Расспрос и общий осмотр больных
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснодарский муниципальный медицинский
Институт высшего сестринского образования
Борисов Ю.Ю.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОПЕДЕВТИКА
ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»
Учебно-методическое пособие
Для студентов институтов (факультетов)
Высшего сестринского образования
По направлению подготовки 060500.62
«Сестринское дело», квалификация
(степень) «бакалавр»
Краснодар 2014
УДК 616(091):378.661(07.07)
Автор: Борисов Ю.Ю. доктор медицинских наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Кубани, завкафедрой терапии с
Курсом педиатрии Краснодарского муниципального меди-
Цинского института высшего сестринского образования
Материалы для самоподготовки по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней». Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения институтов (факультетов) высшего сестринского образования по направлению подготовки 060500.62 «Сестринское дело». - Краснодар, 2014. – 28 с.
Рецензенты: Адамчик А.С. д.м.н. профессор, зав. кафедрой пропедевтики
Внутренних болезней ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,
Горбань В.В. д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической
Терапии с курсом общей врачебной практики ФПК и ППС
ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.
Настоящие методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам заочной формы обучения институтов (факультетов) высшего сестринского образования при самостоятельной работе по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
МАОУ ВПО "Краснодарский муниципальный медицинский
институт высшего сестринского образования"
© МАОУ ВПО Краснодарский муниципальный медицинский институт
Высшего сестринского образования
Основная цель изучения дисциплины:
- дать знания и умения по методике обследования различных органов и систем;
- показать роль и место данного предмета в профессиональной подготовке и деятельности медсестры с высшим образованием.
Основная задача медсестры с высшим образованием, помимо организации и проведения лечебно-профилактических мероприятий и формирования поведенческих мотивов здорового образа жизни, - диагностика заболеваний, раннее выявление первых их признаков. Диагностика, как научная дисциплина, состоит из трех основных разделов:
· изучение методов наблюдения и исследования (физические и инструментально-лабораторные) – сбор информации;
· изучение диагностического значения основных симптомов и синдромов болезни - семиотика;
· изучение особенностей мышления при распознавании болезней – методика установление диагноза.
После прохождения цикла пропедевтики внутренних болезней студенты должны знать:
· структуру и организацию терапевтической помощи;
· основы семиологии и диагностики;
· основные и дополнительные лабораторно-инструментальные методы обследования внутренних органов;
· правила работы, технику безопасности при работе с аппаратурой, приборами и инструментами, приспособлениями и устройствами, используемыми в диагностическом и лечебном процессе в терапии;
· происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов при наиболее распространенных заболеваниях внутренних органов;
· основные показатели лабораторно-диагностических исследований в норме и при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях, неотложных и критических состояниях в терапии;
В результате выполнения программы студент должен уметь:
· применять правила медицинской этики и деонтологии при обследовании пациента;
· провести сбор информации о больном (расспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию);
· подготовить пациента к дополнительным методам обследования;
· оценить данные, полученные при физикальных, лабораторных, функциональных и инструментальных исследованиях;
· выявить основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний и объединить их клинические синдромы;
· оформить историю болезни и индивидуальную карту амбулаторного больного.
Изучение дисциплины завершается защитой академической истории болезни и экзаменом.
Тема 1: Основные методы клинического обследования:
расспрос и общий осмотр больных.
Цели:после изучения темы студентдолжен:
Представлять:
1. Семиологическое значение расспроса больного.
2. Семиологическое значение общего осмотра больного.
Знать:
1. Последовательность и методику проведения расспроса больного.
2. Классификацию и детализацию жалоб больного.
3. Последовательность и правила проведения общего осмотра больного.
4. Нарушения общего состояния, сознания, положения больного.
5. Типы телосложения больного.
6. Изменения окраски кожных покровов, виды сыпей.
7. Патологические изменения подкожно жирового слоя и лимфатических узлов.
