Содержательная линия «Развитие речи». Обучающиеся научатся:
Обучающиеся научатся:
· Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
· Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
· Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
· Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
· Работать со словарями;
· Соблюдать орфоэпические нормы речи;
· Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
· Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
· свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
· свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
· работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
· работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества:
· работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
· понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
· находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Содержание (тема урока) | Характеристика видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Инструктаж по охране труда. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | 1неделя | ||
Непроизносимые согласные в корне | ||||
Слова с парными согласными в корне слова | ||||
Развитие речи. Для чего нужна речь | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Звукобуквенный разбор слова | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов | 2неделя | ||
Звукобуквенный разбор слова. Закрепление | ||||
Диагностическая комплексная работа | ||||
Развитие речи. Какие бывают предложения. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Входная контрольная работа. Закрепление изученных орфограмм. Звукобуквенный разбор слова | Написать самостоятельно контрольную работу | |||
Части речи. Имя существительное. | Имя существительное, значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». | |||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Имя существительное, значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | 3неделя | ||
Части речи. Имя существительное | Имена существительные женского, мужского, среднего рода. Изменение имён существительных по числам | |||
Части речи. Имя прилагательное | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам и числам Согласование с именем существительным | |||
Имя прилагательное. Закрепление | ||||
Развитие речи. Текст, его тема, основная мысль. Последовательность предложений в тексте | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Части речи. Глагол | Глагол, значение и употребление | 4неделя | ||
Существительные со значением действия | Имя существительное, значение и употребление. Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление | |||
Существительные со значением признаков | ||||
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение. Главное переживание автора, выраженное в тексте. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Прямое и переносное значение слова. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | 5неделя | ||
Прямое и переносное значение слова. Местоимение Словарный диктант | Слово и его значение. Использование словарей русского языка. Местоимение, значение и употребление | |||
Местоимение | Местоимение, значение и употребление | |||
Развитие речи. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. План текста. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Предлоги и приставки | Различение предлогов и приставок | |||
Научные названия главных членов предложения. | Главные и второстепенные члены предложения | 6неделя | ||
Синонимы. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Изменение существительных по числам. | Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам | |||
Развитие речи. Порядок абзацев в тексте. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Изменение существительных по падежам. | Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам | |||
Изменение имён существительных по падежам | Изменение имен существительных по падежам | 7неделя | ||
Именительный падеж | Изменение имен существительных по падежам | |||
Родительный падеж | Изменение имен существительных по падежам | |||
Дательный падеж | Изменение имен существительных по падежам | |||
Развитие речи. Устное изложение. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Винительный падеж | Изменение имен существительных по падежам | 8неделя | ||
Винительный и родительный падежи | Изменение имен существительных по падежам | |||
Творительный падеж | Изменение имен существительных по падежам | |||
Творительный падеж Словарный диктант | Изменение имен существительных по падежам | |||
Развитие речи. Письменное изложение «Где ёжик?» | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Предложный падеж | Изменение имен существительных по падежам | 9неделя | ||
Упражнение в определении падежей существительных | Изменение имен существительных по падежам | |||
Проверочный диктант с грамматическим заданием «Склонение существительных» | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания | |||
Работа над ошибками. Изменение существительных по числам и падежам. | Изменение имен существительных по числам и падежам | |||
Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно писать письмо | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Антонимы | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | 10неделя | ||
Антонимы. Словарный диктант | ||||
Различение падежей | Изменение имен существительных падежам | |||
Различение падежей. Закрепление | Изменение имен существительных падежам. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Развитие речи. Типы текстов. Текст-описание и текст-повествование. | ||||
Различение падежей. Проверочная работа. | Изменение имен существительных падежам | 11неделя | ||
Работа над ошибками. Что такое устойчивые выражения. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Склонения имен существительных | ||||
Существительные первого склонения. | Существительные первого склонения | |||
Существительные первого склонения. Закрепление | Существительные первого склонения | |||
Существительные второго склонения | Существительные второго склонения | 12неделя | ||
Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Существительные второго склонений. | Существительные первого и второго склонений | |||
Существительные третьего склонения | Существительные третьего склонения | |||
Склонения существительных | ||||
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 13неделя | ||
Развитие речи. Работа с картиной. Письменное сочинение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | |||
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова прилагательных. | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | |||
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова прилагательных. | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | |||
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова прилагательных. | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | |||
Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний. | Различение 1-, 2- и 3-го склонения существительных. Правописание падежных окончаний | 14неделя | ||
Различение склонений существительных. | Различение 1-, 2- и 3-го склонения существительных | |||
Правописание падежных окончаний. | Различение 1-, 2- и 3-го склонения существительных. Правописание падежных окончаний | |||
Правописание падежных окончаний. Закрепление | Различение 1-, 2- и 3-го склонения существительных. Правописание падежных окончаний | |||
Развитие речи. Текст-описание и текст-повествование. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Правописание падежных окончаний. Контрольная работа | 15неделя | |||
Работа над ошибками контрольной работы | ||||
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства. | Главные и второстепенные члены предложения | |||
Второстепенные члены предложения. Дополнения | Главные и второстепенные члены предложения | |||
Второстепенные члены предложения. Дополнения. Повторение. | Главные и второстепенные члены предложения | |||
Второстепенные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения | 16неделя | ||
Развитие речи. Устное изложение. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Падежи». | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | |||
Работа над ошибками. Задание для членов клуба. | Чтение и понимание учебного текста. Нахождение необходимого учебного материала | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. Закрепление | 17неделя | |||
