Образ как синтез впечатлений
Оба определения образа, описанные в предыдущем разделе, как было показано, ошибочны. Образ не есть ни воспроизведенное впечатление, ни воспроизведенная перцепция. В первом случае, поскольку мы часто представляем объекты (например, мелодии) без повторного переживания впечатлений, через которые эти объекты нам были даны; а во втором случае, поскольку, в силу ограниченности суждений в образах, они сильно отличаются от перцепций, так что мы не можем их рассматривать как реконструкцию перцепций. На самом деле, оба определения не столько результаты серьезного психологического анализа, сколько некоторые выдержки из теории восприятия, которая полагает, что все образы прямо или косвенно имеют в своей основе перцепцию. Поскольку современная психология построена на основе подобной теории восприятия [14], не удивительно, что существуют именно такие определения образов.
Однако, требования нашей теории восприятия должны согласовываться с результатами психологических исследований. Следовательно, должен быть способ как-то соотнести результаты, иначе наша теория восприятия должна будет отвергнуть исследования психологического анализа. Если источник образа — перцепция, а образ не является реконструкцией ни перцепций, ни впечатлений, содержащихся в тех перцепциях, тогда наша теория восприятия и данные психологических исследований могут согласовываться, если в перцепции удастся найти некий третий элемент, который бы не являлся ни суждением, ни впечатлением, но позволил бы нам найти основу образов в перцепциях. И конечно же, впечатления и суждения не исчерпывают понятие перцепции.
Когда мы осознаем вещь, нам дается набор впечатлений. Например, в случае апельсина, мы переживаем определенные зрительные впечатления. Притом они не существуют по отдельности, они суть нечто целое, но не математическая сумма, а, как говорят некоторые английские психологи, они интегрируются. Процесс этот обычно происходит настолько быстро, что ускользает от нашего внимания. Например, ощущая апельсин, человек не может выделить моменты когда он получает отдельные впечатления, и когда они интегрируются в целое. Тем не менее, достаточно примеров, когда разница между этими моментами четко проявляется.
Например, мы рассматриваем фигуру, скрытую в пейзаже, в первый момент у нас уже есть впечатления, происходящие от линий и точек, которые составляют эту фигуру. Несмотря на это, мы не можем выделить [фигуру] саму: мы ее не видим, поскольку не можем постигнуть эти линии и точки как целое, т.к. они принадлежат иным целым, составляющим пейзаж (деревья, горы и т.д.). Как только рассудок объединил отдельные впечатления, порожденные линиями и точками фигуры, в целое, т.е. произошла интеграция впечатлений, именно тогда мы действительно видим фигуру среди этого пейзажа.
Другой пример — слуховые впечатления: бывает непросто уловить мелодию в сложном музыкальном произведении. Когда мы слушаем такую композицию, определенно, мы получаем именно те слуховые впечатления, которые вместе составляют мелодию; и слышим именно в том количестве, в каком их слышит человек, обладающий способностью мгновенно схватить мелодию. Несмотря на это, мы ее не слышим. Звуки, соответствующие нашим впечатлениям, не формируют целого; они следуют друг за другом без какой бы то ни было связи и согласия. Мы осознáем мелодию только в случае интеграции отдельных звуковых впечатлений, когда они перестанут быть просто последовательностью несвязанных, обособленных впечатлений, когда наш рассудок примет их как целое, и они станут частью [этого целого].
В этих примерах отдельные впечатления, получаемые одновременно или же в виде направленной последовательности, как видно, сливаются в единое целое; в других случаях этот процесс не столь ясный. Все же кажется, что полноценный рассудок никогда не получает впечатлений, которые бы не претерпели какой-либо интеграции. Можно показать, что даже при рассматривании едва различимой точки или прослушивании элементарного звука такая интеграция имеет место [15].
Итак, перцепция состоит из трех элементов: впечатления, синтеза (интеграции впечатлений в целое) и суждения. Поэтому, коль скоро образ — ни воспроизведенная перцепция в целом, ни просто воспроизведение впечатления, то единственное, что остается, это рассматривать его в точности как синтез впечатлений [16]. Именно так Вундт, Скрипче, Струве понимают этот вопрос, рассматривая образ как синтез чувственных впечатлений. Принимая данное выше определение, мы избегаем возражения, что мелодию мы можем представить без воспроизведения впечатлений, пережитых непосредственно в момент прослушивания. В основе образа, как синтеза впечатлений, действительно, лежат впечатления (непосредственные или повторенные), но не их простая реконструкция. Следовательно, образ может быть основан на любом впечатлении, для которого может быть построено адекватное целое.
