Как объяснить человеку, куда ему идти
Большинство людей, которые берутся объяснить прохожему или проезжему, куда ему ехать или идти, дают указания с учетом лишь тех картин и схем, которые имеются в их собственном мозге. При этом они совершенно упускают из виду тех людей, которым их речи адресованы, и в большинстве случаев их слушатели окончательно сбиваются с пути.
Рассказ о том, как проехать туда-то и туда-то, чаще всего выглядит следующим образом:
«Если вы хотите попасть туда, куда вам нужно, езжайте по этой дороге, у пивной повернете налево, проедете еще немного, повернете направо у бензоколонки… постойте, что же это за бензоколонка… Может быть, ВР, или «Esso», или «Shell»[53]? Простите, к сожалению, никак не припомню… В любом случае, после того как повернете, продолжайте ехать по этой дороге, пока не увидите поле, на котором пасутся лошади. Затем поверните налево, проезжайте еще немного – и вы на месте!»
Неудивительно, что в результате люди сбиваются с пути!
Основной причиной столь туманных объяснений является то, что их автор не удосужился развить свой вербальный интеллект; он с абсолютной ясностью представляет себе соответствующий маршрут, но не в состоянии четко передать эту информацию другому человеку.
В его объяснениях отсутствуют детали, являющиеся самыми существенными для любого грамотного с точки зрения вербального интеллекта обмена информацией:
• Расстояние. Расстояние важно для мозга, оно позволяет мгновенно подключить навыки пространственного мышления, характерные для правого полушария, что помогает решить проблему.
• Яркие, образные описания наиболее важных примет ландшафта (зданий и т. д.), встречающихся по пути. Они должны зрительно выделяться на фоне пейзажа и каким-то образом отличаться от всего, что их окружает.
• Время, которое потребуется для того, чтобы добраться. Знание времени, которое необходимо затратить на дорогу, значительно облегчит вам продвижение к цели.
• Те же объяснения, но в более грамотной версии с точки зрения вербального интеллекта могли бы выглядеть приблизительно следующим образом:
«По этой дороге, примерно через километр, на углу будет старая пивнушка, покрашенная в черно-белый цвет, с рогами оленя вместо вывески. В этом месте поверните налево, поезжайте этой дорогой и приблизительно еще через полкилометра или что-то вроде того вы увидите огромную, роскошную бензозаправочную станцию. Сразу за ней сделайте правый поворот и езжайте вдоль низеньких белых домиков, которые похожи на спичечные коробки. Езжайте дальше и через несколько километров вы увидите поле, мягкими уступами взбирающееся на холм и огражденное частоколом; там всегда пасутся лошади. Сразу за полем еще раз сделайте левый поворот, и примерно через 100 метров будет то самое место, которое вам нужно. Вы доберетесь туда минут за 10–15».
Этот набор указаний – гораздо более ясный, четкий и безошибочный – в любом случае подлежит проверке, если у адресата достаточно высокий вербальный интеллект. Почему? Да потому, что любой человек с высоким уровнем вербального интеллекта знает, что воспринимающий мозг вполне способен «продуцировать» ложные сведения на основе того, что было сказано в действительности.
Способность давать ясные и лаконичные указания, изобилующие зримыми подробностями и красочными описаниями, – это безошибочный признак человека с высоким уровнем вербального интеллекта. Если человек в состоянии совершить такого рода подвиг, он неизбежно добьется успеха и в любом другом виде общения.
Интересно, что хорошо объяснить дорогу можно только в том случае, если подключить к этому творческое воображение и ассоциативное мышление, а также способность точно определить местоположение. Именно это делает с вами интеллект-карта, выступая в качестве надежного орудия, служащего для того, чтобы ясно и точно указывать путь, когда вы проезжаете по автострадам и проселочным дорогам в стране ваших быстро растущих знаний.
Общение животных
Всего каких-нибудь 50 лет назад полагали, что животные в основе своей бессловесны, тупы, немы и все, что они делают, является автоматической реакцией на стимул и не может называться подлинным общением.
Теперь-то мы знаем, что это абсолютно не соответствует истине.
Дельфины, киты, обезьяны – абсолютно все млекопитающие, а также птицы наделены невероятно изощренными и сложными системами коммуникации. Интересно, что значительная часть их общения осуществляется с помощью голоса и особого рода «слов». Остальное их общение осуществляется посредством органов чувств и «языка тела».
Ныне мы знаем, что суммарная форма социального взаимодействия в животных сообществах достигла невероятно высокой степени развития.
Кроме того, нам стало известно, что их общественные структуры очень сложны и исключительно успешно функционируют.
К примеру, стаи животных, которые добывают себе пропитание охотой, организованы зачастую четче и рациональнее, чем воинские подразделения. Небольшие стаи китов имеют весьма сложную социальную структуру и способны общаться со стаями, разговаривающими на том же языке, даже если они в этот момент находятся на расстоянии сотен километров.
Какое отношение все это имеет к развитию вашего собственного вербального интеллекта?
Изучая вербальный интеллект животных, «язык» их органов чувств, голоса и тела, мы можем открыть для себя множество новых идей и форм поведения, которые обогатят наш собственный репертуар общения и вербальный интеллект.