Метаязык и метапредставление
Мы уже достаточно писали об этом методе мышления. Можно сказать, что вся эта книга является примером такого рода подхода. Сам анализ логических уровней сознания и даже корректное введение этого понятия возможны лишь при последовательном использовании метаязыка применительно к психосоматическим и психофизическим (в принятом нами смысле этого слова) феноменам. Действительно, каждый последующий уровень представляет собой метапредставление структурных элементов предыдущего. Тем не менее, имеет смысл сделать еще несколько замечаний.
Прежде всего, переход от концепции к метаконцепции вовсе не означает смены знаковой системы. Это значит, что, говоря о метаязыке, мы имеем в виду не замену одних знаков другими, а переход от одних принципов коннотации к другим - более общим. В этом легко убедиться, представляя себе смысл (это и есть коннотат) того или иного слова (т. е. знака), в зависимости от когнитивных вопросов, присущих разным логическим уровням сознания.
Например, смысл слова жизнь будет меняться от констатации некоторых внешних признаков к выяснению глубоких мировоззренческих и философских проблем.
Таким образом, знаковая система всегда лишь связана с коннотационной, а вовсе не порождается ею. Знак может быть использован для самых различных коннотации, в разных культурных и познавательных контекстах. Последнее обстоятельство порождает очевидные трудности - изменение принципов коннотации может быть воспринято только сознанием, которое также осуществляет переход от уровня концепции к следующему уровню - метаконцепции. Путаница между разными коннотациями, а точнее, разными уровнями коннотации, которые определяются одним и тем же словом, приводит к тому, что иногда проще ввести новый термин (т. е. новый знак), чем постоянно разграничивать смысловые контексты одного и того же термина.
С другой стороны, часто приходится слышать о «девальвации» тех или иных понятий, тех или иных слов. На самом деле речь здесь идет об использовании массовым сознанием этих слов (знаков) применительно к самому примитивному уровню коннотации, связанному с внешними логическими уровнями сознания. Напротив, слова, связанные с коннотатами, возникающими на глубинных уровнях, всегда исполнены смысла и значения - в буквальном смысле этого слова, поскольку они максимально приближены к денотатy (уровню значения), собственно к «вещи». Возникает впечатление, что слова рождаются в момент произнесения, что их никогда прежде не было; знаковая система все та же - коннотация другая.
Операция перехода от представления к метапредставлению всегда связана с радикальным расширением поля зрения. Имея дело с экономическими представлениями, мы, вместо экономики конкретного предприятия, рассматриваем его связи и положение в макроэкономической структуре; рассматривая живое существо, переходим от его физиологии к экологическим взаимодействиям внутри связанного с ним биоценоза; рассчитывая конструкцию механизма, движемся не от отдельного узла, а от параметров машины в целом. При этом метаконцепция совсем не обязательно означает переход от одних объектов к другим - более крупным, включающим первые. Переход от натуральных чисел к рациональным и далее - к действительным вовсе не означает смены денотата, объекта отражения -изменяется только коннотация: сперва «числом» считается только целое число, затем - такое, которое может быть корнем уравнения первой степени, затем - любое число на числовой оси. Здесь мы имеем дело с обобщением, с включением в поле зрения существенно большего числа аспектов изначального объекта отражения, реальной «вещи», а не с изменением самого объекта. Переход от разрозненного изучения и описания отдельных химических элементов к периодической системе элементов Менделеева также демонстрирует нам движение от языка к метаязыку. Опять-таки, сами объекты остаются теми же - это химические элементы, но прежде они представлялись не связанными между собой, а после перехода к метаязыку стали представляться аспектами одного и того же явления.
Последнее очень важно. Переход от концепции к метаконцепции всегда происходит таким образом, что известные первой феномены оказываются следствиями феноменов более «высокого» порядка, о существовании которых концепции неизвестно и которые «возникают» только на метауровне описания. Формально это можно было бы изобразить следующим образом:
= {а1 а2, а3... аn}, где а1...аn-
объекты, которые рассматривает концепция;
= {А1 => (а1, а2, а3... аn), А2, А3,... аm }, где А1... Аm -
объекты, которые рассматривает метаконцепция.
Здесь, соответственно, Кn - концепция, - метаконцепция, а содержание фигурных скобок - присущие им коннотационные системы, их язык и метаязык.
