Царь, патриарх и митрополит Исидор отправились во Флоренцию
Пришел из Царьграда в Москву митрополит Исидор
В ту же весну во вторник Светлой недели после Великого дня прибыл в Москву из Царьграда от патриарха Иосифа на митрополию митрополит Исидор, грек, знаток многих языков и книжник; и принял его великий князь Василий Васильевич с почестями.
И отслужили молебен в святой соборной церкви Пречистой Богородицы, и устроил в честь митрополита Исидора большой пир великий князь Василий Васильевич, и многими дорогими дарами одарил его.
В том же году Новгородский владыка Евфимий на вече по старинному обычаю благословил крестом посадников, тысяцких и весь Великий Новгород в воскресенье и пошел в Москву к Исидору, митрополиту всея Руси, месяца июня в 7 день получить от него благословение и ударить митрополиту челом.
О митрополите Исидоре
В том же году Исидор, митрополит всея Руси, начал говорить великому князю Василию Васильевичу, что преосвященный патриарх кир Иосиф и благочестивый греческий царь кир Калуян Мануилович Константинопольский советовался со всем освященным собором, с князьями и боярами о том, чтобы созвать восьмой собор вместе с папою и со всеми римлянами по поводу разделения и раскола Греческой церкви с Римской, всех земель и царств из-за спора пресуществления Пречистого Тела и Честной Крови Христа в кислом хлебе или в пресном, и о Святом Духе, и так стремился убедить князя защитник этого собора. Ответил ему великий князь: «При наших прародителях и родителях не бывало соединения нашей веры с римлянами, и не хочу я, чтобы объединились мы в вере с ними». Митрополит Исидор не послушался его, но стремился всей душой идти на восьмой собор к папе Евгению, патриарху Иосифу и греческому царю кир Калуяну в Римскую страну. И сказал ему великий князь Василий Васильевич: «Отче Исидор, мы тебе не разрешаем идти в Латинскую землю, ты же, нас не слушая, хочешь туда идти; но будет тебе известно: когда оттуда возвратишься к нам, принеси к нам нашу христианскую веру греческого закона, которую приняли прародители наши от греков». Он же обещал так сделать и поклялся, что ничего неправильного и чужого не принесет от латинян в Русскую землю с их восьмого собора, но соблюдет истинное православие греческого закона, считая себя мудрее мудрейших, и согласившись с безумными в согласии.
В 6946 лето от Адама (1446 лето от Христа)
О митрополите Исидоре
В ту же осень Исидор Гречин, митрополит всея Руси, отправился из Москвы в Великий Новгород, а с ним владыка Новгородский Евфимий, другие русские епископы проводили его с почестями.
Исидор же, придя в Новгород, благословил всех, оказал ему почести архиепископ, посадники, тысяцкие, бояре, купцы и весь Великий Новгород, и дали ему суд по старине, [и все пошлины его дали ему по старине].
Потом же зимой отправился митрополит Исидор во Псков, потом к немцам в Рим на восьмой собор, к папе Римскому Евгению, царю греческому кир Калуяну Константинопольскому и к патриарху вселенскому кир Иосифу. И приняли его псковичи с почестями.
И поставил он в Пскове архимандрита Геласия, дали ему псковичи суд по старине, и все пошлины его дали ему по старине, и многими дарами одарили его.
Он из Пскова пошел к немцам на восьмой собор, немцы же проводили его с почестями. Когда же он пришел в Немецкую землю в город Юрьев, живущие там православные христиане и все священники греческого закона встретили его с крестами; латиняне же и все немцы тоже встретили его с крестами согласно их римскому закону.
Исидор же, преступив клятву, которую дал великому князю Василию Васильевичу о соблюдении благочестия, когда пришел, поклонился и крестился, и целовал крест римского закона, и проводил крест римского закона, а потом подошел к святым крестам греческого закона; и, проводив крест римского закона до костела, то есть до их церкви, воздал им честь, и провожал его больше, чем крест греческого закона; греческого закона так не почтил.
