Основные формы мышления
Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств, предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими.
Эмпирические понятия фиксируют одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. По этому поводу А. Шопенгауэр в "Афоризмах житейской мудрости" пишет: "В то время как мы с такой серьёзностью работаем над первым наглядным разумением вещей, воспитание, с другой стороны, старается привить нам понятия. Но понятия не дают подлинной сущности, - последняя, а стало быть, основа и истинное содержание всех наших познаний, заключается, напротив, в наглядном постижении мира. А это постижение может быть приобретено только нами самими, и его никаким способом нельзя нам привить".
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному.
Имеется особый случай, когда суждение не может принять значения истинно или ложно. Такой случай называют сомнением. Сомнение - психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод. Если ум не может обнаружить причин, аргументов, которые бы позволили ему прийти к однозначному решению относительно правильности или ошибочности своего мнения, тогда сомнение является отрицательным (то есть фактически блокирование дальнейшего анализа и выводов, "избегание" дискретизации). Если же разум выявил причины и они равной, подобной, сравнительной важности, делая, таким образом, унитарное решающее мнение невозможным, тогда сомнение считается позитивным (включающим инвариантность). В обоих случаях результатом является: невозможность формирования окончательного суждения (воздержание от него). Существует множество примеров, где человек не может победить, дискретизировать, перевести в стадию определенности свои сомнения.
Следует отметить также, что сомнение присуще в большей или меньшей степени любому суждению, и определённость или окончательность суждения никогда не является абсолютной. Суждение может считаться окончательным, или абсолютно определённым лишь в случае привязки к определенной ограниченной (фиксированной) точки зрения (так сказать, одной системы координат).
Сомнение считается фундаментальным отличием мыслящей и не мыслящей природы (кибернетического устройства). Задачи, стоящие перед существами мыслящими, имеют инвариантный набор решений, без эмпирических "взвешиваний" обойтись невозможно. Любое взвешивание может быть сделано только с допустимой погрешностью, в конечном счёте - это означает наличие сомнения в достаточной, для данного случая, точности этого взвешивания. По своей природе, вычислительной машине не присуще сомнение. Состояние неопределённости парализует действие машины. Это в свою очередь означает, что пока вычислительная машина не начнёт сомневаться, до того не получим конкурента человеческого разума в лице искусственного интеллекта. Для такого случая учёные должны найти алгоритм решения уравнений с множеством неизвестных, программисты - запрограммировать машину, и если машина сможет их решать, мы получим мыслящее кибернетическое устройство. А это сделать невозможно, в силу невозможности решить уравнение с n-ным количеством неизвестных. Таким образом, сомнение является признаком мыслящего существа.
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Силлогизм (от греч. sillogismos) категорический - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму ("Все S суть Р", "Ни одно S не есть Р", "Некоторые S суть Р", "Некоторые S не есть Р"), следует новое суждение (заключение), имеющее также субъектно-предикатную форму.
Примером силлогизма может быть следующее дедуктивное умозаключение:
Суждение 1: "Все жидкости упруги";
Суждение 2: "Ртуть - жидкость";
Следовательно,
Умозаключение: "Ртуть упруга".
Различают умозаключение: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Умозаключение можно определить и как логическую форму выводного знания, состоящую в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.
Роль рационального познания абсолютизировал рационализм. Его представители (Декарт, Лейбниц, Гегель и др.) утверждали, что всеобщие истины не выводимы из содержания чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из мышления. Несостоятельность такой односторонней оценки отмечали многие мыслители. Например, Кант подчёркивал, что ни одну из познавательных способностей человека нельзя преувеличивать, так как без чувственности предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет нельзя было бы мыслить. В познавательной деятельности непосредственный и опосредованный, знаковый и образный, рассудочный и интуитивно-смысловой, сознательный и бессознательный, моменты взаимно дополняют друг друга, но представлены они в различных способах постижения реальности не одинаково.