местом единиц в целостной системе.
5. Значение и значимость.
6. Отношения: ассоциативные и синтагматические.
Структурализм как парадигмальное научное направление. Объект исследования. Базовые теоретические положения структурализма.
1. Структурная лингвистика – совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которой лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремлением к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию.
2. Структурализм формирует модель языка как системы, представляющей собой совокупность элементов, структурно организованных для выполнения определенной функции. Структура системы - совокупность взаимосвязей между элементами системы, их упорядоченность.
3. Строгое ограничение объекта исследования, вычленение в языковой деятельности аспекта синхронного существования языка как системы социальных инвариантов, извлекаемых из речевого употребления в строгих формализованных процедурах анализа.
4. Различение языка и его реализации, внимание к языку.
5. Различение синхронии и диахронии.
6. Внимание к внутренним, а не внешним (соц., псих.) детерминантам языка.
7. Выделение сг и пг отн-й; ПВ и ПС.
Датский структурализм. Время функционирования, основные деятели, основные работы. Общетеоретические основания глоссематики. Теория и методология школы.
1. Основатель направления - Луи Ельмслев, основные представители – Виго Брендаль, Ханс Йорген Ульдалль. Школа действует с начала 30-х гг. до начала 50-х гг. ХХ в.
2. От Соссюра восприняты прежде всего идеи разграничения языка и речи, синхронии и диахронии, необходимости исследования внутренней структуры языка, который интерпретируется как система знаков.
3. Требования к теории: простота, непротиворечивость, полнота. Глоссематики стремятся максимально сблизить теорию языка с системами исчисления, которым не свойственно отражение конкретных особенностей объектов.
4. Отношения:
– интердепенденции (одно предполагает другое: гласные-согласные);
– детерминации (суффикс предполагает наличие основы);
– констелляции (лицо и род гл.).
5. Глоссематическую концепцию рассматривают как первый опыт построения общей теории структуры языка.
Пражский структурализм. Время функционирования, основные деятели, основные работы. Общетеоретические основания пражской школы структурализма. Основные результаты структурного описания языка в пражском лингвистическом кружке.
1. Матезиус, Скаличка, Трнка, Якобсон.
2. Философской основой Пражской школы структурализма являются неопозитивизм и феноменология Э. Гуссерля. От Бодуэна было воспринято прежде всего внимание к разработке фонологического уровня, разработка теории фонемы, осознание важности функционального подхода. От Ф. де Соссюра идет прежде всего осознание важности синхронного подхода к изучению языка, важности представления языка как структуры.
3. Признавали соц. обусловленность языка.
4. Уделяли внимание функции единицы.
5. Включали семантику в анализ.
6. Не так жестко отвергали диахронию.
7. Результаты:
– Анализ звукового строя разных языков показал, что материальные признаки фонологических элементов менее существенны, чем взаимосвязи внутри системы. Самостоятельность функций целиком зависит от системы противопоставлений в языке.
– Фонологические функции: кульминативная, разграничительная, смысловразграничительная.
Дескриптивизм. Время функционирования, основные деятели, основные работы. Общетеоретические, лингвистические основания дескриптивизма. Теория и методология дескриптивизма. Основные результаты исследований дескриптивного направления.
1. Дескриптивизм как целостное направление возникает и активно развивается в 30-е – 50-е гг. ХХ в. в американском языкознании. Для Йельской группы, (Л. Блумфилда, Бернард Блок, Зеллиг Хэррис, Чарлз Хоккет), было характерно стремление ко все большей формализации лингвистического анализа. Энн-Арборская группа, опирающаяся на воззрения Э. Сепира, вместе с тем использует методологию лингвистического анализа, разработанную Л. Блумфилдом (Юджин Найда, Кеннет Пайк, Чарлз Фриз). Третья школа – школа трансформационного анализа стала основой формирования целостного научного направления генеративной лингвистики (Н. Хомский, Р. Лиз).
2. Проблема выделения и квалификации единиц (слов, морфем, звуков) – это важнейшая проблема при исследовании неродственных экзотических языков, проблема, которая не вставала перед традиционным европейским языкознанием.
3. Формируется процедурный подход к анализу семантики – разрабатываются методы формального анализа. При таком материале исследования особое значение приобретает информант.
4. Л. Блумфилд начинал как компаративист, увлекся языками индейцев, осознал недостаточность традиционных методов при их изучении и необходимость выработки новой методологии, соответствующей объекту.
5. Язык определяется как совокупность высказываний, которые могут быть сделаны в определенной языковой группе. Асемантизм. Важная процедура дескриптивной методики - сегментация текста на единицы соответствии с исследованием их дистрибуции. Т.е. из речи выводится язык.
6. Дескриптивисты жестко ограничивают объект исследования. Языковая система состоит из единиц плана выражения и плана содержания и их соотношений. Дескриптивная лингвистика ограничивается анализом плана выражения. Членение текста - выявление дистрибуции - построение уровня - построение системы.
7. Достигли успехов на уровне фонетики и морфемики.