Об Авраамии, владыке Суздальском
Видел это боголюбивый Авраамий, владыка Суздальский, и все православные христиане, которые были вместе с митрополитом в том путешествии, страхом все одержимы были, что, еще не побывав на соборе, так поступает.
В 6947 лето от Адама (1447 лето от Христа).
О митрополите Исидоре
Исидор Гречин, митрополит Киевский и всея Руси, прибыл в область Римскую, в город, называемый Феррара, к папе Римскому Евгению на ложный восьмой собор. Встретил митрополит там греческого царя Ивана Мануиловича Константинопольского, а с ним вселенского патриарха Иосифа, с ними же были митрополит Трапезундского царя, митрополит Иверского царя, также были митрополиты многих других земель; были там и епископы, числом 120, и много книжников, и великие старцы иноки, и много философов, и простые греческие старцы, и миряне, и множество греков; также и архиепископы, епископы, иноки латинских земель, и аквитанцы, латиняне, германцы, итальянцы, каринтийцы, французы, бербеяне, кафинцы - собралось их бесчисленное множество. Но собор не начинался долгое время, но только обсуждали разные вопросы по книгам, ожидая митрополита Великой Руси Исидора для участия в соборе. Тогда царь кир Иван Мануилович известил папу Римского Евгения и всех собравшихся там, что «в восточных русских землях больше всех православие и высшее христианство исповедует Белая Русь, великим государем которой является брат мой Василий Васильевич, которого восточные цари слушают, и которому великие князья со странами служат; но только ради своего смирения, благочестия и величия разума, благоверия он не называется царем, а великим Русским князем своих православных земель». И поэтому ожидали его митрополита, не начиная собора, шесть месяцев. Когда же митрополит Исидор прибыл к ним, то встретило его множество людей с великими почестями ради славы имени великого царя Василия Васильевича всея Руси.
Через несколько дней начался собор. В первый раз собрались на собор в сентябре месяце. Вошел папа Евгений в костел, то есть в церковь, с ним же латинские архиепископы и епископы, встали на левой стороне, царь же и патриарх находились на правой стороне около престола.
И тогда внесли и поставили серебряные позолоченные литые [статуи] святого Петра и Павла, и перед ними поставили три зажженные свечи и столы для философов, а перед царем также поставили стол для богословов.
И за стол для философов были посажены мудрецы: Юлиан, кардинал Римский, а с ним греки Иоанн Болонский, Адриан Критский; а за столом для богословов перед царем - Марк, митрополит Эфесский, вместо патриарха Александрийского, а митрополит Исидор вместо патриарха Антиохийского, а Виссарион Никейский вместо патриарха Иерусалимского. Начало же того собора было таким. Когда в костел вошел папа, то преклонил колени по латинскому обычаю и, пройдя, сел на свое место.
И тогда один епископ начал громко произносить на латинском языке, и их жаки исполняли песнопения. После этого начали произносить речи, а их толмачи говорили на трех языках: греческом, фрязском и философском; и принесли много книг, и положили перед ними, и, окончив беседу, разошлись. И так прошло три дня, но не было между ними решено ничего серьезного, пока не начали выступать фрязи, греки же тогда радовались.
