Подпериод А. СТАНОВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Стадии 1. Гипотстикодедуктивная логика и комбинаторика 12-14 лет

Подпериод В. Достижение формальных операций

Стадии 2. Структура "решетки" и от группа четырех трансформаций (INRC) от 13 14 лет

Умственная отсталость (УО) – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившейся рез-том перенесенных органических повреждений ЦНС.

Существует в 2х ф-мах:

1) Олигофрения

2) Деменция

Олигофрения(от греч. малоумие) – это врожденное или приобретённое в первые годы жизни слабоумие, выражающиеся в общем психич. недоразвитии с преобладанием ИНТЕЛ-ого дефекта и затруднением соц адаптации.

Диффузное нарушение коры головного мозга и подкорковых органов.

ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ:

1) ЭКЗОгенного х-ра (внеш):

- инфекционные заболевания матери во время беременности

- травмы плода и новорожденного

- родовые травмы

- неблагоприятные экологические воздействия

- инфекционные заболевания ребенка до 1 года жизни.

2) ЭНДОгенного х-ра (внутр):

- нарушение хромосомного набора, генные мутации

- наследственность (напр, хронический сифилис)

- заболевания эндокринной системы матери

- УО одного или обоих родителей

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

В современной мировой класс-ция выделяют 4 СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ:

1) легкая УО (ДЕБИЛЬНОСТЬ – класс-ция по глубине дефекта)

2) умеренная УО (ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ – класс-ция по глубине дефекта)

3) выраженная УО (имбецильность – класс-ция по глубине дефекта)

4) глубокая УО (ИДИОТИЯ - класс-ция по глубине дефекта)

ДЕМЕНЦИЯ(от лат. безумие) – ПРИОБРЕТЁННОЕ слабоумие. При деменции имеется период нормального психического развития.

Виды деменции:

1) органическая

2) эпилептическая

3) шизофреническая

Деменция м/б:

- резудуальная органическая – означает остаточная

- прогрессирующая – процесс прогрессирует.

СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ деменции:

ЛЁГКАЯ. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к САМОСТ. ж/ СОХР-ся, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.

УМЕРЕННАЯ. Предоставлять больного самому себе рискованно, ТРЕБУЕТСЯ определенный НАДЗОР.

ТЯЖЁЛАЯ. – ТРЕБ-ся ПОСТ. НАДЗОР. (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит).

ПРИЗНАКИ ДЕМЕНЦИИ:

В раннем возрасте проявляется в виде утраты поздноприобретённых навыков.

При заболевании в старшем дошк-ном возрасте наиболее выражено искажается игровая деят-ть, она становиться однообразной, стереотипной.

Если в мл шк-ном возрасте, то наиболее страдают учеб навыки, а также снижается И-туальная работоспособность и учеб деят-ть в целом.

Первыми признаками начала деменции яв-ся появление полевого повед-ия (нецеленаправленность), общей двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, некритичности, немотивированно повышенного фона настроения.

ЗПР – это синдром временного отставания психики в целом или ее отдельных сфер: моторной, речевой, эмоц-ой, И-туальной, волевой и т.д.

Класс-ция ЗПР Лебединской К.С.(от самой лёгкой к тяжёлой):

1) ЗПР психогенного происхождения – связано с неблагоприятными соц условиями, предшествующими правильному формированию личности ребёнка. Сюда в первую очередь относят: 1) соц-о-пед-ски запущенных детей; 2) дети, воспитывающиеся в домах грудничка, круглосуточных детских яслях.

2) ЗПР конституционального происхождения – это так называемый гармоничный инфантилизм или психоорганический инфантилизм. Задержка проявляется в отставании развития эмоц-но-волевой сферы, к-ая находится как бы на ранней ступени развития. Х-рно также отставания физич развития. Для таких детей х-рна эмоц-ность, повышенный фон настроения, х-рна яркость эмоций, повышенная внушаемость, преобладание игровых интересов. Игра хорошо развита, сюжетно-ролевая с долей творчества и воображения. Могут играть целый день. При норм И-те незрелость мотивационной сферы, неумение произвольно управлять своим повед-ием. Необходимо стимулировать их деятельность, самооценка слабодифференцирована.

3) ЗПР соматогенного происхождения – связана с соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретёнными пороками развития. Основная роль в задержке принадлежит стойкой астении, к-ая снижает психич и физич тонус. Для таких детей х-рна повышенная истощаемость, утомляемость, в рез-те чего нарушается внимание, страдает память, плохо усваивается мат-л на уроке, что приводит к неуспеваемости. Преобладают игровые интересы, но игра развита слабо, она однообразна, монотонна, стереотипна и более похожа на уход ребенка от реальности. Нередко имеет место задержка эмоц-ого развития.

4) ЗПР церебрально-органического происхождения – этот вариант встречается чаще и нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений. Церебрально-органическая недостаточность накладывает отпечаток на всю стр-ру ЗПР. Часто отмечается нарушение восприятия, фонетико-фонематического слуха, нарушение памяти, гнозиса, праксиса.

Класс-ция Певзнера М.С., к-ый выделил клинические варианты ЗПР:

1) инфантилизм с недоразвитием эмоц-но-волевой сферы при первично сохраненном И-те;

2) инфантилизм с недоразвитием познавательной деят-ти осложнённой нейродинамическими нарушениями

3) инфантилизм с недоразвитием познавательной деят-ти осложнённой недоразвитем речи.

Власова, Лебединская, Лубовский, Певзнер выделяют 2 ф-мы ЗПР:

1. Ψ-кий инфантилизм, длительно текущее астеническое состояние.

2. ЗПР с первичным нарушением познавательной деят-ти связанным с деффицитарностью отдельных корковых ф-ций.

Наши рекомендации