Исследование речевой деятельности в психолингвистике. Этапы порождения и восприятия речи
1. Предметом исследования психолингвистики является устройство и функционирование речевых механизмов человека в плане их соотнесенности со структурой языка. Делается попытка воссоздать весь процесс вербализации замысла от предречевых этапов.
2. Открытия в нейропсихологии: управление разн. психич. функциями - в разных участках мозга; правое полушарие - образное, левое логическое; кора мозга состоит из нейронов с дендритами и аксонов. При разной актуализации нейронов возникают разные образы. Т.е. образ возникает в правом полушарии, потом передается в левое, там формируется в речевых механизмах.
3. При изучении афазий выявили их зависимость от пораженного участка мозга.
– моторные (эфферентная: распад грамматической стр-ры высказывания; афферентная: человек не может выбрать отдельную единицу, утрата расчлененности выск-я);
– динамическая афазия: нет темо-рематического единства во фразах;
– семантическая: нет понимания смысловых отношений;
– сенсорная: нет способности восприятия звучащей речи.
4. Этапы порождения речи: 1)практические речевые действия, к которых возникает стимул; 2)внутренняя речь: образный код - лексический подбор - грамматическое оформление - выбор звука и синтагматического согласования; 3)озвучивание речи.
5. Этапы распознавания речи: 1)восприятие звуков; 2)идентификация их по моделям; 3)отождествление ЛЗ и ГЗ.
Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания. Теория речевых актов.
1. Начало положил Витгенштейн. Язык - это не название предмета. Язык - это совокупность языковых игр. Язык, м.б., и шахматы, но надо учесть шахматиста. Есть стремление выиграть интенция.
2. ТРА развивалась в работах Остина, Сёрля. РА - акт произнесения выск-я в ситуации непоср. общения. Дей-т психологические и соц. факторы: намерение, мнение, знание, воля, эмоц. сост-е; статус, внеситуативная роль.
3. РА в отношении к средствам воплощения - локуция; к цели - иллокуция; к результату - перлокуция. В ТРА важна иллокуция. Основная проблема ТРА - как расшифровать и верно истолковать намерение говорящего. Создали кл-ию иллокуций.
4. Ассертивы (как обстоят дела; сообщаю); комиссивы (обещать сделать; ручаюсь); директивы; декларативы; экспресивы (соболезную).
5. Проблема косвенных РА (У меня экзамен).
Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания, теория речевых жанров.
1. Ядро составляют идеи Бахтина. ШмелевА, Вежбицкая, Федосюк, Седов.
2. Каждая сфера человеческой деятельности вырабатывает относительно устойчивые типы высказываний – РЖ. По Бахтину основа классификации - ком. цель.
3. Вежбицкая: теория создания конечного списка смысловых примитивов. Ее основания: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, языковое воплощение.
4. Интенционально: информативные, этикетные, оценочные, императивные (по Шмелевой).
5. Устные/письменные.
6. Первичные/вторичные.
7. По функц. стилям.
Язык и мышление. Аспекты изучения проблем в современной науке.
1. Взаимосвязь языка и мышления сложна, т.к. оба длительно развивающиеся сущности.
2. Мышление - это высшая форма отражения объективной реальности, целенаправленное, обобщенное познание существенных связей, признаков и отношений мира.
3. Еще античные философы пытались через язык выйти на мышление. Никто не отрицает эту связь, но есть разные т.з. на ее характер:
– язык является материализацией мышления (Пор-Рояль);
– языковые и логические категории мало соотнесены - на мышление не обращаем внимания, изучаем язык сам по себе (структуралисты).
– совр. языкознание полагает, что это взаимопроницаемые структуры.
4. Гносеологический аспект: изучается взаимодей-е яз. и мышл. в системах уже сложившихся феноменов: категории числа, рода и т.д.
5. Деятельностный аспект: выявление взаимовияния в процессе речемыслительной деят-ти - через наблюдаемые факты и исследования мозга.
6. Генетический аспект: анализ языка и мышления в процессе становления человека как вида. Через наблюдения за детьми и высшими животными.
Язык и мышление. Генетический аспект проблемы. Виды мышления и язык.
1. Мышление не возникло изолировано, оно с самого начала реализовывалось в др. формах высш. псих. деят-ти. Действие невозможно без мысли о результате (создание орудий).
2. До появления речи были доверб. и аверб. (образное, практическое, редуцированное) формы мышления. Аверб. мышление позволяет совмещать говорение и др. дей-я.
3. Словесное мышление возникает как один из его видов при потребности ком-ции. При этом авербальное не вытеснилось, а стало наглядным.
4. Образное - элементами являются образы реальной действительности, воспроизведение в памяти отдельных ситуаций.
5. Практическое - совершается в ходе практических действий, направлено на решение конкр. задач.
6. Редуцированное - сворачивает образы и оперирует ими.
7. Авербально-понятийное - понятийно, но не вербализовано (док-во - лакуны).