Будучи синтезом впечатлений, образ по-прежнему остается отличным от впечатления. Разница между образом и впечатлением, однако, не в том, что впечатление имеет место как под действием внешних стимулов, так и без них. Она состоит в том, что целые состоят из элементов, и впечатления суть такие элементы. Образ относится к впечатлениям так же, как целое относится к своим частям.
Можно спросить, как впечатления объединяются в образ. Психология еще не дала ответа на этот вопрос, да и вряд ли когда-нибудь даст. Формирование образа, по всей видимости, принадлежит к тем ментальным феноменам, которые не поддаются никакому анализу, никакой попытке описания. Мы прекрасно знаем их из нашего собственного опыта, но мы не в состоянии их проанализировать или сказать, что они из себя представляют. Описание здесь должно быть заменено приведением достаточного количества примеров. Когда мы говорим, что образ есть синтез впечатлений, мы можем пояснить этот синтез только посредством примеров. Например, когда человек видит какую-то цветную поверхность, он получает огромное количество зрительных впечатлений, поскольку от каждой точки этой поверхности к сетчатке глаза исходят стимулы, т.е. лучи света. Несмотря на это, в сознании появляется не мозаика впечатлений, но целостный образ цветной поверхности: все впечатления интегрируются в единое целое. То же и с другими видами чувств. Этот синтез характеризуется четкой унификацией впечатлений, которые входят в композицию: в некотором смысле, впечатления сочетаются друг с другом, и именно поэтому образы иногда называют конкретными, или соединенными.
Определение, рассматривающее образ как синтез чувственных впечатлений, не позволяет нам рассматривать образы как следы исчезнувших впечатлений или перцепций, оставшиеся в нашем рассудке или мозге. Образ уже существует вместе с перцепцией — его частью. Если кто-то ощущает карандаш или книгу, то он уже имеет образ карандаша или книги от момента, как это ощущение началось; то же для любой перцепции. Образ, появляющийся в уме в момент перцепции, отличают от других видов образов и называют перцептивным образом (Wahrnehmung-Vorstellungen, sense-images).
Образ может существовать и без адекватной перцепции. Мы можем воспроизводить ранее пережитые впечатления, хотя не совсем понятно что из себя представляют эти воспоминания, воспроизведения, повторения впечатлений. Некоторые рассматривают их как более слабое повторение старых впечатлений. В соответствии с этой теорией, непосредственные впечатления, пережитые как результат влияния внешних стимулов, отличаются от воспроизведенных впечатлений только своей яркостью. Другие придерживаются мнения, что непосредственные и воспроизведенные впечатления отличаются по существу. Однако, это противоречие может быть разрешено; нет сомнения, что мы можем вызывать ранее пережитые впечатления, т.е. воспроизводить или повторять их. Все же, никакие впечатления не бывают изолированными, они всегда пребывают в некотором контексте, точно так же, до некоторой степени, мы их воспроизводим посредством интеграции (т.е. синтеза).
Синтез этих воспроизведенных впечатлений может иметь две формы. Одна из них в точности аналогична тому синтезу, который имел место при изначальной интеграции впечатлений, когда они являлись непосредственным результатом стимулов. В этом случае синтез воспроизведенных впечатлений воспроизводит синтез первичных впечатлений, и называется «репродуктивным образом» (Erinnerung-Vorstelung, memory image, representation, wyobrazenie odtworcze). Вторая форма отличается: в этом случае синтез появляется как нечто новое, спонтанный и непреднамеренный продукт фантазии, и называется «креативным образом».
Определение образа как синтеза впечатлений не противоречит фактам психологии; более того, оно объединяет в один класс три группы ментальных явлений со сходными основными свойствами (перцептивные, репродуктивные и креативные образы). Поэтому, ему должен быть отдан приоритет по отношению к другим определениям. Однако, скоро мы покажем, что такое определение охватывает лишь один вид образа, и не учитывает другой, не менее важный.