Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа

Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемы объяснения новых фактов, не совместимых с положениями принятой теории.

Решение — выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

Решение — выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

3. Появление в теории парадоксов.

Решение — пересмотр принципов данной теории.

Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

Научное познание в следственной практике.

Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:

Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru . . . Т П Г Т П Г . . .

Г Г

Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа - student2.ru Г Г

То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.




Литература:

Основная

1. Логика: Учебник для юридических вузов/ Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф.Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

Дополнительная

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

8. Михалкин Н.В.Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

Наши рекомендации