Когда же наступил праздник великого Иоанна Богослова, то начали заседать четвертый раз согласно установленному прежде уставу, начали говорить фрязи; и множество книг принесли; и тогда начались между ними споры, но не пришли они к согласию. Блаженнейший же Марк, митрополит Эфесский, начал им говорить благоразумно и успокаиваюше, увещевая их многими словами, смиренно и благочинно говоря им: «Изложение веры спросим у вас, любезные отцы, доброе поручение наших отцов, собравшихся в Царствуюшем городе. Представьте себе, если кто-либо поверил бы вам залог, а вы не отдали бы его, как поступите с ним? Воздаяние и изложение отеческой веры, которые вы приняли, не допускает ни добавлений, ни изменений, заключено и запечатлено это святыми отцами, и смеющих вносить изменения отгоняют, а совершающих еще большее наказывают казнью. Хотя упомянутое изменение кажется вам незначительным, но краткое слово об этом никак не повредит. Более того, такое соединение принесет много пользы, так как соединит всех христиан, но значительно ли будет это изменение? Об этом и речь. Много мы согрешаем, стремясь к этому; что-то необходимое для этого прибавится, а что-то из-за этого отнимется. Даже найдете братьев рассеянных в вере и любовь почитающих. Молим вас, братья и господа пречестнейшие, как и прежде просили вас, ради милости Господа нашего Исуса Христа, возлюбившего нас злых, грешных и отчаявшихся, и душу Свою положившего ради нас! Возвратимся к благому согласию, которое прежде было между нами и святыми отцами, когда все придерживались согласия, и расколов среди нас не бывало. Примем друг друга по-братски, не посрамим память наших общих отцов, почтим их уставы, убоимся запретов, сохраним предания, чтобы единодушно согласием и единомыслием прославить Всепречестное и Великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. И сейчас хорошо бы вам, о, латиняне, познать истину Божью и не говорить неправды. И на святых отцов не лгать, ложных писаний не приводить, и Святого Духа не разделять, придерживаться учения о пресном хлебе, и веровать в святые семь соборов, и исполнять заветы святых отцов, а не укорять их и не отказываться от них, восьмого же собора не собирать, не называть, а прилежно исследовать учения блаженнейших семи пап, руководствоваться святыми книгами и выполнять наказы вселенского учителя Иоанна Златоуста, поступать согласно правилам святых апостолов и богоносных отцов всех святых семи соборов, истинные писания святых исполнять, а льстивое и ложное не изрекать. И так по божественному закону святых правил и по уставу святого церковного пения правильно прошения и молитвы принесем Всесильному и Многомилостивому Богу и прославим память святых апостолов и святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и всех святых отцов святых семи соборов, и святейших вселенских пап от Сильвестра Римского до Адриана, и пусть все эти святые помолятся о нас Богу и приведут нас в разум истинный. А Господь Бог откроет разум премудрости и покажет всем Свое истинное Божественное слово. И пусть умягчит Господь душевные нивы ваших сердец, чтобы вы смогли услышать и понять истину и пойти правильным путем, пусть и наши мысли не споткнутся. Тебе же, честный папа Евгений, подобает об этом истинно рассудить и высказать благую мысль, так как именно ты призвал благочистивого царя Ивана, сына Мануйлова, и святейшего вселенского патриарха Иосифа, и всех восточных митрополитов и епископов, и отовсюду множество православных христиан честных и вселенских соборов, и честных архимандритов, игуменов, иереев, множество монахов, изящных и премудрых философов, и добродетельных монахов многосоставный собор собрал. Утвердите же правду и истину о Боге, пусть не напрасен будет труд нашего собрания, пусть не о нас говорит пророк Давид: «Почему шатаются народы и люди, поучившись пустому; князья людские собрались вместе на Господа и на Христа Его». Остерегайтесь этого, пусть никогда не услышат верные православию народы, что вы откажитесь от правды, а льстивое и ложное примите, и тогда посмеются вашему ложному собранию. Если же не захотите утвердить истину, не пойдете путем Божьей правды, то и сами знаете, как о таких говорит пророк: «Если не хотите, не послушаете меня, оружие получите, ибо уста Господни говорят это». Такими благоутешными словами Марк, митрополит Эфесский, смиренно обратился к собравшимся. И тогда встал Юлиан, кардинал Римский, со своего места и пошел к папе Евгению, гневаясь на это, будучи не в силах услышать от митрополита Марка такие слова; и сказал папе Евгению: «Слышишь ли, почтенный папа, святой учитель, какую хулу Марк на тебя возводит? Книги твои лживыми называет, а в соборе твоем не хочет участвовать, и тебя, папу, вначале поминать не хочет, и восьмого собора признавать не хочет, но семи соборам последует и о них учит».
Папа Евгений, услышав от него такие слова, очень смутился и так начал говорить греческому царю Ивану и патриарху вселенскому Иосифу: «Слышите ли, царь Иван, и ты, патриарх Иосиф, какую хулу на меня возводит Марк, митрополит Эфесский, и книги мои ругает?» Тогда же царь отвечал ему: «Мы никакой хулы не услышали от Марка, но все справедливо говорил Марк перед нами».
