Лингвофилософская концепция В.Гумбольдта. Язык как деятельность. Диалектический принцип описания языка
1. В выстраивании своей концепции Гумбольдт опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления, духа, развивает идеи И. Гердера о деятельностной, динамической природе языка.
2. Для В. Гумбольдта, как и для Гегеля, дух – первопричина мира, порождающая реальность. Главный, определяющий атрибут духа – деятельность. Сила человеческого духа в своем существе человеку недоступна, она открывается косвенно, через проявления – язык народов, национальную культуру, являя варианты своего воплощения – варианты национального духа.
3. Центральное противопоставление в концепции В. Гумбольдта, раскрывающее природу языка, – противопоставления эргон – энергейя (продукт – деятельность). Язык – это и продукт деятельности поколений говорящих на нем людей, но одновременно с этим не может быть проинтерпретирован как оконченное дело, но деятельность.
4. Антиномия языка и речи. Это два аспекта существования единого языка: язык как совокупность своих порождений отличается от отдельных актов речевой деятельности. Существо языка состоит в самом акте его воспроизведения. Язык нельзя представить навсегда готовым материалом, его нужно представить вечно возрождающимся.
5. Антиномия речи и понимания. Речь и понимание представляют две стороны речевой деятельности, образуемые активностью говорящего и слушающего.
6. Субъективное-объективное. Объективность языка заключается в его самостоятельном бытии, в существе своем он не зависит от отдельных лиц. Однако субъект в речевой деятельности творит язык, воссоздавая его, использует объект, но не может выйти за пределы данного.
7. Коллективное-индивидуальное. Язык есть творение народа, но он равным образом и творение отдельных лиц.
8. Беспредельность - замкнутость. Язык – вечно возрождающийся и порождающий процесс, и в этом смысле он беспределен. Развитие языка осуществляется в рамках предзаданных границ, что отражено в метафоре круга языка как среды этноязыкового существования человека.
9. Потенциальное-наличное. У каждого языка всегда остается часть, которая в нем еще таится и вечно остается затаенной, если он погибает раньше ее развития.
Лингвофилософская концепция В.Гумбольдта. Соотношение категорий «язык», «дух». Учение о внутренней форме языка.
1. Лингвистические взгляды В. Гумбольдта – часть его общефилософской концепции, которая опирается на идеи Гегеля и Канта. Гумбольдт – диалектик, в гегелевском духе разрешает вопрос о соотношении духа, мышления, материи.
2. По Гегелю: мышление (дух) отчуждает свое бытие в виде матери, природы, которая составляет его инобытие. Мировой дух познает себя как творца, воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры.
3. Для В. Гумбольдта, как и для Гегеля, дух – первопричина мира, порождающая реальность. Главный, определяющий атрибут духа – деятельность. Сила человеческого духа в своем существе человеку недоступна, она открывается косвенно, через проявления – язык народов, национальную культуру, являя варианты своего воплощения – варианты национального духа.
4. Понятие «дух народа» – это совокупность духовных интеллектуальных ценностей, мыслей и чувствований, то, что определяет индивидуальность культуры того или иного народа. Язык интерпретируется В. Гумбольдтом как главное проявление творческой силы духа.
5. Единство языка и духа динамично, оно интерпретируется как активное взаимное влияние. Дух воздействует на язык, язык действует на дух. Чем соразмернее действует на язык сила национального духа, тем правильнее и богаче развитие языка. А язык - орудие деятельности духа. Язык с хорошо развитой грамматикой способствует развитию духа, так как духу не требуется искать новых средств для выражения мысли. Дух воплощается в языке.
6. Отразившись в человеке, мир становится языком, связывает мир и человека. Каждый национальный язык заключает в себе особое миросозерцание. Из этого тезиса вытекает теория внутренней формы языка.
7. Звуковая материя языка являет бесконечное разнообразие своего воплощения речи на каком-либо языке. Это не хаотичное многообразие звуков, но его определенная организация, особого рода членораздельность звучания. Это организованное неповторимым образом в каждом языке звуковое воплощение являет собой внешнюю форму языка.
8. Внутренняя материя языка представляет собой совокупность впечатлений, получаемых народом извне, при восприятии внешнего мира, и обрабатываемых мышлением. Внутренняя форма языка и есть тот особый способ, каким категории мышления объективируются в языке, особый, индивидуальный способ, посредством которого народ выражает свои мысли и чувства.
9. Внутреннюю форму языка формируют 1) способы отражения предметов в слове: «многие языки – это не многие обозначения одного предмета, но разнообразное рассмотрение его»; 2) понятия, находящие словесное выражение, взятые во всей их совокупности.