О чем рассказал Король Червей
Из всех хитроумных задач-приключений в Стране Чудес Алисе больше всего понравились те, о которых я расскажу в этой главе. Столь замечательных примеров логических рассуждений Алиса не встречала, пока не совершила еще одно путешествие в Зазеркалье.
«Последняя задача Грифона была просто великолепна! – думала Алиса, распрощавшись с Грифоном и Черепахой Квази. – Хотела бы я знать, почему Черепаха Квази считает, что его задачи очень печальны. Наверное, он чересчур сентиментален!»
Алиса прошла уже довольно большое расстояние, как вдруг увидела Короля Червей, сидевшего в полном одиночестве на скамеечке, целиком погрузившись в размышления. Алиса некоторое время постояла рядом, не решаясь промолвить слово, чтобы не побеспокоить Короля.
«Иногда Короли размышляют над важными вещами, – подумала Алиса. – По крайней мере мне так говорили. Пожалуй, не стоит приставать к Королю с расспросами».
Наконец Король заметил Алису и улыбнулся.
– Ты очень хорошо выступала на судебных заседаниях, – сказал он. – Необычайная проницательность для столь юного возраста!
Алиса не была вполне уверена, что знает точный смысл слова «проницательность». Но что бы оно ни означало, звучало оно вполне приятно. Если судить по выражению лица Короля и интонации, с которой он произнес это несколько загадочное слово, оно должно означать нечто лестное.
– Мне очень понравились судебные заседания, – сказала Алиса. – Я очень признательна Вашему Величеству за то, что вы позволили мне дать показания, которые помогли присяжным установить истину.
– Взять хотя бы того Грифона, – промолвил с улыбкой Король. – Ведь он едва не похитил крендели.
– О да! – согласилась Алиса. – Должна вам сказать, Ваше Величество, что я недавно видела Грифона и удивилась, почему он на свободе…
– Ах, ты об этом! – прервал ее Король, угадав, о чем хочет спросить Алиса. – Видишь ли, некоторое время назад Грифон оказал мне весьма ценную услугу, он почти спас мне жизнь!
– Минутку! – перебила Короля Алиса. – Что значит – он почти спас вам жизнь? Мне кажется, вы вполне живы и пребываете в добром здравии.
– Совершенно верно! – согласился Король. – В благодарность за оказанную услугу я решил помиловать Грифона вскоре после того, как вынес ему приговор. Кроме того, – продолжал Король, – как ты знаешь, он действительно не съел ни одного кренделя. Вот если бы он съел хоть один крендель, то не думаю, чтобы я был таким великодушным!
«Ах вот в чем дело!» – подумала Алиса.
– Тебе, должно быть, интересно знать, о чем я размышлял, когда ты пришла? – продолжал Король.
– О да, Ваше Величество! По правде признаться, я немного любопытна.
– Говорить правду всегда хорошо, – назидательно сказал Король. – Видишь ли, всю свою жизнь я интересуюсь логикой и юриспруденцией. И когда ты пришла, я как раз размышлял над некоторыми замечательными историями, о которых давным-давно прочитал в какой-то книге. Книга была очень старая. Она ни разу не попадалась мне с тех пор, как я прочитал ее еще в детстве, но все истории я помню с такой ясностью, словно захлопнул книгу только вчера!
– Как интересно! – воскликнула Алиса.
– Самой интересной была последняя глава, – продолжал Король. – В ней рассказывалось о том, как судили секретных агентов. Их еще иногда называют шпионами. Начиналась глава с очень простых случаев, а заканчивалась логической задачей, лучше которой я не слыхивал за всю свою жизнь!
Алиса слушала Короля со все большим интересом.
– Если угодно, я могу кратко пересказать содержание последней главы, – предложил Король.
– Я была бы очень признательна Вашему Величеству, – обрадовалась Алиса.
– Очень хорошо, – сказал Король. – Все истории, о которых пойдет речь, происходили в одной очень далекой и, должен признаться, очень странной стране, населенной рыцарями, всегда говорящими только правду, и лжецами, всегда говорящими только ложь (других обитателей в стране просто не было!)…
– Я знаю такие задачи! – воскликнула Алиса.
– Я бы настоятельно рекомендовал тебе, – рассердился Король, – никогда не говорить, что ты знаешь задачи, не выслушав прежде, о каких задачах идет речь. О лжецах и людях, всегда говорящих только правду, существует бесчисленное множество задач, дитя мое, поэтому миллион шансов против одного, что ты не знаешь тех задач, о которых я хочу тебе рассказать.
– Извини, – продолжал Король, все еще сердясь, – но ты напоминаешь мне тех детей, которые, едва завидя в руках фокусника колоду карт, начинают кричать: «Это мы уже видели!» Существует бессчетное множество карточных фокусов, равно как и бессчетноемножество задач о рыцарях, всегда говорящих только правду, и лжецах, всегда говорящих только ложь. Книга, из которой я вычитал разные истории, была очень старой и редкой, даже в дни моей юности, а теперь во всем мире, вероятно, не осталось ни одного ее экземпляра. Поэтому, как я уже говорил, миллион шансов против одного, что ты не знаешь ни одной из моих задач.
«Интересно, – подумала Алиса, – каким образом Король так точно подсчитал эти шансы». Но так как ей было немного стыдно за то, что она так опрометчиво перебила Его Величество, Алиса решила не прерывать Короля без особой необходимости.