При этом, оказывается, что переход от концепции к метаконцепции позволяет связать воедино несколько концепций «низшего» уровня. Действительно:
На практике переход от концепции к метаконцепции осуществляется, как правило, по следующей схеме:
Концепция => обобщение => метаконцепция => метапереход => =>конкретизация и сопоставление => другие концепции, включая первоначальную, между которыми выявляется связь
С этой точки зрения, концепциями, предшествовавшими периодическому закону Менделеева, как метаконцепции, являются химии отдельных элементов («химия водорода», «химия кислорода» и т. д. -они и сейчас являются отдельными главами общей химии, а «химия углерода» вообще превратилась в отдельную отрасль науки - органическую химию). Метапереход от натуральных чисел к рациональным позволил «объединить» арифметику и геометрию[106], а переход от рациональных чисел к действительным - алгебру и анализ[107].
Применительно к практике структурной психосоматики, это означает, что для разрешения какой-либо проблемы, кажущейся неразрешимой на данном логическом уровне, необходимо перейти к следующему логическому уровню - к метаконцепции и метаязыку.
В практике терапии это выражается в том, что работа с патологическими стратегиями требует перехода к уровню карт, а работа с искаженными картами - к уровню космограммы. Точно так же разрешение личных проблем человека требует обращения к его сознательному и семейному окружению, к культуральным и общественным структурам, в которые он вовлечен, а определение текущего психосоматического статуса и состояния - исследования его «личной истории» и соответствующих структурно-циклических параметров.
С точки зрения анализа, безразлично, касается ли это отдельной личности или каких-либо общественных институтов; это значит, что, исследуя вопрос, лежащий в плоскости какого-либо когнитивного вопроса, мы должны ставить другой вопрос - на следующем логическом уровне. Если, например, проблема формулируется в разрезе вопросов: «Каким образом это происходит? Каким образом на это воздействовать? Как этого добиться?» - должны формулироваться «более глубокие» вопросы: «Почему это происходит? Почему на это необходимо воздействовать? Зачем этого нужно добиться?» и т. д. Эти вопросы неизбежно приводят и к радикально более широкому взгляду на проблему, и к выходу на уровень метаконцепции, метаязыка.
Динамика и структура
Как было показано выше, динамические (или энергетические) проявления нарастают по мере развертывания базовой матричности от уровня «+0» к уровню «-0». Отсутствие внешней динамики, то, что мы воспринимаем как статику или иногда «пустоту»[108], на самом деле, представляет собой возрастание значения структуры, ее качество.
Вместе с тем, динамический элемент Универсума и человеческого существа всегда может быть представлен как структурный. Мы показали это на примере феномена времени, которое при переходе на более высокие уровни организации, расположенные ближе к базовой матрице антропосферы, теряет характеры самостоятельного физического процесса и оказывается всего лишь одним из аспектов структурно-ритмической природы Глобального взаимодействия. Другим хорошо известным примером сведения динамики к структуре является теория гравитации Эйнштейна.
Чисто методически сведение динамики к структуре всегда возможно потому, что, во-первых, при переходе на следующий уровень организации мы всегда можем обнаружить элемент, дополняющий любой отдельно взятый динамический элемент до некоторого суммарного постоянства; «действие» действительно всегда имеет «равное ему и противоположно направленное противодействие». В этом суть и содержание всех законов сохранения и принципа причинности.
Иными словами, обнаруживая в наблюдении некоторый динамический процесс или компонент, который всегда может быть выражен как некоторый вектор Zn, мы, при метаанализе всегда можем выявить и другой вектор (- Zn), такой, что Zn + (-Zn) = 0. Это «и другой вектор (- Zn), такой, что Zn + (-Zn) = 0. Это и приводит нас к мысли, что, в конечном счете, базовая матричная структура Универсума в векторном выражении имеет форму:
Во-вторых, сам метапереход на следующий уровень структурной организации, на котором феномены предыдущего уровня оказываются следствиями более общих феноменов, т. е.
A => (a1, a2, a3, … an),
означает неизбежную структуризацию коннотаций, присущих подчиненному уровню.
Преимущество структурного подхода очевидно на примере все тех же законов сохранения, которые позволяют переходить от слепой фиксации к констатации фактов («вещества стало больше», «вещества стало меньше» - если в качестве примера мы возьмем химию и закон сохранения количества вещества) к предсказанию возможных следствий и фактов, непосредственно не фиксируемых в первичном опыте (если «вещества стало меньше», значит, появилось какое-то новое вещество, которое можно обнаружить и выяснить его свойства). Нас же сейчас интересует другое.
