Послание Исидора, митрополита Русского
«Исидор, Божьей милостью преосвященный митрополит Киевский и всея Руси, легат престола, происходящего от апостольского ребра, Польского, Литовского и Немецкого, всем и каждому христианину, верному Христовой вере, вечного спасения от Господа Исуса Христа в связи с объединением своей веры, мир и благодать. Возрадуйтесь и возвеселитесь все, ныне живущие о Господе, что восточная и римская церкви, в течение сколького времени разделенные и враждовавшие, ныне истинным объединением соединились в свое первоначальное единство, в мир, тишину и любовь и пришли к состоянию древнего единоначалия безо всякого разделения. Все христоименитые люди, как латиняне, так и фрязи, и все другие, принадлежащие к святой соборной великой церкви Константинопольской, а также и русские, сербы, валахи и все другие христианские народы, истинно верующие во Христа Исуса, Сына Божьего и Бога, создавшего все, и небесное и земное, в Нем вся наша жизнь и вся наша надежда и в нынешнем веке и в будущем, - примите это пресвятое соединение и единоначалие с великой духовной радостью и честью. Прошу всех вас, [верующих] в Господа нашего Исуса Христа, с нами милость сотворившего, чтобы никакого разделения с латинянами у вас не было, поскольку все мы - рабы Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и крещены во имя Его. Если бы у вас был один Бог, одна вера, одно крещение, то были бы среди вас согласие и тишина, и мир, и любовь о Христе Исусе. Вы же, латинские народы, принимайте всех, исповедующих греческую веру, без всякого размышления: ведь, все они крещены, и крещение их свято и принимается римской церковью как нетинное и равное, и какое крещение в римской церкви, такое же и в восточной церкви, чтобы отныне между вами не было больше никакого злого сомнения и разногласия. Но как латиняне, так и вышеупомянутые греки к единой церкви теперь присоединились, с чистым и сокрушенным сердцем молитвы и моления Господу Богу должны приносить, чтобы было все едино. И когда греки находятся в Латинской земле или в том месте, где в Латинской и Римской земле расположены латинские церкви, пусть все они божественную службу с дерзновением умиленного сердца посещают и принимают Тело Исуса Христа с сокрушенным сердцем и честь воздают, как в своих церквях в своих странах, где кто живет; а на покаяние приходят к латинским священникам и Тело Господа Исуса Христа Бога нашего от них принимают. А латиняне также должны ходить в греческие церкви и слушать божественные службы, с теплой верой и сокрушенным сердцем поклоняться тому же Телу Исуса Христа, потому что Тело Исуса Христа истинно, а также священно у греческого священника в кислом хлебе, как священно и у латинского пресвитера в пресном хлебе, и поэтому можно употреблять и пресное, и кислое. Латиняне также могут приходить на покаяние к греческим священникам и принимать от них святое и божественное причастие, поскольку все едино и истинно. Так вселенский великий собор решил на заседании после многих рассуждений и изучений святых Божественных Писаний, происходивших в честной и большой церкви, в городе Флоренции, в год воплощения Господня 1439, месяца июня в 6 день».
В ту же зиму вернулся грек Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, от папы с восьмого собора в Риме на Русь, в Киев, и начал называться легатом от ребра апостольского.
Об Исидоре
В ту же весну вернулся Исидор на Русскую землю и, направляясь к Москве, говорил, что объединились на этом великом соборе восточные церкви с западными; и захотел соединить православие, великую державу Московскую великого князя Василия Васильевича с латинством, но не допустил этого Господь Бог.
Теперь митрополит Исидор в своих грамотах стал называться легат престола, происходящего от апостольского ребра, Польский, Литовский и Немецкий, а перед собой повелевал носить латинский крыж, то есть крест, и три серебряные палицы в честь фряжского права; в молитвах же и службе божественной литургии вместо святых вселенских патриархов сначала поминал, величал и прославлял Евгения, папу Римского, которому за золото отдал святую веру греческого православия.
И пришел в Москву в третью неделю святого Великого поста, и в тот день служил молебен за великого князя и за все православное христианство и божественную литургию служил, и сначала поминал Евгения, папу Римского.
После окончания божественной службы повелел своему протодиакону в стихаре с орарем, войдя на амвон, громко прочитать грамоту восьмого еретического непризнанного собора, в которой было написано богомерзко и богоотступно, что латинская ересь, разделяющая Святую Троицу, утверждает, что Дух Святой от Отца и от Сына исходит, и пресное, мудрствуя, соединяет, утверждая, что и в пресном, и в хлебе с закваской Тело Исуса Христа должно претворяться. А об умерших так писано: «Кто в истинной вере и исповедании Божьем со смирением принял кончину, но плод покаяния не успел принести о своих согрешениях, о чем духовные отцы заповедали, то такие очистятся после смерти муками». Но все таковое, мудрствуя, сделал с истинной верой православия ради ереси, чтобы, прельстив, отлучить христианство от божественного закона. И так обо всем произошедшем на соборе поведал.
А сам Евгений, папа Римский, прислал с митрополитом свое послание к благоверному великому князю Василию Васильевичу, написав в своей грамоте: