Изменение 1-го и 2-го порядка
Каждый практик НЛП с достаточно продолжительным опытом работы в приложениях может рассказать истории о том, как он блестяще преуспел, создав контекст, позволивший клиенту быстро измениться, но лишь для того, чтобы через несколько недель или месяцев обнаружить, что клиент регрессировал к первоначальному поведению. Клиент, успешно отказавшийся от привычного паттерна курения, пьянства или со-зависимости,* возвращается к своей старой привычке. Такие случаи очевидным образом указывают на то обстоятельство, которым мы собираемся заняться – а именно, что паттерны НЛП достаточно сильны, чтобы даже при неправильном выборе вмешательства приводить к позитивным результатам, хотя, как правило, временным.
Как мы полагаем, это наблюдение возлагает на практика весьма значительную ответственность – как выбрать надлежащий паттерн, чтобы обеспечить не только немедленные, но и прочные результаты. Мы снова предостерегаем читателя по поводу прилагательного прочные – как в логическом смысле, так и в смысле нашего прямого опыта. Когда клиент конгруэнтно меняется с использованием паттернов НЛП, это влечет за собой ряд последствий, одно из которых состоит а том, что клиент вернется в тот контекст, где происходило его первоначальное поведение. Поскольку клиент оказывается в этом контексте, но проявляет новое поведение, то другие люди, участвующие в этом контексте, стимулируются новым поведением клиента к изменению своих реакций. Через сравнительно небольшое время это двойное изменение меняет первоначальный контекст и создает новый – во многих случаях настолько отличающийся от старого, что новое поведение, выбранное вместо первоначального, уже не оптимально.
Тогда клиент, убедившись в изменении первоначального контекста, применяет надлежащие паттерны НЛП, чтобы выбрать новые формы поведения, оптимальные в возникшем контексте. И таким образом цикл продолжается. Это постоянное обновление выборов с повторным повышением качества переживаний клиента можно заранее предвидеть и приветствовать. Это кибернетически здоровый процесс, поскольку он доставляет клиенту цикл непрерывного улучшения, экологично отвечающий целям практика. Здесь нет, конечно, полной реализации человеческого потенциала, как этого хотел бы Маслов, а есть лишь восходящая спираль различий и изменений.
Если применение неправильно выбранного паттерна приводит к небольшим непосредственным результатам, или вообще ни к каким, то это тривиально свидетельствует об ошибочном выборе паттерна практиком, так что требуется немедленная коррекция. Мы согласны с краткой оценкой этого вопроса нашим сотрудником из Дезаролло Эстратехико д-ром Эдмундо Веласко Флорес (Гвадалахара, Мексика):
¡La PNL es tan buena que hasta mal hecha todavia funciona!
или в переводе
НЛП хорошо даже при плохом применении, оно все-таки работает!
В действительности, без явного метода сортировки предъявляемых проблем на классы и надлежащих ответов на эти проблемы (подходящего к проблеме вмешательства) процесс выбора вмешательства оказывается интуитивным или сводится к методу проб и ошибок. Мы не говорим ничего дурного об интуиции, если только практик имеет достаточную интуицию – и в самом деле, интуиция составляет важную часть любого процесса открытия и, конечно, сыграла важную роль в открытиях Гриндера и Бендлера, создавших первоначальные модели и положивших начало НЛП. Без сомнения, интуиция и теперь играет важную роль в приложениях паттернов НЛП. Однако развитая интуиция возникает в результате опыта – в основном в результате обучения методом проб и ошибок, составляющим основу непрерывного обучения. Интуиция (во всяком случае последовательная и эффективная) есть просто знание в подсознательной форме.1
Метод проб и ошибок – это то, что мы делаем, когда нам еще предстоит развить эффективную интуицию, не имея явной модели для руководства. Это очевидным образом та стратегия, с которой мы обычно начинаем учиться при отсутствии явной модели, как в смысле образца для подражания, так и в смысле явного знания в области, которой мы хотим овладеть.
Здесь имеется двойная трудность:
1. Пока практик не накопит основательный фактический опыт, у него мало подсознательного знания, и он в действительности применяет метод проб и ошибок, чтобы приобрести такое знание. Это оставляет открытым этический вопрос, что происходит с клиентами в процессе приобретения такого подсознательного знания, которое послужит в конечном счете основой эффективного поведения практика.
2. Подсознательное знание нелегко передается2 : когда говорят, о чем-то подсознательном, это равносильно признанию, что явное представление отсутствует. Таким образом, к учащемуся предъявляется целый ряд требований. Сначала он должен получить доступ к кому-то, обладающим таким подсознательным знанием. Получив доступ к такой модели, учащийся должен затем принять на себя ответственность за моделирование тех видов поведения, которые служат примером искомого подсознательного знания, а после этого обобщить эти конкретные примеры в паттерн – то есть по существу он должен приобрести это знание в отношении ученика к учителю. Возникающие здесь трудности чаще всего заключаются в отыскании подходящей модели, или недостаточной способности учащегося к обучению в контексте многозначности и неопределенности.
Хотя такие механизмы моделирования для передачи знания вполне возможны, для большинства людей они вряд ли действенны, и не каждому понравится задача моделирования или стиль обучения, которого она требует. Хотя подсознательное моделирование вездесуще, при быстром темпе современной западной жизни, не признающей моделирование законной формой обучения, оно часто рассматривается как не особенно желательное обучение. Если есть выбор между учением у человека, умеющего делать то, чему хотят научиться, и умеющего явно описать, как он это делает, и учением у другого человека с таким же умением, но не способного описать, что он делает, то почти каждый западный человек предпочтет в качестве учителя первого.
Очень интересно отметить, что как в бизнесе, так и в некоторых видах искусства, заметно возрождение интереса к моделированию – обычно в виде руководства в бизнесе и ученичества в искусстве. Это вполне понятно, поскольку в каждом из этих контекстов материал обучения обычно не имеет явной модели, позволяющей его передать. КЛ (Компания Квантум Лип) участвовала в разработке и внедрении ряда успешных программ такого рода для корпораций.
Возвращаясь к обсуждению вопроса, каким образом практик может эффективно выбрать надлежащее вмешательство для заданной проблемы, мы предлагаем два явных принципа – различение между изменениями 1-го и 2-го порядка и Ятрогенный Принцип). Как мы надеемся, эти два принципа положат начало оживленной благожелательной и разумной публичной дискуссии, которая уточнит, как справиться с этой задачей – выбором класса надлежащих вмешательств по заданной проблеме.