Определение, термины,cиhohиmы, классификация

Гунчен Жамьян Шадба

ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

ПРЕКРАСНЫХ УЧЕНИЙ,

РАЗЪЯСНЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ

АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Перевод с тибетского Дампилон Б. Б.

Иволгинский дацан

с. Верхняя Иволга, 2001

УДК 294.3

Б 903

Ответственный редактор: ОчировД. Д.

Рецензенты: Гомбо лама Ирдынеев Ж. И., Санжай лама Нелтанов В. А., профессор, доктор филологических наук Шагдаров Л. Д.

Республика Бурятия, Иволгинскнй район, с. Верхняя Иволга,

Буддийский институт «Даши Чойнхорлин».

Тел.\ факс (8-240) 23-3-36

E-mail: slobgrva @ eastsib.ru.

www.eastlib.ru/~slobgrva

Б 903 Гунчен Жамьян Шадба. Золотое ожерелье прекрасных

Учений, разъясняющих некоторые аспекты теории познания

Перевод с тиб. Дампилои Б. Б.

Книга представляет собой учебник по освоению некоторых

аспектов теории познания. Еe изучение входит в учебную программу изучения логики и теории познания на всех философских факультетах буддийских монастырей. Чтение книги и ее адекватное понимание представляет определенные трудности, обусловленные специфичностью терминов, а также особой формой изложения материала в виде структур для диспутов.

Книга адресована всем, кто интересуется буддийской логикой и теорией познания.

©Дампилон Б. Б., 2001 ©Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», 2001 Верстка и макетирование Головань А. В., 2001

Намо шpu-манзугошая сарасва cmuдза маха диме праяцза.

Склоняясь перед отцом и матерью Манзушри, сокровищницы знания,

А также перед бесчисленными Буддами, приносящими благо сансары и нирваны-

Изложу сто тысяч знаний, рассеяв тьму собственного неведения,

А также разные мнения разных школ относительно теории сознания.

В своем сочинении об учении о сознании выделяю два раздела. Субъект - сознание, и объект.

Первое. Приведение первоисточника и изложение значения. Во втором разделе Праманавартики об истинности познания сказано:

В зависимости не от блага и не блага материального,

А от особого функционирования сознания,

Мудрость и множество других благ

А также не благо появляются

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТЕРМИНЫ,CИHOHИMЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Определение сознания: ведение собственного объекта. Пример: мудрость, познание и тому подобное. Эти два обладают значением ведения,так как восприятие внешнего объекта есть определение ведения собственного объекта.

Термины:Ум, сознание, ведение, ясность и другие имеют одно значение. Определение сознания: ясность и нематериальность. В Праманавартике говорится:

Сущность ясного в полной ясности

Более пространное определение сознания таково: ведение собственного объекта. И в Праманавартике сказано:

Таким образом, если сознание есть сознание

То это сознание есть ведение себя

Определение сознающего: нематериальность, ясность восприятия собственного объекта. В Праманавартике сказано следующее:

Значение полной ясности в себе

Есть сущность в полной ясности себя

В автокомментарии на «Украшение Мадхьямики» говорится:

Если сознание есть ясность, то ясность есть неясность...

Слово «нематериальное» имеет отрицательное значение, так как во «Вхождении в практику бодхисаттвы» сказано: сознание противоположно материальному..., в «Украшении Мадхьямики» говорится следующее:

Виджняна появляется только как противоположное от сущности материального...

Здесь некоторые возражают, находя противоречие в том, что, по их словам, определение ведения заключается в восприятии умом образа объекта, тогда как самоосознавание не имеет образа объекта [а потому не может считаться ведением, а значит и сознанием].

Некоторые говорят, что самоосознавание есть ум, воспринимающий собственный объект, так как является ведением. Это так, поскольку является самоосознаванием. Логический признак принят тобою. Если согласен, [то самоосознавание] возникает в образе собственного объекта, так как воспринимает собственный объект.

Недостаточное основание [необязательно].

Основание необходимо, так как воспринимает образ собственного объекта. Это так поскольку воспринимает собственный объект. Здесь также недостаточное основание.

Здесь в трех случаях согласие не уместно, так как не возникает в образе подобия объекта. Это так, поскольку является умом, не имеющим двойственного восприятия объекта и субъекта. Это так, поскольку является самоосознаванием. Проникновение необходимо, так как об этом говорит «Украшение Мадхьямики»:

Присущее ему самоосознавание свободно от объекта и субъекта действия...

На это некоторые говорят, что самоосознавание также не воспринимает образ самого себя, так как является сознанием, не имеющим какого-либо образа. Это так, поскольку в автокомментарии на «Украшение Мадхьямики» сказано:

Подобно тому, как сознание, которое имеет какой-либо образ, таким же образом мы не можем говорить о самоосознавании...

Проникновение не необходимо, поскольку здесь говорится только лишь о том, что не существует двойственного восприятия объекта и субъекта. В противном случае (самоосознавание) не будет являться сознанием, так как не воспринимает образ объекта, так же как и образ самого себя. Основание принято.

Если согласен, (то) не является также и субъективным образом, так как твое утверждение соответствует этому.

Согласие не уместно, поскольку образ голубого цвета при чувственном восприятии является образом объекта и сознанием, воспринимающим посторонний объект, тогда как ощущение самоосознающее и относится к субъектному образу. В «Украшении логики» говорится: «Чувственное восприятие голубого цвета состоит из двух частей - восприятия oбpaза объекта и ощущения. Первый из них является образом объекта, а второй чувственным восприятием самоосознавания». Некоторые слова из текста нуждаются в уточнении.

Некоторые тибетские логики говорят, что определение ума заключается в субъекте, воспринимающем объект. Если это так, (то) субъект - индивид является умом, так как соответствует определению ума.

Классификация.Существует шесть классификаций заключающиеся:

1) Познающий и не познающий ум.

2) Классификация на семь видов.

3) Познание и не познание.

4) Концептуальный и не концептуальный ум.

5) Чувственное познание и умозаключение.

6) Первичное и вторичное сознание.

В Праманавартике говорится:

Наши рекомендации