И тогда папа Римский Евгений, досаждая Марку, повелел принести множество книг.
Блаженнейший же митрополит Эфесский Марк, умилившись сердцем в себе и воспламенившись в душе мыслью об их латинской неправде, видя смятенных Божьих людей и приступая к соблазну их ереси, начал жестоко говорить им: «О, латиняне! О, латиняне! Если не откажетесь от своего безумия, неправедно говоря о семи соборах святых отцов, вселенских учителей и святых семи блаженнейших пап, пусть будет вам известно, что, начиная с этого часа, скоро перестанете изрекать свои безумные ложные речи». И в тот же час Марк так ответил какому-то человеку, злобно говорящему: «Выйди отсюда, не находись здесь!» И тогда какой-то монах быстро вышел вон.
Сразу же фрязи и латиняне пришли в замешательство. И папа Евгений, встав со своего места, вышел, а за ним все кардиналы, архиепископы, епископы, фрязи, аламане и все латиняне, не желающие слушать слов Марка; остались только одни греки и русские.
И тогда царь Иван Мануилович и патриарх Иосиф спросили Марка: «Что такое злое ты сказал папе Евгению и кардиналам, что ушли они со своих мест?» Митрополит Эфеёский Марк ответил им: «Слушай, благочестивый царь Иван, и ты, вселенский патриарх Иосиф, если кто неправду совершает, тот не может правды слышать; о таких говорит пророк: «Загради уста говорящим неправду». Я только сказал им, что, если кто отступится от заповедей святых апостолов и святых семи соборов святых отцов и святых семи пап вселенских учителей, то будет предан анафеме; и потому бежали они с мест своих. Помните, как в Царьграде и сами об этом говорили, что по своей сути латиняне - не христиане. Как они могут быть христианами? Сейчас это подтвердилось: если они не могут слышать правду, то как они могут идти правым путем? И как можно быть нам в единстве с ними, в одной церкви, отказывающейся от истины Божьей? Но знает держава твоя, царь, что если бы сказал им хоть слово о том, насколько латиняне отдалились от святой Божьей церкви или как отреклись от веры православной, то не смогли таких обличений выслушать и убежали бы из этого города из-за своих заблуждений. Ныне же слышал, царь Иван, то, что папа говорит: семь святых вселенских соборов не хочет он принимать, и тебя, царя, в молитвах не хочет поминать, ни патриархов называть своими братьями не хочет, но повелевает свое, папы Евгения, имя поминать в церквах по всей земле. Но если будем папу Евгения первым поминать, то уже скоро прикажет нам и на пресном хлебе служить. Поэтому, царь, я в этом соборе участвовать не хочу, не хочу и папу Евгения первым поминать и всем приказываю не отрекаться от святых семи соборов и заповедей святых отцов, потому что в святых правилах написано: если кто что-нибудь прибавит к заповедям святых вселенских учителей или убавит от них, то будет проклят. А этого я очень боюсь и восьмой собор не признаю, и папы Евгения не поминаю, и заповеди его не признаю. А кто папу Евгения в православных церквах помянет, тем будет анафема, то есть проклятие». Слышали это латинские капелланы, и, посрамленные, сбежали от слов его.
И тогда сказал ему греческий царь Иван: «Отче святой, перестань». И, встав, вернулся в свои покои.
И потом стали приходить кардиналы папы Римского Евгения к греческому царю Ивану Мануиловичу и патриарху вселенскому Иосифу, также и к Исидору, митрополиту Русскому, со многими льстивыми речами, чтобы не переубедил их Марк, Эфесский митрополит, говоря: «Исполните нашу волю и возьмите себе столько золота, сколько захотите». И в течение многих дней приходили к ним, уговаривая, и прельстили их. Царь же греческий Иван и патриарх вселенский Иосиф согласились участвовать в последнем заседании собора в латинском городе Флоренции; так и поступили, получив много золота, пошли в их город Флоренцию. В том же году царь Махамет тайно приходил к Москве месяца июля в 3 день в пятницу с большим войском.
