Методика № 11. Исключение предметов

ЗАДАНИЕ. Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»;

2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в дейст венном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.

Методика № 12. Сюжетные картинки.

ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин.

Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности.

Материал: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытым смыслом); - нелепицы.

Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этом рассказ».

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности.

Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции.

ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий.

Цель: выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения.

Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии):

- с явным смыслом сюжета;

- со скрытым смыслом сюжета;

- с незавершенным концом действия.

Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось.

Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ.

Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющим речью.

Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними.

Методика № 13. Тексты.

ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст).

Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла.

Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи».

Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его.

После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная).

Диапазон применения: начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.

Методика № 14. Метафоры, пословицы, фразы.

ЗАДАНИЕ. Понимание скрытого смысла высказывания. Экспериментальная методика разработана Б.В.Зейгарник.

Цель: выяснение возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины.

Материал: таблицы, на которых написаны тексты метафор, пословиц и фраз.

Инструкция: Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся.

Ход выполнения задания: предлагается таблица, на которой написаны тексты пословиц (или метафор), к каждой из пословиц положить фразу, по содержанию соответствующую пословице.

Диапазон применения: для детей школьного возраста.

Методика № 15. Исследование экспрессивной речи

ЗАДАНИЕ 1. Диалог.

Цель: исследование возможности речевого общения в ситуации обследования.

Материал: десять вопросов.

Порядок проведения диалога: задание как бы продолжает естественную беседу с ребенком. Никаких инструкций предварительно не дается, но в ходе диалога можно стимулировать развернутые ответы («Скажи об этом подробнее»).

ДИАЛОГ

. Сколько тебе лет?

2. С кем ты сюда пришел?

3. Как зовут твою маму?

4. Где ты живешь? (На какой улице?)

5. На каком этаже ваша квартира?

6. Кто самый старший в вашей семье?

7. Что ты делал вчера днем (вечером)?

8. Что тебе давали на завтрак?

9. Что ты любишь делать вечером?

10.Где ты был (отдыхал) летом? (в воскресенье?)


Наши рекомендации