Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения
Общий, заключительный вывод
Дедукцией называется умозаключение, или форма мышления, противоположная по исходным, конечным позициям и по своей направленности индукции. При дедукции в качестве исходной посылки выступает некоторое общее утверждение, истинность которого уже доказана. Из него выводится ряд частных утверждений путем прямого вывода или вывода через несколько последовательных шагов. Две схемы умозаключения типа дедукции, аналогичные схемам индукции, представлены на рис. 5 и 6.
Творческое мышление
Что такое творческое мышление.Ранее, рассматривая вопрос о видах мышления, присущих человеку, мы уже выделили творческое мышление как особенный вид и дали ему краткую характеристику. Теперь рассмотрим его подробнее.
Творческое мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача* раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое1.
1 Правда, речь идет о случаях, касающихся, например, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, когда оно достигает весьма высокого уровня. Высокоразвитым наглядно-действенным мышлением является, например, мышление, которое присуще мастеру, способному руками делать высокохудожественные вещи, а в качестве высокоразвитого наглядно-образного мышления может выступить мышление художника.
Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными. Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал.
Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем.
При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно творческого мышления и отделения творческого мышления от нетворческого. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:
Какое мышление следует считать творческим: то, в котором рождается нечто новое только для данного человека, или то мышление, в котором появляется нечто новое для всех людей?
Можно ли считать творческим мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и никогда до них не справился?
В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как творческого будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.
Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление творческим? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не станем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать творческим.
В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки. Так, по крайней мере, обстоит дело с так называемыми творческими задачами, которые психологами используются в экспериментальных исследованиях, направленных на изучение мышления человека. Некоторые примеры подобного рода задач приведены на рис. 7.