Князь же великий Василий Васильевич захотел выступить против него, но не успел собраться; но все-таки пошел. И, видя, что мало имеет воинов, возвратился и пошел за Волгу, а в Москве оставил своего воеводу князя Юрия Патрикеевича с безчисленным множеством христиан.
Царь, патриарх и митрополит Исидор отправились во Флоренцию
В ту же зиму прибыли в город Флоренцию греческий царь кир Иван Калуян Маиуилович Константинопольский, вселенский патриарх Иосиф Константинопольский, и многие другие митрополиты и епископы, а также Исидор, митрополит Русский, бывший с ними единомышленником в совершении злых своих ересей, мечтавшие, обольстив, склонить Марка на свою сторону.
Марк, митрополит Эфесский, говорил царю и патриарху: «Не ходите в латинский город Флоренцию, так как не сможете исполнить своего желания, о котором вы мечтаете; но как Бог захочет, так и будет». Они же не послушали его и пошли, и в вынужденном путешествии навязал папа Евгений свою волю над ними Марк же им говорил: «Разве не говорил ли я вам о том, что латиняне лживы, а что говорят, то все лгут». Тогда сам царь Иван с Исидором, митрополитом Русским, начали часто ездить к папе и подводить дело к завершению, начали собираться одни, надеясь над Марком, митрополитом Эфесским, свою волю совершить. Он же в беседе с ними жестокие слова произносил, называя всех латиняиами, царя, патриарха и всех митрополитов, греческих епископов и их философов, также и Исидора, митрополита Русского, единомышленного с ними, дерзновенно без всякого стеснения укорял всех и латинянами называл.
Царь же и патриарх обращались к нему, говоря: «О, Марк! Если ты там говорил жестоко, то здесь смиренно говори». Отвечал им Марк, митрополит Эфесский: «И сейчас, царь и патриарх, не послушаю вас, но что Бог захочет, так и сотворит». Многократно они собирались без него, но не сумели ничего сделать.
И потом греки вместе с Исидором, митрополитом Русским, подписали свои книги против него, чтобы было чем одолеть его или какое слово уловить из его уст, чтобы от правды отлучить. Он же не давал никакой хулы произносить и укорял их самих и их философов, пренебрегал царскими и патриаршими словами, также и Исидора, митрополита Русского, и всех митрополитов, греческих епископов, священноиноков, иноков и всех греков, единомышленных с ними, и не благословил ни папы, ни его собора, и ушел от них в свою палату. И не смели они завершить собор без него, потому что тогда молва пойдет среди людей.
И много раз царь и патриарх по совету Исидора, митрополита Русского, запрещали Марку так поступать, говоря: «Послушай папу Евгения, благо тебе будет и за строптивость свою не пострадаешь». И много жестоких запретов принял Марк от царя и патриарха, также и от Исидора, митрополита Русского.
Также после них и сам папа Евгений, наученный Исидором, митрополитом Русским, стращал митрополита Марка муками. Он же нисколько их не испугался, но помнил пророка Давида, так говорившего: «Живый в помощи Вышняго во крове Бога Небеснаго водворится»; и лаки «Взоветь ко Мне, и услышу , с ним есмь во скорби; изму и прославлю и, и долготу дний исполню, и явлю ему спасение Мое». Марк, митрополит Эфесский, уповал на Господа Бога, спасающего людей, и сам утешался мыслью о Боге. И потом уговаривал его папа и золота много посылал ему, чтобы послушался его и исполнил его волю; он же ни во что это не ставил и говорил им: «Не за золотом, не за серебром пришел я сюда, но ради правды Божьей». Но не смогли прельстить его. Царь же греческий Иван Константинопольский и вселенский патриарх Иосиф, и Исидор, митрополит Русский, и другие митрополиты и епископы, и все, бывшие с ними, спорящие и собравшиеся от дня Алексея, человека Божьего, месяца марта в 17 день, и до Сысоя Великого, месяца июня в шестой день, стремились к тому, чтобы достигнуть желаемого. Марк, митрополит Эфесский, не всегда приходил к ним на их собрания, они же без него ничего не смогли сделать, но не могли и запретить ему так поступать.
