Уровень верований, ценностей, убеждений
Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».
Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, совокупные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутреннему состоянию.
Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое полено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в ближайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем вполе перцепции начинает преобладать именно кинестетическая составляющая. Нарастает состояние транса.
На этом уровне происходит формирование карт реальности по принципу установления пространственно-временных и причинно-следственных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеждений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелинейный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбранный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсолютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса ситуаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формироваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, определив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и отобрать необходимые для его прохождения средства (формирование стратегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разумеется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контекстуально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориентированная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней деятельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутренняя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присутствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.
Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоскостей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельностью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.
Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограниченным множеством карт, поскольку и контактов существует неограниченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.
Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачевным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, наконец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позволяют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существующую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное определение контекстов - смешением таковых.
Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пределы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуждать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.
Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.