Когда мы говорим о «периферичности» динамики, о возможности сведения динамики к структуре, это вовсе не означает, что динамики как таковой не существует, что она «нереальна». Наше утверждение следует понимать в плане сингулярной логики: если динамика это А, а «не-динамика» - А, то их объединение, которое мы и называем «структурой», есть объединение типа AT А, т. е. структура - это «ди-намика»-»и»-»не-динамика», где «и» - внутренний закон композиции соответствующего структурного уровня, а отрицание динамики ведет все к той же знакомой формуле:
А = А = А' => (АТА).
Это утверждение имеет очень важное значение для структурной психосоматики в плане предельной постановки проблемы: «Что такое сознание как таковое?». Читатель должен был заметить, что в настоящей книге мы нигде специально не рассматриваем конкретные психические (или физиологические) процессы. Это происходит потому, что для нас они сводимы к соответствующим структурным феноменам более высокого структурного уровня организации. Однако динамический непрерывный характер таких феноменов, как «сознание» или «жизнь», представляется интуитивно очевидным. Еще И. М. Сеченов писал: «Как основа научной психологии мысль о психической деятельности с точки зрения процесса, движения ... должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому как в современной жизни исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи. Принятая как проверочный критерий, она обязывает психологию вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе, движении».
Однако, говоря о структурных феноменах психосоматики, сознания и жизни, мы все время подразумеваем, что эти категории применительно к конкретным их носителям предполагают постоянную метаморфозу, изменение или, лучше сказать, становление. Таков, в частности, смысл концепций «личной истории» и «личной эволюции».
Здесь важны следующие обстоятельства:
- с точки зрения отражения-отреагирования как аспекта Глобального взаимодействия, любой конкретный уровень структурной организации представим в виде двух аспектов - динамики субъекта и «нединамики» объекта[109];
- с точки зрения предельного выражения субъективной процессуальности, при ее приближении к сингулярности «+0», мы можем выделить Абсолютную, «базовую» структурность сознания как первичного выражения базовой матричности - «не-динамику» - и приближающееся к ней индивидуальное сознание - «динамику».
Первое утверждение связано с устройством любого уровня относительно «высшего» по отношению к нему, а второе - со сквозным строением антропосферы, в котором базовая матричность представляет собой абсолютный аспект, а конкретное индивидуальное сознание -его относительное проявление. В этом смысле целью и идеалом «личной эволюции» и является приближение индивидуального проявления к универсальной первопричине: «типа индивида» - к «типу Адама».
20 Еще одно обстоятельство следует постоянно иметь в виду: когда мы говорим о том или ином уровне организации, о феноменах того или иного уровня (например, о логических уровнях сознания) это не значит, что существует или существенен только этот избранный уровень: в реальной структуре Универсума или человеческого существа всегда присутствуют все структурные уровни, переход с одного уровня на другой - это вовсе не переход из одного мира в другой, а обретение нового состояния - и только. Это, во-первых, означает, что динамическая периферия равно присутствует в организации и «реализованной личности» - «сянь» - и человека, чей центр осознания всегда пребывает на первом логическом уровне. «Личная эволюция», во-вторых, сводится к тому, что благодаря осознанию глубинных логических уровней они приходят в соответствие с базовой матричностью антропосферы, происходит приближение относительного аспекта сознания к абсолютному[110].
Таким образом, абсолютный аспект, состояние «сянь», «тип Адама», действительно не являются чем-то исключительным или недостижимым; в принципе, они доступны для каждого, хотя препоны на пути перехода центра осознания на глубинные логические уровни могут оказаться и очень существенными, труднопреодолимыми, а иногда и непреодолимыми. - ведь первый шаг к ним заключается в коррекции структурных дефектов, исправлении изъянов «личной истории» и даже врожденных генетических дефектов[111], а последующие шаги требуют большой личной работы, для которой чаще всего нет ни подлинного мотива, ни надлежащих условий.
Принцип иерархии
Фрактальность организации Универсума, в целом, и человеческого существа как его составного элемента позволяет нам сформулировать еще один важный принцип - принцип иерархии. Он вытекает из того очевидного факта, что любой структурный уровень организации может быть расчленен на подуровни, т. е.:
сингулярность «+О» сингулярность «n+0»
…….. ……….