И тогда созвали царь, патриарх, все митрополиты, и епископы, и Исидор, митрополит Русский, с папою Евгением большой собор, решая разные вопросы и состязаясь, собирались в течение многих дней. Латиняне же, утверждающие свое, говорили, что «Всем церквам глава – Римская церковь, и вера христианская едина, как в нас, римлянах, так же и в вас, в греках, а устав у всех не одинаков; есть и у вас, греков, много не одинаковых и не единых во всем уставов: Египетский, Александрийский, Иерусалимский не одинаковы, но различаются и устанавливают не одинаковые правила. Также и Цареградский, и Святогорский, и Студитский, и многие другие уставы также не одинаковы. Но истинная христианская вера едина во всех этих уставах, поэтому вам следует покориться уставу нашей Римской церкви и принять его, и придерживаться. Если же не хотите придерживаться устава Римской церкви, то придерживайтесь своих греческих уставов, но будете единомышленны с нашей Римской церковью и христианскую веру соединяйте, а не разделяйте». И так, обсуждая и споря, веру объединили, и все свои дела окончили, и записали все решенное, и написали всем собором во главе с Евгением, Папою Римским, и греческим царем Иваном следующее: «Евгений, епископ, раб рабов Божьих Господа нашего Исуса Христа, Сына Единородного. Подписываем свидетельство этого вечного дела позволением возлюбленного моего сына Ивана, светлейшего царя ромеев, с наместниками честнейших братьев наших патриархов и всех других иерархов, которые управляют восточной церковью. Веселитесь, небеса, радуйся, земля, потому что свершается соединение ограды, в которой находятся восточная и западная церкви. Приходит смирение и соединение краеугольного камня Христа, который, ранее разделившись, сейчас соединится воедино и дружественный мир крепко свяжет, и разделенный оплот соберет и утвердит, и приведет к вечному соединению. Мрак и скорбная мгла покрывали наступившую давно тьму жалости отеческих годов, ныне же тихий луч любезного соединения всех озарил, поскольку при разделении все горько плакали, теперь же во время настоящего духовного соединения неизреченною радостью радуются, Всесильного благодаря Бога. Пусть возвеселятся во вселенной все верные, объединенные именем Христа, и матери соборные церкви возвеселятся с избранными своими чадами! В годы несогласия западные и восточные отцы повергли себя в великую нужду и страдания, в море же и на суше безмерную тяготу испытали. И на этот священный вселенский собор и на священное собрание, к первоначальной любви и объединению собрались с радостью и большими трудами, и против желаемого не погрешили, но благодатью Пресвятого Духа достигли любезного Богу завершения своих желаний. Кто может божественные дары изречь и хвалу? Кто же богатству святых божественных щедрот не удивится? Какие железные и твердые сердца не умягчатся от такого божественного милосердия? Это святое истинное дело, которое невозможно постигнуть человеческому уму, сейчас же изрядным дерзновением восприняв, песнь святых возглашаю: «Тебе песнь, Тебе слава, Тебе подобает благодарение, Христос, источник щедрот, Который столькими благами свою невесту соборную церковь украсил, Который в наши времена явил чудеса Своего милосердия, нас же сподобил рассказать о них и прославить их. О, велико и неизреченно дарование, которое даровал нам Христос! Своими очами сподобился я, грешный, увидеть то, что многие пытались достигнуть раньше нас и плакали, желая увидеть, но не сподобились. Собрались латиняне и греки на священный и божественный вселенский собор и старались, совершая большой подвиг, обрести твердое знание о исхождении Духа Святого. И нашли в святых писаниях и у святых восточных и западных учителей, что некоторые говорят об исхождении Святого Духа - от Отца и Сына, а другие говорили, исходит Дух Святой от Отца и за Сына, но все говорили об одном, хотя и по-разному это излагают. Греки же говорили, что Дух Святой исходит от Отца, но не в том смысле, что Сын отлучен от Отца, но латиняне сомневаются в этом; вот в чем заключалось их сомнение: поскольку те не говорили, что Дух Святой от Отца и Сына исходит в два начала