Уметь:
1. Выяснить жалобы больных, систематизировать их (по ведущим синдромам и симптомам).
2. Выяснить историю развития болезни.
3. Выяснить историю жизни.
4. Составить генеалогическую схему.
5. Изложить в истории болезни жалобы и основные разделы анамнеза заболевания и анамнеза жизни.
6. Оценить общее состояние, сознание, положение, тип телосложения больного.
7. Провести исследование кожных покровов.
8. Исследовать подкожно жировой слой и лимфатические узлы.
Вопросы, подлежащие самостоятельному изучению
1. Расспрос больного и его значение в диагностике различных заболеваний.
2. Схема и последовательность расспроса: паспортные данные, жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни.
3. Характеристика основных разделов анамнеза жизни.
4. Трудовой и бытовой анамнез.
5. Вредные привычки, перенесенные заболевания, семейный анамнез с составлением генеалогической схемы.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите последовательность проведения расспроса больного.
2. Перечислите виды жалоб больного
3. Что такое детализация жалоб больного?
4. Каковы правила сбора анамнеза заболевания?
5. Каковы правила сбора анамнеза жизни больного?
6. Какова последовательность и правила проведения общего осмотра больного?
7. Перечислите нарушения общего состояния больного.
8. Перечислите возможные нарушения сознания больного.
9. Перечислите возможные нарушения положения больного.
10. Охарактеризуйте типы телосложения больного.
11. Перечислите изменения окраски кожных покровов, виды сыпей.
12. Назовите патологические изменения подкожно жирового слоя и лимфатических узлов.
Тема 2: Расспрос, осмотр и пальпация при заболеваниях
органов дыхания. Перкуссия легких
Цели:после изучения темы студент должен:
Иметь представление:об основных патогенетических механизмах развития симптомов при заболеваниях органов дыхания,
Знать:условия, правила, последовательностьрасспроса пациента с патологией органов дыхания,основные жалобы при заболевании органов дыхания, сущность и методику осмотра, пальпации, сравнительной и топографической перкуссии грудной клетки.
Уметь:
1. Провести расспрос больных с заболеваниями органов дыхания.
2. Провести исследование верхних дыхательных путей.
3. Провести осмотр и пальпацию грудной клетки.
4. Провести сравнительную перкуссию легких.
5. Провести топографическую перкуссию легких.
6. Научиться определять характер перкуторного звука.
7. Правильно описывать результаты расспроса больного, осмотра, пальпации перкуссии грудной клетки.
Вопросы, подлежащие самостоятельному изучению
1. Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания: одышка, удушье, кашель, кровохарканье, боли в грудной клетке, лихорадка.
2. Исследование верхних дыхательных путей. Основные жалобы: затрудненное дыхание через нос, ощущение сухости в носу, выделения из носа, носовые кровотечения и др.
3. Осмотр грудной клетки. Определение формы грудной клетки, ее деформаций, симметричности. Равномерность движения ее правой и левой половин в акте дыхания. Оценка типа и частоты дыхания, его глубины и ритма. Определение окружности и максимальной дыхательной экскурсии грудной клетки.
Контрольные вопросы и задания.
1. Перечислите основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания и дайте их детализацию.
2. Назовите основные факторы риска заболеваний органов дыхания.
3. Какова методика исследования верхних дыхательных путей?
4. Перечислите этапы осмотра грудной клетки.
5. В чем заключается диагностическое значение осмотра грудной клетки?
6. Какова последовательность и техника пальпации грудной клетки?
7. Перечислите изменения, выявляемые при пальпации грудной клетки и их семиологическое значение.
8. Назовите правила и последовательность проведения сравнительной перкуссии легких.
9. Каково диагностическое значение изменений перкуторного звука?
10. Назовите цели и задачи топографической перкуссии легких.
11. Какова последовательность и техника сравнительной перкуссии легких?
12. При каких патологических состояниях изменяются границы легких?