Вопрос 53.Виды доказательств
По способу обоснования тезиса различают два вида доказательства: прямое и непрямое (косвенное).
1. Прямое док-во - обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям.
Прямое обоснование может принимать форму:
(1) Дедуктивное обоснованиевыражается в подведении частного случая под общее правило. Тезис о принадлежности(непринадлежности) определенного признака конкретному предмету(явлению) обосновывают ссылкой на известные законы, обобщения, аксиомы.
Особенность дедуктивного обоснования состоит в том, что при истинности посылок-аргументов, а также при соблюдении правил вывода оно дает достоверные результаты. Истинность тезиса в этом случае с необходимостью вытекает из посылок. Дедуктивное рассуждение выполняет также объяснительную или оценочную функцию. Это повышает убеждающее воздействие дедуктивного обоснования.
(2) Индуктивное обоснование—логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определенного рода, к тезису, обобщающему эти случаи.
(3) Обоснование в форме аналогии— это прямое обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления.
2.Непрямое(косвенное) док-во - называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.
Различие в структуре конкурирующих допущений определяет два вида косвенного обоснования:
(1) Апагогическое - обоснование тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения — антитезиса. Аргументация в этом случае строится в три этапа.
Первый этап. При наличии тезиса(Т) выдвигают противоречащее ему положение — антитезис (неТ); условно признают его истинным(допущение косвенного доказательства) и выводят логически вытекающие из него следствия.
Второй этап. Логически выведенные из антитезиса следствия сопоставляют с положениями, истинность которых ранее установлена (F). В случае же несовпадения отказываются от этих следствий.
Третий этап. Из ложности следствий логически заключают о ложности допущения.
(2) Разделительное - косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.
В отличие от апагогического в разделительном обосновании фигурируют не два (Т и неТ), а несколько положений — Т, В, С, каждое из которых претендует на роль тезиса и полностью или частично исключает все другое.
Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность всех членов дизъюнкции, кроме одного (Т). Тем самым косвенно обосновывают истинность оставшегося тезиса. Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса (tollendo ponens) разделительно-категорического умозаключения:
TvBvC,неB,неC / T.
Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, или закрытым: <Т v В v С>. Если же рассматриваются не все варианты решения, то метод исключения не обеспечивает достоверность тезиса, а дает лишь проблематичное заключение.
Вопрос 54.Аргументация, критика и опровержение. Форма критики. Способы опровержения.
Критика
Критика— это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.
По форме выражения критика бывает:
Неявная критика— это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места(«Ваши идеи мне представляются сомнительными»). Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.
Явная критика— указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.
По направленности явная критика может быть трех видов:
1. Деструктивная критика - критика, направленная на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса(аргументов или демонстрации).
Опровержение-рассуждение направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности(недоказанности).Виды опровержения:
(1) Критика тезиса — весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой — показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса. Тезис расценивают как заведомо ложный, если пропонент заранее знал об этом, но отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.
(2). Критика аргументов. Поскольку аргументация — это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса.
Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении.
(3)Критика демонстрации — третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.
Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования.
Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях.
2. Конструктивная критика - обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента.
В случае конструктивного подхода оппонент не занимается деталями — отдельными аргументами, слабыми местами и неточностями в рассуждении пропонента. Стратегия конструктивной критики выражается в следующем.
(1) Четко и развернуто представить тезис своего выступления.
(2) Показать, что этот тезис отличается от утверждений пропонента и противоречит ему как альтернативный.
(3) Сосредоточить усилия на подборе аргументов в пользу выставленного тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию.
Конструктивная ориентация в критике позволяет оппоненту использовать тактику выбора: аудитории и экспертам предлагается самим сделать выбор из двух представленных предложений — тезиса пропонента и антитезиса оппонента. Такой подход отличается объективностью и корректностью в отношениях между субъектами аргументативного процесса.
Использование конструктивной критики в дискуссиях означает переход оппонирующей стороны в конструктивную оппозицию.
3. Смешанная критика - критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.
Считается наиболее основательным(убедительным). Это объясняется сочетанием в нем позитивного и негативного подходов: наряду с обоснованием собственного тезиса, альтернативного утверждению пропонента, оппонент подвергает критике и тем самым разрушительно воздействует на рассуждение пропонента в целом.
В зависимости от последовательности выполняемых операций смешанная критика строится двумя способами.
Конструктивно-деструктивная композиция - оппонент вначале обосновывает свой тезис и противопоставляет его утверждению пропонента, затем подвергает критическому анализу и вскрывает недостатки в аргументации пропонента.
Деструктивно-конструктивная композиция - оппонент вначале подвергает критике рассуждения оппонента. Затем — позитивная процедура — обоснование собственного тезиса, альтернативного утверждению пропонента.
Зависит от конкретных условий развертывания дискуссии: убедительности аргументации пропонента; наличия слабых мест в его рассуждениях; отношения аудитории к высказанным предложениям и других условий.