и в два духновения; и потому греки говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Латиняне же представили им и так решили по своему уму и разуму, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Отец есть источник и начало Сыну и Святому Духу; поэтому Дух Святой не исходит от Сына в два начала и в два происхождения, но одно происхождение и начало Духа Святого едино, что и доныне они исповедуют. Все же умы объединяются в соглашении и в единстве - во имя Святой и Нераздельной Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Нынешний же священный святой вселенский собор, созванный во Флоренции, повелевает так: подобная вера среди всех христиан принимается за истину и утверждается единственной верной. Все так веруем, все так решаем, все, согласившись, подписываем. Эта вера - вера святых апостолов, это вера святых отцов, это вера всех христиан, истинно верующих во Христа, и те всегда мудрствуют и исповедуют, так как Дух Святой от Отца с Сыном всегда единосущен, и Сын обладает Им изначала, потому что от единого начала и от единого происхождения исходит: это же говорят святые учителя и отцы, которые считают, что от Отца и за [...] Сына Святому Духу, как и Отец, и все, чем обладает Отец, Он отдал при рождении Сыну Своему, разве Отец не является Духом Святым, Который исходит от Сына, Которым изначально обладает Отец. Также же вспомним о вышеупомянутом словосочетании «От Сына», это изобретено по какой-то необходимости того времени и после рассмотрения превращено в символ. Поговорим же и о хлебе пшеничном, о пресном и кислом, достойном для претворения в Тело Христово: всякий священник действует по уставу и обычаю своей церкви, восточной и западной. Об усопших же так считаем: те, которые в истинной христианской вере и исповедании в Божий мир перешли, но покаяния плодов не успели принести о своих согрешениях, как им духовные отцы заповедали, очистятся после смерти через муки и заупокойные службы, совершаемые после их смерти, литургии, через милостыню и другие приношения, которые приносятся за верных, как святая церковь заповедует. Приятны души, которые после крещения не осквернились грехами или же очистились от своих грехов покаянием, еще пребывая в теле, и, покинув тело, как прежде говорилось, вместе будут взяты на небеса и сподобятся видеть в трех ипостасях, как каждый будет достоин по своим делам. Души их [...] смертными муками мучатся. Считаем также, что святой апостольский престол Римский архиерея на всех концах вселенной принимается как первого наместника блаженного и верховного апостола Петра, викария Исуса Христа, и слава всем церквям и всем христианам отца и учителя, по преданию, Исуса Христа, Который поручил святому Петру пасти, судить и заботиться обо всех церквях, что было принято святыми правилами вселенских соборов. Такой устав согласно истинному преданию принимают наши честнейшие братья, патриархи: первый - патриарх Константинополя, второй - Рима, третий - Александрии, четвертый - Антиохии, пятый - Иерусалима, обязуются во всех своих местах и законах принимать и исполнять во всем. Дано во Флоренции, в соборной церкви вселенского собора в лето воплощения Господня 1439-е июня в 6 день в 9-й год нашего священства. Все так веруем и решаем, и все, согласившись, подписали в 6948 лето от Адама (1448 лето от Христа) месяца июня в 6 день». И подписался греческий царь Иван Константинопольский и с ним Исидор, митрополит Русский.
Иосиф, вселенский патриарх Константинополя, вскоре преставился того же месяца июня в 10 день, и положили его в костеле, то есть в церкви, где находился папа во время собора. Блаженнейший Марк, митрополит Эфесский, не подписался под их еретическими и ложными утверждениями, также поступили Иверский митрополит Григорий, Нитрийский Исаакий и Газский Софроний, и уехали из города. Царь же с дороги вернул их к себе, а Григорий Ивереский бежал к своему царю в Венецию по морю и так избежал возвращения назад. Вернувшись, они так и не покорились царю, не испугались его ярости и запрета. Закончился собор в городе Флоренции в 6948 лето от Адама ( 1448 лето от Христа) месяца июня в 6 день.