Развитие речи. Письменное изложение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Инструктаж по охране труда. Как пишутся приставки раз- и рас- | Правописание приставок. Различение предлогов и приставок | |||
Как пишутся приставки из-, ис. Словарный диктант | ||||
Как пишутся приставки, оканчивающиеся на –з. Безударные окончания существительных в единственном числе. | Правописание приставок. Различение предлогов и приставок. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. | 18неделя | |||
Развитие речи. Составляем рассказ по рисунку. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. Контрольная работа | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | |||
Работа над ошибками. Значения слов. Повторение старого и открытие нового. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Значения слов. Повторение старого и открытие нового | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1- и 2-го склонения | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | 19неделя | ||
Развитие речи. Учимся писать сочинение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Окончания существительных 1- и 2-го склонения. | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | |||
Безударные окончания существительных в единственном числе. | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Правописание слов с удвоенной согласной | |||
Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков. | ||||
Окончания существительных 3-го склонения. | 20неделя | |||
Тест «Безударные окончания существительных» | ||||
Работа над ошибками | ||||
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | Правописание безударных окончаний имен существительных | |||
Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Закрепление. | 21неделя | |||
Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Повторение | ||||
Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Обобщение | Правописание безударных окончаний имен существительных | |||
Жизнь корня в составе слов разных частей речи. | Выделение значимых частей слова | |||
Жизнь корня в составе слов разных частей речи. Закрепление. | ||||
Развитие речи. Научный текст. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | 22неделя | ||
Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков. | Правописание слов с удвоенной согласной | |||
Окончания существительных во множественном числе. | Выделение значимых частей слова. Изменение имён существительных по числам | |||
Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже. | Выделение значимых частей слова. Изменение имён существительных по числам и падежам | |||
Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. | ||||
Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. Закрепление | 23неделя | |||
Развитие речи. Научный текст. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Написание существительных с суффиксом –ищ-. | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | |||
Написание существительных с суффиксом –ищ-. Закрепление. Словарный диктант | ||||
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | |||
Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст. | Чтение и понимание учебного текста. Формулировок заданий, правил, определений. | 24неделя | ||
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | |||
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление. | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | |||
Написание суффикса –ок- после шипящих. | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | |||
Написание суффикса –ок- после шипящих. Повторение | ||||
Написание суффикса –ок- после шипящих. Закрепление | 25неделя | |||
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Части слова». | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | |||
Работа над ошибками. Изменение прилагательных по родам и числам. | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам | |||
Изменение прилагательных по падежам. | ||||
Изменение прилагательных по падежам. Закрепление. | 26неделя | |||
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах. | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | |||
Развитие речи. Устное изложение. | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | |||
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | Выделение значимых частей слова. Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | |||
Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных мужского, среднего и женского рода. | 27неделя | |||
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. | Выделение значимых частей слова. Правописание корней | |||
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | |||
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. | ||||
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Склонение прилагательных во множественном числе. | Склонение прилагательных во множественном числе | 28неделя | ||
Окончания прилагательных во множественном числе И.п. и В.п. Словарный диктант | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах | |||
Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах | |||
Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п. | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах | |||
Развитие речи. Работа с картиной. Устное сочинение | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. | Выделение значимых частей слова. Падежные окончания прилагательных во множественном числе | 29неделя | ||
Второстепенные члены предложения. Определения | Выделение значимых частей слова. Падежные окончания прилагательных во множественном числе | |||
Слова с удвоенной буквой согласного. | Правописание словарных слов | |||
Начальная форма глагола. Суффикс –ть-(-ти-,-чь-). | Глагол, значение и употребление. Начальная форма глагола. Выделение значимых частей слова | |||
Написание частицы – ся | Выделение значимых частей слова | |||
Диагностическая комплексная работа | 30неделя | |||
Суффиксы глагола: -а-, -е-,-и-, -о-, -у-, -я-. | Выделение значимых частей слова | |||
Развитие речи с элементами культуры речи. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Времена глагола. Прошедшее время. | Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени | |||
Времена глагола. Настоящее время. | Изменение глагола по родам и числам в настоящем времени | |||
Настоящее время глагола. | 31неделя | |||
Времена глагола. Будущее время. | Изменение глагола по родам и числам в будущем времени | |||
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | |||
Времена глагола. Настоящее время. Прошедшее время | Изменение глагола по временам | |||
Времена глагола | ||||
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа над картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | 32неделя | ||
Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола. | Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов | |||
Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола. Закрепление | ||||
Итоговый диктант с грамматическим заданием. | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | |||
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Фонетика и орфография» | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Правописание изученных орфограмм | |||
Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» | Выделение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок. Различение приставок и предлогов. | 33неделя | ||
Обобщение по теме «Лексика» | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа над картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Обобщение по теме «Синтаксис» | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов предложении | |||
Обобщение по теме «Синтаксис» и «Лексика». | ||||
Обобщение по теме «Развитие речи» | Овладение номами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Изложение текста | 34неделя | ||
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям. | Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | |||
Заседание для членов клуба «Ключ и заря». Развитие речи.Оформление писем в клуб | Чтение и понимание учебного текста. Нахождение необходимого учебного материала | |||
Заседание для членов клуба «Ключ и заря». Развитие речи.Оформление писем в клуб. Итоговый урок | ||||
Подведение итогов |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного Зам. директора по УВР
методического объединения __________Е.И. Сергиенко
учителей от _______________ № _______ «_____»_______________2015г.
_____________ С.Б.Чичаева