Методика № 11. Исключение предметов
ЗАДАНИЕ. Исключение предметов.
Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения.
Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:
1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»;
2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.
Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затем обосновывает принцип выделения.
Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в дейст венном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Методика № 12. Сюжетные картинки.
ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин.
Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности.
Материал: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытым смыслом); - нелепицы.
Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этом рассказ».
Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности.
Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции.
ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий.
Цель: выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения.
Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии):
- с явным смыслом сюжета;
- со скрытым смыслом сюжета;
- с незавершенным концом действия.
Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось.
Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ.
Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющим речью.
Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними.
Методика № 13. Тексты.
ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст).
Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла.
Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи».
Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его.
После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная).
Диапазон применения: начиная с 5-ти лет.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.
Методика № 14. Метафоры, пословицы, фразы.
ЗАДАНИЕ. Понимание скрытого смысла высказывания. Экспериментальная методика разработана Б.В.Зейгарник.
Цель: выяснение возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины.
Материал: таблицы, на которых написаны тексты метафор, пословиц и фраз.
Инструкция: Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся.
Ход выполнения задания: предлагается таблица, на которой написаны тексты пословиц (или метафор), к каждой из пословиц положить фразу, по содержанию соответствующую пословице.
Диапазон применения: для детей школьного возраста.
Методика № 15. Исследование экспрессивной речи
ЗАДАНИЕ 1. Диалог.
Цель: исследование возможности речевого общения в ситуации обследования.
Материал: десять вопросов.
Порядок проведения диалога: задание как бы продолжает естественную беседу с ребенком. Никаких инструкций предварительно не дается, но в ходе диалога можно стимулировать развернутые ответы («Скажи об этом подробнее»).
ДИАЛОГ
. Сколько тебе лет?
2. С кем ты сюда пришел?
3. Как зовут твою маму?
4. Где ты живешь? (На какой улице?)
5. На каком этаже ваша квартира?
6. Кто самый старший в вашей семье?
7. Что ты делал вчера днем (вечером)?
8. Что тебе давали на завтрак?
9. Что ты любишь делать вечером?
10.Где ты был (отдыхал) летом? (в воскресенье?)