Для эффективного использования паттернов НЛП ни терапевт, ни клиент не обязаны верить ни в какие предположения

Позиции по этим вопросам других направлений, отличающие их от НЛП, происходят, по-видимому, от первоначальной работы Фрейда – например, представление, что надо установить и довести до сознания клиента его коренное или первоначальное переживание, когда клиент испытал травму или научился некоторой реакции, бесполезной в настоящее время. Это представление было некритически включено во все другие системы изменения поведения, известные нам в западном обществе (за исключением отмеченного выше бихевиористсткого подхода). Такая точка зрения эквивалентна убеждению, что изменение достигается посредством удаления от текущей действительности клиента и его наличных переживаний. Многие представления, мешающие делать выбор в жизни, сосредоточены исключительно в ПД. Настояние, что эти представления должны быть сначала отображены в языковую область, есть утверждение, касающееся навыков терапевтов изменения (или недостатка таких навыков), и это утверждение по меньшей мере спорно с этической стороны. В Главе 2 Части Ш, под названием Принципы сортировки, мы предложим более явный подход к этому вопросу (см. в особенности Ятрогенный* Принцип).

Рассмотрим, например, подробнее один из приведенных различителей – четвертый:

4. Для эффективного использования паттернов НЛП ни терапевт, ни клиент не обязаны верить ни в какие предположения.

В частности, для эффективного применения паттернов НЛП к некоторой проблеме или трудности нет надобности разделять так называемые предпосылки НЛП. Обычно в эти предпосылки1 входят утверждения вроде следующих:

Лучше иметь выбор, чем не иметь выбора.

Все ресурсы, необходимые для желательного клиенту изменения, уже имеются на подсознательном уровне клиента.

Текущее поведение клиента, каким бы странным оно ни казалось, является лучшим выбором из представлений клиента, доступных ему в данный момент, учитывая его восприятие данного контекста.

Если принимать всерьез так называемые предпосылкиНЛП, то это поистине странное собрание различных логических типов и уровней весьма нуждается в пересмотре и реорганизации. К счастью, их недостатки не должны беспокоить нас на уровне применения паттернов НЛП.

Я (ДГ) с трудом могу припомнить происхождение многих из этих так называемых предпосылок НЛП. Полагаю, что в их составлении сыграл важную роль Роберт Дилтс. Должен признать, что несколько из них (например, три приведенных выше) были созданы мною или мною вместе с Бендлером. По-видимому, они представляли собою попытку ответа на сознательный вопрос:

При каких предпосылках наличная текущая практика НЛПпр представляла бы связное целое?

Но, конечно, любые ответы на этот вопрос были бы лишь последующей рационализацией, чем-то вроде интеллектуального дополнения для оправдания и облагораживания существующей практики. Выражаясь несколько более радикально, можно сказать, что так называемые предпосылки НЛП были в лучшем случае педагогическим приемом, помогавшим новичкам в приключении под названием НЛП перейти к новым формам восприятия и мышления, неявно заключенным в технологии НЛП. Но, к сожалению, предпосылки, подобно верованиям, – это в конечном счете фильтры, которые сужают текущие переживания того, кто их применяет. Мы лично не находим никакой пользы в перечислении таких рационализаций (называемых предпосылками НЛП). Предприятие под названием НЛП преуспевает или терпит неудачу – работает или не работает – в зависимости от фактического исполнения и независимо от того, какие интеллектуальные размышления вызывает эта практика. Конечно, здесь попросту применяется критерий всякой модели – работает она или нет?

Пара, состоящая из клиента и терапевта, конгруэнтно следующая паттернам НЛП, достигнет положительных результатов, для которых спроектированы эти паттерны, независимо от их личных верований. Ситуация здесь аналогична ряду дисциплин незападного происхождения, таких как Тай Цзи, Айкидо, Йога и т.д. В каждую из этих дисциплин заинтересованный человек может либо войти на уровне простого применения техники (переживание на Первом Доступе), либо подойти к этой дисциплине с точки зрения лежащей в ее основе философии или мировоззрения (лингвистическое переживание), либо может делать то и другое. Ясно, что человек, входящий в дисциплину на уровне простой техники, испытает сдвиги в своих внутренних представлениях, вызванные подлинным переживанием этой техники, между тем как человек, предпочитающий подход со стороны философии этой дисциплины, приводит в движение только свой рот.

Те же соображения весьма существенны, если желательно произвести изменение у человека, чья система верований препятствует такому изменению.2

В качестве паттернов НЛП было предложено множество изменений в паттернах системы верований. Каков бы ни был их статус, стратегия, предпочитаемая авторами этой книги, прямолинейна, проста и конгруэнтна сказанному выше:

Наши рекомендации