Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс
для студентов Юридического колледжа
(специальность 030583 – Правоведение)
Базовый уровень
Москва – 2007
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» для специальности 030583 – «Правоведение», среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия. – 2007.
ОДОБРЕН Соответствует Государственным требованиям к минимуму
Учебно-методическим содержания и уровню подготовки выпускников по
Советом специальности 030583 – «Правоведение»,
ГОУ ВПО «Российская среднего профессионального образования
Академия правосудия»
Кафедра философии и социально-экономических дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Протокол № 0 от 19 декабря 2006 года.
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия
С.С.Антюшин
Рецензент: доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Российской академии правосудия
Н.А. Власенко
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А
© Российская академия правосудия, 2007
© Михалкин Н.В., 2007
© Антюшин С.С., 2007
Содержание
Пояснительная записка ………………………………..……………….. …..………. 4
Объем дисциплины и виды учебных занятий ……………………………………… 5
Тематический план ……………………………………………………………………6
Программа ……………………………………………………………………………...7
Планы семинарских занятий ………………………………………………………….14
Примерный перечень вопросов к экзамену …………………….……………………21
Рекомендуемая основная учебная и дополнительная литература ……………….....22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логика – учебная дисциплина, которая составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам формировать и развивать у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.
Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для базового уровня подготовки студентов юридической специализации.
Учебно-методический комплекс включает:
- перечень основных дидактических единиц дисциплины, ее объем и виды учебных занятий;
- тематический план учебной дисциплины;
- программу учебной дисциплины;
- планы семинарских занятий;
- примерный перечень вопросов к экзамену;
- перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.
В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студенты должны:
· знать основные логические формы мысли и как они связаны между собой;
· понимать роль различного вида знаний, значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны;
· иметь представление о способах, средствах и приемах ведения аргументации с различными оппонентами и об использовании этих знаний в профессиональной юридической деятельности;
· владеть методами анализа социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;
· уметь применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;
· иметь навыки работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.
При изучении дисциплины «Логика» необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем практических занятий, в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе изучения курса «Логика» для определения степени усвоения студентами содержания программного материала рекомендуется проведение одной-двух контрольных работ, задания для которых утверждаются предметно-методической комиссией.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Ролевые игры | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы дисциплины | Всего аудиторных занятий | Лекции | Семинарские и практические занятия |
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | |||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий | |||
Семинар. Понятия и термины логики | |||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений. Модальность суждений. | |||
Семинар. Суждение и норма права | |||
Тема 3. Отношения между суждениями. Логический квадрат. Виды вопросов. | |||
Семинар. Способы преобразования суждений и отношения между ними | |||
Тема 4. Законы логики | |||
Семинар. Законы формальной логики правила выводного знания | |||
Тема 5. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные. | |||
Семинар. Умозаключения и их роль в деятельности юристов. | |||
Тема 6. Дедуктивные умозаключения | |||
Семинар. Виды дедуктивных умозаключений. | |||
Тема 7. Аргументация в работе юриста | |||
Семинар. Логические и методологические аспекты аргументации и критики. | |||
Ролевая игра «Версия» | |||
ВСЕГО: |
ПРОГРАММА
Вводная тема. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Студент должен:
Иметь представление:
- о формах познания объективного мира человеком;
- о правильном мышлении
Знать:
- предмет формальной логики;
- основные понятия: свойство, отношение, предмет, логическая культура, знание, истина, ложь.
Уметь:
– определять смысл и значение имени;
– правильно применять основные логические термины.
Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании.
Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика как наука.
Основные этапы формирования логической науки. Диалектическая логика. Символическая логика. Логика традиционная и современная.
Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики:, синтаксис (синтактика), семантика, прагматика.
Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.
Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций.
Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики.
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
Студент должен:
Иметь представление:
- об основных логических приемах формирования понятий;
- о связи понятий и слов;
- о полной логической характеристике понятия;
- о многообразии отношений между различными понятиями;
- о возможностях использования различных операций с понятиями в практической
деятельности юриста;
Знать:
- основные характеристики понятия как формы мышления;
- закон обратного отношения объема и содержания понятий;
- основные виды понятий;
- характеристику сравнимых и несравнимых понятий;
- виды отношений совместимости и несовместимости;
- операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;
Уметь:
- определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах
Л. Эйлера;
- обобщать и ограничивать понятия;
- устранять ошибки неправильных определений и делений понятий.
Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени.
Признаки предметов. Виды признаков: простые и сложные, положительные и отрицательные.
Содержание и объем понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объем понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.
Содержание понятия и признаки состава преступления.
Виды объектов мысли и виды понятий. Виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий. Проблема специфики правовых понятий.
Определение и приемы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имен, типа общих имен, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.
Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.
Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды кдссификаций. Роль классификаций в правовом познании.